Основные методы дезинфекции при туберкулезе
Дезинфекция туберкулёзной инфекции - необходимый компонент санитарной профилактики туберкулёза в очаге. При её проведении важно учитывать высокую устойчивость микобактерий туберкулёза к факторам внешней среды и различным химическим воздействием. МБТ гибнут в 5% растворе хлорамина только через 6 часов, однако более чувствительны к активированные растворам хлорамина. В 1 % растворе хлорамина при добавлении 1% раствора хлорида аммония они погибают через несколько минут. МБТ погибаю при солнечном свете – прямые солнечные лучи убивают их в течение 5 минут.
Важным разделам санитарной профилактики является обучение больного и членов его семьи санитарно-гигиеническим навыкам. Больной должен иметь отдельную посуду, сам ее должен мыть и хранить отдельно, пользоваться отдельным полотенцем, хранить отдельно свое белье и стирать его после предварительного обеззараживания. Больной должен иметь две индивидуальные карманные плевательницы с плотно прилегающими крышками, марлевые или медицинские маски. Одной плевательницей он пользуется, а во второй мокрота дезинфицируется.
Текущая дезинфекцияпроводится постоянно во время пребывания бактериовыделителя вочаге самим больнымили членами его семьикроме детей и беременных женщин. противотуберкулезный диспансер или туберкулезное отделение ЦРБ через участковых сестер, в сельских местностях — через патронажных сестер ФАП. Периодический контроль за качеством выполнения работ проводит эпидемиолог. Противотуберкулезный диспансер обеспечивают больного индивидуальными плевательницами и дезинфицирующими средствами.
К дезинфицирующим средствам относятся: хлорная известь, двуосновная соль гипохлорита кальция (ДСГК), двутретьосновная соль гипохлорита кальция (ДТСГК), гипохлорит кальция технический (ГКТ), нейтральный гипохлорит кальция (НГК), хлорамин, калиевая или натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты и средства на ее основе (пресепт, клорсепт, деохлор, аквасепт и др.) и лития гипохлорит (лидос-20 и лидос-25).
Эти препараты обладают самым широким спектром противомикробной активности и сравнительно быстрым действием.
Основными способами обеззараживания при текущей дезинфекции являются:
средства и приемы механической дезинфекции: мытье, влажная уборка, стирка, чистка, вентиляция и др.;
физические методы: кипячение белья, посуды, игрушек, сжигание мусора, которые обладают также достаточно сильным действием на МБТ;
химический способ, обеспечивающий уничтожение МБТ дезинфицирующими средствами.
Основными элементами текущей дезинфекции на дому является следующее:
обеззараживание мокроты, плевательниц, выделений больного, посуды, остатков пищи;
сбор, закладывание в мешки, изолированное хранение грязного белья до его последующего обеззараживания.
ежедневная влажна уборка помещения, где находится больной, предметов обихода и обстановки, с которыми он соприкасается;
систематическая борьба с мухами и другими бытовыми насекомыми, которые механически могут переносить МБТ.
Плевательницыподвергают кипячению в течение 15 мин в 2% растворе соды или заливают 2,5% активированным раствором хлорамина, после чего их утилизируют или сжигают в печах.
Посуду больногодо дезинфекции необходимо тщательно очищать от источников пищи, а затем обеззараживать путем кипячения в 2% растворе соды в течение 15 мин с момента закипания либо погружения в вертикальном положении на 1 ч в 0,5% активированный раствор хлорамина или 0,4% осветленный раствор ДТСГК, или 0,5% раствор бензилфенола.
Металлическую посуду обеззараживать хлорамином нельзя, так как при этом металл портится. Для этих целей могут быть использованы два последних из названных выше препаратов или ее кипячение.
Остатки пищис посуды больного кипятят в течение 15 мин с момента закипания в закрытых сосудах или заливают 20% хлоризвестковым молоком на 2 ч.
Щетку, служащую для удаления остатков пищи, обеззараживают путем 15-минутного кипячения в 2% растворе соды.
Постельное и нательное бельебольного собирают в специальный мешок и хранят его до обеззараживания и стирки.
Обеззараживание белья производят путем замачивания в 2% растворе соды с последующим 14- минутным кипячением либо путем погружения в 1% раствор активированного хлорамина (при норме расхода 5 л дезинфицирующего раствора на 1 кг сухого белья) на 1—2 ч при температуре не ниже 14 °С. Следует помнить, что хлорамин обесцвечивает белье.
Верхнюю одежду(пальто, куртки, шубы, костюмы и др.) больных следует по возможности чаще проветривать на солнце, гладить горячим утюгом. Подушки, одеяла и матрацы подвергают камерной дезинфекции не реже четырех раз в год.
Книги, тетради, игрушкии др. должны быть в индивидуальном пользовании больного и без предварительной камерной дезинфекции не передаваться другим людям.
Уборку помещенийпроизводят ежедневно влажным способом горячим 2% мыльно-содовым раствором при открытых окнах или форточках в зависимости от сезона. При этом следует пользоваться отдельными предметами уборки.
Для уборки помещения, где проживает больной, обеззараживания посуды, остатков пищи и др. родственникам больного рекомендуют переодеваться в специально выделенную одежду (халат), косынку, перчатки.
При смене белья необходимо надевать маску из 4—5 слоев марли, которую необходимо каждый раз кипятить в 2% растворе соды, или использовать одноразовую матерчатую хирургическую маску.
Заключительная дезинфекция в бытовых очагах туберкулезной инфекцииосуществляется:
после госпитализации больного или в случае переезда его на другую квартиру;
перед возвращением родильницы из родильного дома в квартиру, где проживает больной;
в случае смерти больного;
не менее одного раза в год у не госпитализированных больных;
в квартирах, где имеются дети до 14 лет, не менее одного раза в год обязательна дезинфекция мест общего пользования;
перед сломом и снесением старых домов, где проживали больные туберкулезом;
в случае снятия с учета больного, бывшего ранее бактериовыделителем.
Целью заключительной дезинфекцииявляется обеззараживание помещений, обстановки и других предметов в очагах туберкулезной инфекции, которые могли бы стать источником заражения.
Ее осуществляют дезинфекционные отделы ЦГСЭН или районные дезинфекционные станции не позднее одних суток с момента получения заявки от противотуберкулезного диспансера и госпитализации больного.
Общий контроль и руководство заключительной дезинфекцией возлагается на городские и районные отделы здравоохранения.
Основными способами обеззараживания при заключительной дезинфекцииявляются:
использование высокой температуры (кипячение белья, посуды, игрушек, сжигание мусора и малоценных предметов);
использование камерного обеззараживания (постельные принадлежности, одежда, книги и др.);
использование химических средств дезинфекции (для обеззараживания мокроты, белья, посуды, помещения и др.).
Эпидемический контроль (мониторинг) – это система постоянного динамического и многоаспектного наблюдения за эпидемическим туберкулезным процессом, за эпидемиологической ситуацией в целом на определенной территории в конкретный период времени с целью рационализации и повышения эффективности профилактических мероприятий.
Инфекционный контроль – это комплекс мероприятий направленных на предупреждение передачи туберкулезной инфекции, заражения здоровых лиц и суперинфекции больных. Он осуществляется путем:
1. административного контроля – рациональное размещение отделений в противотуберкулезном заведении, изоляция заразных больных до прекращения бактериовыделения методом микроскопии, регуляции потоков больных, в зависимости от чувствительности МБТ к ПТП;
2. инженерного контроля – система вентиляции, лампы УФО;
3. личной защиты – гигиена кашля больного, маски у больных бактериовыделителей, респираторы с фильтрами для медицинского персонала.
Основными задачами в области санитарного просвещения является распространение среди населения гигиенических и медицинских знаний по туберкулезу, агитация за соблюдение здорового образа жизни, популяризация оздоровительных и профилактических противотуберкулезных мероприятий, привитие больным и членам их семей гигиенических навыков по предупреждению распространения туберкулезной инфекции и повышению их санитарной культуры.
Санитарное просвещение среди населения по вопросам туберкулеза может проводиться в учреждениях, на предприятиях, в вузах, лечебных учреждениях и т.д.
Санитарное просвещение среди больных туберкулезом и членов их семей необходимо начинать сразу после установления диагноза.
Одна из ключевых задач санитарного просвещения – формирование приверженности больных туберкулезом к длительной химиотерапии. Следует внушить больным и родственникам, что только длительный и систематический прием противотуберкулезных препаратов, в соответствии с назначением врача, позволит излечить болезнь, а также предупредить заражение и заболевание членов семьи и других, контактирующих с ним людей. Отдельные больные туберкулезом отказываются от лечения, особенно при развитии побочных реакций, или принимают противотуберкулезные препараты нерегулярно, что приводит к формированию лекарственной устойчивости и прогрессированию болезни. С такой категорией больных необходимо проводить длительную индивидуальную кропотливую просветительную работу, с привлечением членов их семей, чтобы преодолеть негативное отношение к лечению.
Формы санитарно-просветительной работы могут быть самыми разнообразными. К ним относятся: лекции, доклады, беседы, вечера вопросов и ответов, выступление по радио и телевидению, заметки в печати. Важной составляющей санитарного просвещения является составление и издание печатных материалов – лозунгов, листовок, брошюр. Одной их эффективных форм работы являются беседы врача, с приведением конкретных примеров из практики, успешного излечения болезни. Перспективным направлением для подростков является работа «фтизио-школ», занятия в которых позволяет больным получить не только знания по лечению и профилактике туберкулеза, но и ответы по рациональному питанию, здоровому образу жизни.
Санитарно-просветительная работа среди больных туберкулезом проводится не только врачами, но и медицинскими сестрами, а также студентами старших курсов медицинских ВУЗов. Важным условием эффективности санитарного просвещения является создание доверительных отношений между больным и медицинским персоналом.
Среди населения необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, разъяснять вредность алкоголя, наркотических веществ, курения; важность прививок БЦЖ для предупреждения туберкулеза; флюорографических обследований и туберкулинодиагностики, как методов раннего выявления заболевания. Одновременно необходимо объяснить, что при появлении даже минимальных симптомов болезни необходимо обращаться за медицинской помощью, потому что лишь при ранней диагностике заболевания оно вылечивается полностью.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию