Эпидемиология туберкулеза
Эпидемиология изучает:
• источники заражения туберкулеза;
• пути передачи инфекции;
• распространенность туберкулеза как инфекционного заболевания среди населения и групп риска.
Источник инфекции:
• больной человек (бактериовыделитель), больное животные.
Пути выделения:с мокротой (чаще всего), со слюной, мочой, калом, потом, слезой, гноем (при туберкулезе костей, периферических лимфатических узлов).
Пути заражения:
• аэрогенный (90%): воздушно-пылевой (чаще всего) и воздушно-капельный;
• алиментарный (мясо, молоко, сыр, яйца) - 1-2%;
• контактный (через поврежденную кожу и слизистые оболочки) - 5-6%;
• трансплацентарный (редко).
Ежегодно один человек с бактериовыделением может инфицировать 15-20 человек.
Риск инфицирования зависит от:
– массивности бактериовыделения у больного;
– времени контакта с больным;
– близости контакта и объема помещения, в котором происходит контакт с бациллярным больным.
Наиболее опасными с точки зрения инфицирования окружающих являются пациенты с бактериовыделением, выявляемым методом микроскопии мазков мокроты.
Как правило, в условиях нашей страны, заражаются туберкулезом в детстве. Большинство остается здоровыми, но инфицированными. Заражение в большинстве случаев не приводит к заболеванию в связи с наличием у человека высокой степени врожденной резистентности к туберкулезу. При обратном развитии образовавшегося туберкулезного воспаления формируется петрификат. Инфицирование проявляет себя появлением впервые в жизни положительной реакции на туберкулин. При этом в организме формируется приобретенный иммунитет, поддерживаемый пожизненно живой инфекцией. В этом положительная роль инфицирования. Отрицательная роль его заключается в опасности активации инфекции в петрификатах и развитии заболевания. Заболевание, развивающееся в результате первичного инфицирования МБТ, называют первичным туберкулезом. Опасность заболевания первичным туберкулезом сохраняется до завершения обратного развития морфологических туберкулезных изменений с формированием петрификата. От момента заражения до обратного развития изменений проходит не менее 3 лет, иногда этот период затягивается до 5 лет. Считается, что заболевает первичным туберкулезом около 5 % от числа инфицированных. Первичным туберкулезом преимущественно болеют дети.
Заболевание, развивающееся в результате активации инфекции в петрификатах или повторного заражения, называется вторичным туберкулезом. Такой туберкулез развивается чаще у взрослых через годы и десятки лет после первичного заражения МБТ. При этом на протяжении оставшейся жизни заболевает еще 5-10 %. В современных неблагоприятных эпидемиологических условиях нередко вторичным туберкулезом заболевают и дети старшего возраста, подростки. Преобладающее большинство заболевающих туберкулезом среди населения в нашей стране составляют больные вторичным туберкулезом.
Факторами, увеличивающими вероятность развития заболевания, являются время, прошедшее с момента инфицирования, а также иммунный статус инфицированного, в том числе наличие ВИЧ-инфекции.
К другим факторам риска развития заболевания относятся:
– возраст;
– пол;
– недостаточность питания;
– сопутствующие заболевания (неспецифические воспалительные процессы в бронхолегочной системе, диабет и др.)
– генетическая предрасположенность;
– наличие постоянного контакта с бациллярным больным туберкулезом;
– отсутствие у инфицированного химиопрофилактики.
Вакцинация и/или превентивная химиотерапия не защищают человека от инфицирования, но снижают риск возникновения или тяжесть протекания заболевания.
Наличие ВИЧ-инфекции значительно увеличивает риск развития заболевания туберкулезом у человека, инфицированного микобактериями туберкулеза. Если среди ВИЧ-негативных, инфицированных туберкулезом, заболевание развивается в 5–10% случаев на всем протяжении жизни, то у ВИЧ-положительных, инфицированных туберкулезом, этот показатель достигает 60% (в течение жизни) или 5% в год. По некоторым статистическим данным, риск возникновения заболевания туберкулезом у ВИЧ-инфицированных увеличивается, примерно, в 170 раз.
К основным эпидемиологическим показателям распространенности туберкулеза относятся инфицированность, заболеваемость, болезненность (или распространенность), смертность.
Инфицированность- это процентное отношение количества лиц, которые положительно реагируют на туберкулин к количеству обследованных, за исключением лиц с поствакцинальной аллергией (в процентах).
Заболеваемость- количество впервые выявленных больных с активной формой туберкулеза на 100 000 жителей данного региона/района/страны на протяжении года.
Болезненность- это общее количество больных с активной формой туберкулеза на 100 000 жителей данного региона/района/страны на конец года.
Смертность – количество умерших от туберкулеза на протяжении года на 100 000 население данного региона/района/страны.
Летальность- это отношение количества умерших за год от туберкулеза к количеству больных туберкулезом, которые находится в том самом году на учете в диспансере.
Смертностьот туберкулеза и болезненность в значительной мере зависят от эффективности лечебных мероприятий, инфицированность и заболеваемость - от профилактических мероприятий. Вместе с тем инфицированность, заболеваемость, болезненность и смертность связаны с социально-бытовыми условиями жизни людей.
В настоящее время, по определению Всемирной организации здравоохранения, туберкулез представляет собой глобальную угрозу. По прогнозам ВОЗ, в ближайшие 10 лет туберкулез останется одной из 10 ведущих причин заболеваемости и смертности в мире. Всемирная организация здравоохранения зарегистрировала в 201 году более 9 миллионов случаев заражения туберкулезом, 1,1 миллион из них являются также ВИЧ-положительными; ежегодно от туберкулеза (излечимой болезни) умирают 2–3 миллиона человек или 5000 человек ежедневно. Более половины заболевших - 56% - приходится на страны юго-восточной Азии и западной части Тихого океана. Наибольшее количество заражений зарегистрировано в Индии и Китае - 24% и 11% соответственно от общего числа. Новых случаев туберкулеза - 64%. Около трети населения нашей планеты инфицированы микобактериями туберкулеза.
Одной из лавной задач противотуберкулезной программы страны должно стать снижение частоты инфицирования туберкулезом. Для снижения уровня инфицированности населения мероприятия противотуберкулезной программы должны быть направлены на то, чтобы:
– каждый бактериовыделитель был своевременно выявлен и направлен на лечение;
– каждый небациллярный больной туберкулезом также должен быть выявлен и направлен на лечение, пока он не стал заразным.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию