Этиология туберкулеза
Возбудителем туберкулеза являются микобактерии туберкулеза (МБТ), которые в 1882 г. открыл Роберт Кох.
Классификация микобактерий
Домен: Baсteria; Отдел: Актиномицеты; Порядок: Actinomycetales; Подпорядок: Corynebacterineae; Семейство: Mycobacteriaceae; Род: Mycobacterium.
Основным признаком, по которому микобактерии были отнесены к тому или другому виду, является различная патогенность их для разных видов животных и для человека. По патогенным свойствам род Mycobacterium подразделяют на две группы:
1) патогенные и условно-патогенные (потенциально патогенные). 2) сапрофиты.
В настоящее время используется разделение клинически значимых микобактерий на комплексы:
комплекс M. tuberculosis – микобактерии туберкулезного комплекса – это комплекс микобактерий, вызывающих туберкулез (M. tuberculosis, M. bovis, M. bovisBCG, M. africanum, M. microti, M. canetti),
комплекс M. avium (M. avium, M. intracellulare),
комплекс M. fortuitum,
комплекс M. terrae.
Такая классификация позволяет объединить виды микобактерий одинаковой клинической значимости. Более тонкая характеристика их до видов в большинстве клинических случаев не требуется. Патогенными для человека является только МБТ человеческого, бычьего и африканского типов.
По скорости роста род Mycobacterium подразделяют на 3 группы:
Быстрорастущие - крупные видимые колонии появляются ранее 7-го дня инкубации (18 видов).
Медленнорастущие - крупные видимые колонии появляются после 7 и более дней инкубации (20 видов).
Микобактерии, которые требуют специальных условий для роста или не растут на искусственных питательных средах. К этой группе относятся два вида: М. leprae и M. lepraemurium.
По способности к пигментообразованию микобактерии также делят на 3 группы:
1. Фотохромогенные - образуют пигмент лимонно-желтого цвета при росте на свету.
2. Скотохромогенные - образуют пигмент оранжево-желтого цвета при инкубировании в темноте.
3. Нефотохромогенные - пигмента не образуют (независимо от наличия света), иногда культуры имеют светло-желтоватую окраску.
МБТ имеют продолговатый палочковидый вид длиной 1-6 мкм и шириной 0,2-0,5 мкм, неподвижные, имеют большой полиморфизм. Размножение происходит в основном путем простого клеточного деления. Споры и капсулы не образуют. Растут медленно, оптимальная температура роста 37-38°С. Удвоение МБТ наступает через 20-24 часов. При снижении температуры к 29°С, или повышении к 45°С рост МБТ прекращается. За ростовыми свойствами выделяют МБТ, которые растут быстро или медленно и МБТ, что находятся в латентном состоянии. Электронно-микроскопическое исследование МБТ позволило дифференцировать в них микрокапсулу, многослойную клеточную мембрану, цитоплазму с органеллами (гранулы, вакуоли, рибосомы) и ядерную субстанцию (нуклеотид).
Отличительным свойством МБТ является химическая устойчивость, которая проявляется в способности сохранять окраску даже при интенсивном обесцвечивании кислотами, щелочами и спиртом, что обусловлено высоким содержанием в клеточных стенках МБТ миколевой кислоты (С88Н17604), липидов и белков. Микрокапсула состоит из полисахаридов и играет важную роль в жизнедеятельности МБТ, в том числе придает им устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Толстая клеточная стенка, насыщенная липидами, ограничивает клетку снаружи, обеспечивая механическую и осмотическую защиту. Стенка МБТ состоит из четырех слоев. Первый, внутренний, слой образован пептидогликаном; последующие слои включают в себя миколевые кислоты, гликолипиды, воск и корд-фактор, связывающий отдельные клетки в косы и оказывающий токсическое действие на макрофаги при фагоцитозе. Такой состав клеточной стенки определяет устойчивость МБТ к воздействию кислот и щелочей, а также высокую гидрофобность клетки в целом.
Согласно современным представлениям, в состав цитоплазматической мембраны, расположенной под клеточной стенкой, входят липопротеидные комплексы. С мембраной связаны ферментные системы. В цитоплазматической мембране осуществляются процессы, ответственные за специфичность реакций МБТ клетки на факторы окружающей среды.
Цитоплазма МБТ состоит из гранул и вакуолей различной величины. Основная часть мелкогранулярных включений представлена рибосомами, на которых синтезируется специфический белок. Ядерная субстанция М БТ определяет специфические свойства клетки, важнейшими из которых являются синтез белка и передача наследственных признаков потомству.
Для нормального развития МБТ нуждаются в кислороде, поэтому их относят к аэробам. Потребление кислорода микробной клеткой связано с окислительно-восстановительным и процессами в тканях макроорганизма. При формировании гранулем размножение МБТ из-за снижения в них парциального давления кислорода (Р02) замедляется, однако имеются сведения, что некоторые виды МБТ можно рассматривать, как факультативные анаэробы.
В настоящее время полностью расшифрован геном МБТ. Он имеет длину 4 411 529 пар нуклеотидов, которые почти в 70% представлены гуанином и цитозином. Нуклеотид содержит 4000 генов, из которых 60 кодируют компоненты РНК. Для МБТ имеются уникальные гены, в частности гены mtp40n mpb 70, которые применяются для выявления МБТ в полимеразно-цепной реакции (ПЦР).
В естественных условиях МБТ устойчивые к факторам внешней среды и сохраняют жизнеспособность в течение нескольких месяцев. В жидкой среде МБТ погибают при кипячении через 5 минут, а в сухой мокроте при температуре 100° С – через 45 минут. Под воздействием солнечных лучей они погибают через 1-2 минуты, а в мокроте – через 4 часа. Под воздействием дезинфицирующих средств (хлорамин, пюржавель, жавелион, дезоксон-1 и 4, клорсепт и т.д.) МБТ погибают через 3-5 часов. Под воздействием неблагоприятных условий и противотуберкулезных препаратов МБТ способные к изменчивости: они трансформируются в более стойкие, не чувствительные к этим условиям формы (фильтрующиеся, L- формы) – персистенция МБТ, но при благоприятных условиях они способны к реверсии – приобретать классическую форму МБТ с патогенными свойствами. При этом у них может формироваться резистентность к противотуберкулезным препаратам (ПТП).
Патогенность– основной видовой признак МБТ - возможность МБТ вызвать заболевание. Главный фактор патогенности - токсичный гликолипид - корд-фактор. Корд-фактор обусловливает токсическое действие на ткани и защищает МБТ от элиминации.
Вирулентность- степень патогенности; возможность роста и размножения микобактерий в определенном макроорганизме и способность вызвать специфические патологические изменения в органах. Вирулентным считают штамм микобактерий, если он в дозе 0,1- 0,01 мг вызывает заболевание туберкулезом, а через 2 месяца - смерть морской свинки массой 250-300 г. Если после введения этой дозы животные умирает через 5-6 месяцев, то этот штамм считают слабовирулентным. У МБТ не выявлено каких-либо эндотоксинов, экзотоксинов или гистолитических ферментов. Их патогенное действие связано, главным образом, со способностью избегать губительного влияния макрофагов и вызывать реакции гиперчувствительности замедленного типа. Это обеспечивается5 компонентами клеточной стенки МБТ. Первым таким компонентом являетсякорд-фактор (фактор жгутообразования), «вынуждающий» МБТ растиin vitroв виде извитых жгутов. Вирулентные штаммы возбудителя имеют этот фактор на поверхности бактериальной клетки, а авирулентные штаммы им не обладают. Доказано, что введение очищенного корд-фактора подопытным мышам вызывает у них формирование типичных туберкулезных гранулем. Вторым компонентом считаютсясульфамиды, представляющие собой серосодержащие гликолипиды бактериальной поверхности и присущие тоже только вирулентным штаммам. Они предупреждают слияние фагосом макрофагов, содержащих фагоцированные МБТ, с лизосомами. Третий компонент клеточной стенки —фактор, подавляющий активацию макрофагов - липоарабиноманнан (LAM-фактор). Он представляет собой главный гетерополисахарид, по строению сходный с эндотоксином грамотрицательных микробов и выполняющий функцию подавления ИФН-γ. LAM обеспечивает также выработку макрофагами ФНО-а, вызывающего лихорадку, снижение массы тела и повреждение тканей, а также выработку интерлейкина-10, тормозящего пролиферацию Т-лимфоцитов. Четвертым компонентом является высокоиммуногенныйбелок теплового шока с молекулярной массой 65 кДа. Этот белок возбудителей туберкулеза, по строению сходный с белками теплового шока человека, возможно, играет определенную роль в развитии аутоиммунных реакций, вызываемых микобактериями. Пятый компонент —комплемент, активированный на поверхности микобактерии и способный опсонизировать возбудителей и облегчать их поглощение посредством макрофагального комплементного рецептора CR3 (интегрина МАС-1).
Микобактерии выделяются в различных странах мира от людей, теплокровных и холоднокровных животных, страдающих заболеваниями легких, кожи, мягких тканей и лимфатических узлов. Эти заболевания получили название микобактериозов, которые вызываются представителями рода нетуберкулезными микобактериями (НТМБ), по клинической картине иногда очень схожи с туберкулезом. В среднем распространенность НТМБ в ряде территорий России составила от 0,5 до 6,2%. Наиболее часто встречаемые виды – M.avium-intracellularae, вызывающий до 60% случаев микобактериозов легких,M.kansasii, M.xenopiiи другие. Микобактериозы часто встречаются у больных с ВИЧ-инфекцией, являясь своеобразным маркером иммунодефицита человека. Другие виды микобактерий, такие какM.smegmatis,могут обнаруживаться на внешних тканях и органах в качестве сапрофитов. Отдельную группу составляют возбудители проказыM.leprae.
Различают три типа микобактериозов, зависящих от вида МБТ и иммуннитета:
I. Генерализованные инфекции с развитием видимых невооруженным глазом патологических изменений, внешне напоминающих туберкулезные, но гистологически несколько отличающиеся от них.
II. Локализованные инфекции, характеризующиеся наличием макро - и микроскопических поражений, выявляемых в определенных участках тела.
III. Инфекции, протекающие без развития видимых поражений; возбудитель обнаруживается в лимфатических узлах внутриклеточно или внеклеточно.
- Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (срс) Учебно-методическое обеспечение
- Методика подготовки к занятию
- Формы учета срс
- Виды срс
- Внеаудиторная срс (выпуск листка-реферата)
- Форма отчета (контроля) о выполнении срс
- Занятие 1
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Организация раннего выявления туберкулеза у детей
- Выявление больных туберкулезом при обращаемости за медицинской помощью
- Выявление при обследовании по контакту (эпидемиологический метод выявления туберкулеза)
- Методы дИаГностики туберкулеЗа орГаНов дыХаНИя
- Алгоритм диагностики туберкулеза
- 2. Дообследование в пмсп:
- 3.0. Сбор эпидемиологического анамнеза и физикальное обследование
- 3.1. Рентгенография грудной клетки цифровая или аналоговая.
- 3.4. Диаскинтест детям и подросткам.
- 3.5. Неинвазивные
- Алгоритм диагностики туберкулеза органов дыхания
- Гистологическая диагностика туберкулеза
- Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких
- Алгоритм исследования рентгенограммы органов грудной клетки
- Функциональные методы исследования
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 2
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Специфическая профилактика
- Химиопрофилактика (превентивное лечение)
- Санитарная профилактика
- Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции
- Основные методы дезинфекции при туберкулезе
- Социальная профилактика
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. В тетради для срс, заполняя таблицу, охарактеризуйте методы вакцинации против туберкулеза
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 3
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Эпидемиология туберкулеза
- Этиология туберкулеза
- Методы выявления мбт
- Туберкулинодиагностика
- Методы определения индукции гамма-интерферона антигенами микобактерий туберкулеза
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. Опишите характер распределения эпидемиологических показателей по туберкулезу в рф и в Томской области (то). Выскажите гипотезы о причинах, определяющих данные распределения
- 2. В тетради для срс заполните таблицу, преимуществ и недостатков микробиологических методов исследования патологического материала на выявления мбт
- 6. Решите ситуационные задачи.
- Занятие 4
- Теоретические вопросы к занятию
- Патогенез туберкулеза
- Иммунитет притуберкулезе
- Результаты фагоцитоза
- Клиническая классификация туберкулеза
- Изменение диагноза у больного туберкулезом
- Примеры формулировки диагноза
- Клинические методы диагностики
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 2. Решите тестовые задачи
- 5. Решите ситуационные задачи
- Занятие 5
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Особенности клинического течения туберкулеза первичного периода
- Туберкулезная интоксикация
- Первичный туберкулезный комплекс
- Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите тестовые задачи
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 6
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Осложненное течение первичного туберкулеза
- Хронически текущий первичный туберкулез
- Дифференциальная диагностикаэкссудативногоплеврита
- Физико-биохимические характеристикитранссудатаиэкссудата
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 7
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных диссеминированных форм туберкулеза легких
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 8
- Теоретические вопросы к занятию
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности клинико-рентгено-лабораторных данных вторичных форм туберкулеза легких
- 2. В тетради для срс зарисовать типы рентгенологических инфильтратов в легких при итл
- 3. Решите тестовые задания.
- 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 9
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя особенности деструктивных форм туберкулеза.
- 2. Решите тестовые задания.
- 3. 4. Решите ситуационные задачи
- Занятие 10
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы Общие принципы лечения больных туберкулезом
- Общие принципы химиотерапии туберкулеза
- Противотуберкулезные и антибактериальные препараты.
- Коллапсотерапия
- Механизмы лечебного действия искусственного пневмоперитонеума
- Клапанная бронхоблокация
- Патогенетическая терапия туберкулеза
- Хирургическое лечение
- Санаторно-курортное лечение
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицы, определяя методы лечения туберкулеза
- 2. На YouTubeпросмотрите ролики, посвященные кбб
- 3. Решите тестовые задания.
- 3.Решите ситуационные задачи
- Занятие 11
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 1. В тетради для срс заполните таблицу, дифференцируя источник кровотечения и определяя клинические характеристики сп
- 2.Решите тестовые задачи
- 3. Решите ситуационные задачи
- Занятие 12
- Теоретические вопросы к занятию
- Содержание темы
- Противотуберкулезный диспансер
- Группы диспансерного наблюдения и учета детских и подростковых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений
- Некоторые вопросы тактики диспансерного наблюдения и учета
- Задания, которые выполняются при подготовке к занятию
- 4. Решите ситуационные задачи
- Вопросы к зачетному занятию