Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
Умение учителя дозированно увеличивать (уменьшать) меру сложности задания, которое он предлагает ребенку — чрезвычайно важная составляющая его профессионализма, а для учителя, ведущего индивидуальные занятия, — основа эффективности его работы.
Рассмотрим более подробно основной набор средств и приемов работы, составляющих «инструментарий» учителя. Первая его часть — это те изменения в ходе педагогического процесса, которые не имеют четко зафиксированных границ. Учитель руководствуется только собственной оценкой возможностей ученика и своей интуицией, когда он:
■ увеличивает или сокращает объем речевого материала;
■ усложняет материал структурно;
■ усложняет материал по смыслу.
в исключает или в определенной мере использует ситуативный контекст. Вторую часть «инструментария» мы определили как «организационно-техническую», поскольку она представляет собой набор условий, в которых может осуществляться развитие слуха:
■ выбор места проведения занятия (кабинет, иное помещение, улица);
■ проведение занятия с одним или двумя учениками;
■ наличие одного или нескольких дикторов;
■ предъявление материала при непосредственном общении или в записи;
■ изменение режима усиления;
■ использование голоса разговорной громкости или шепота;
■ сокращение количества предъявлений одного и того же материала.
Поясним каждую перечисленную позицию.
Выбор места проведения занятия диктуется несколькими причинами: этапом работы с учеником, целью конкретного занятия и видами работ, речевым материалом, который будет использоваться. Естественно, что на первых этапах обучения занятия следует проводить в наиболее комфортных для ученика условиях, когда он и педагог (диктор) находятся в одном помещении — в специально отведенном для индивидуальных занятий кабинете (желательно, с использованием звукоизоляции).
Диктор в ходе занятия меняет свое местоположение по отношению к ученику. Его перемещения зависят от многих причин. Например, в том случае когда протезировано одно ухо, и ученик с аппаратом слышит речь на расстоянии менее 1 м, учитель должен быть со стороны протезированного уха. Если ученик слухопротезирован на оба уха, или используется карманный аппарат с Y-образным шнуром, учитель может находиться и сбоку и прямо перед учеником. Учитель может менять положение с учетом того, на какое ухо — правое или левое — ученик воспринимает речь без аппарата. В ходе занятия учитель должен передвигаться, во время упражнений для развития слуха это необходимо. Можно каждый раз находить такое положение, при котором ученик вынужден мобилизовывать весь свой слуховой резерв. Важно соблюдать одно правило: передвигается только учитель, ученик всегда сидит. На индивидуальных занятиях для исключения зрения иногда можно попросить ученика закрыть глаза, чтобы не прибегать к помощи экрана, поскольку он порой ослабляет громкость голоса.
В дальнейшем, по мере успехов ребенка, занятия могут проводиться и вне кабинета, на фоне некоторого шума. Например, воспитатель на улице, в момент прогулки или проведения подвижных игр, включает элементы слуховой тренировки — разного рода сигналы, неречевые звуки. С теми детьми, которые делают значительные успехи в развитии слухового восприятия (и при наличии соответствующих условий), время от времени можно проводить
занятия, используя смежные помещения, дверь между комнатами при этом должна быть открыта (ученик на таком занятии пользуется индивидуальным слуховым аппаратом). На заключительных этапах работы занятия полезно проводить в наиболее естественных условиях, когда в окно доносятся звуки с улицы, или недалеко кто-то негромко разговаривает и т.п.
Одновременная работа с двумя или несколькими учениками также осложняет процесс восприятия речи, поскольку ученикам необходимо прислушиваться к разным голосам, да и своеобразная манера речи каждого участника беседы осложняет восприятие речи. В то же время групповые занятия наиболее приближены к естественному общению, поэтому их проведение целесообразно.
Изменять условия проведения индивидуальных занятий (упрощать или усложнять восприятие речи ребенком) можно и с помощью смены дикторов или изменения их количества. Естественно такая работа не проводится в первоначальный период обучения. Однако для учеников, имеющих хороший навык восприятия речи, можно на отдельные занятия пригласить в качестве второго диктора любого педагога (в том числе того, с кем ученики практически не общались и чей голос им не знаком). Часто проводить такие занятия невозможно, поскольку их нелегко спланировать и организовать: между дикторами надо распределить и функции, и речевой материал, который должен предъявляться. Польза такого занятия несомненна: ученики обязательно продемонстрируют свои возможности, чтобы справиться с поставленной перед ними задачей.
Начиная с 3 класса запланированный речевой материал на занятии должен предлагаться не только при непосредственном общении (таково программное требование), но и при прослушивании аудиозаписей, телевизионных и радиопередач. Учитывая содержание большинства сегодняшних передач, отобрать что-либо для прослушивания младшими школьниками совсем непросто, поэтому шире следует использовать записи. Поставленную задачу можно решать и с помощью телефонных разговоров, для чего можно использовать и параллельные телефоны, и даже действующую игрушку — детский телефон. Можно также имитировать телефонный разговор, установив два аппарата, а связь осуществлять через индукционную петлю.
Изменить условия, в которых ученик воспринимает речь, можно и за счет интенсивности звучания — уменьшая (увеличивая) ее за счет расстояния между учеником и педагогом (если это позволяет площадь кабинета), или с помощью режима усиления звукоусиливающей аппаратуры. Необходимо также предлагать ребенку слушать не только речь разговорной громкости, но и шепот.
По мере продвижения ученика можно сокращать количество предъявлений на слух речевого материала. Большое число предъявлений иногда вызвано привычкой ребенка «раскачиваться». У такого ребенка, помимо развития слуха, следует целенаправленно развивать способность к произвольной концентрации своих слуховых возможностей. Сокращение количества предъявлений речевого материала может быть совершенно естественным результатом, как постепенного развития речевого слуха детей, так и формирования их произвольной деятельности.
Предлагаем вашему вниманию краткий итог, в котором отмечены (см. табл. 8-10) основные факторы, усложняющие для ребенка задачу восприятия на слух предъявляемого ему на занятии речевого материала. Заметим, что структура, полнота и последовательность перечисления не претендуют на аналитические выводы.
Таблица 8
По содержанию | По структуре и лексике |
От прошлого личного опыта (знакомого) к скрытому смыслу | Замена общих обозначений типа мальчик, тетя и т.д. именами собственными. Переход от короткой фразы — к распространенному и сложному предложению и далее — к повышенному объему текста. Отклонение длины слов от оптимальной, составляющей 2-3 слога. Переход от текстов, состоящих из знакомых слов, к включающим не знакомые, значение которых можно установить по контексту. Введение в текст незнакомых, малоупотребительных или сложных по звучанию слов. Введение вопросительных предложений. Применение сложных грамматических конструкций. |
|
Таблица 9
По объему предъявления | По использованию анализаторов | По использованию ситуации | По наличию опор |
Текст по фразам Текст целиком | Восприятие:бисенсорное (слухо-зрительное); моносенсорное (на слух) | В ситуации. Вне ситуации — основной способ в школе для слабослышащих | С наглядной опорой -различение. Без опоры - опознавание, распознавание |
Таблица 10
Факторы, изменяющие акустические характеристики звучащего материала
Использование з/у* аппаратуры | Восприятие со стационарной з/у аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них |
Интенсивность звучания | Голос разговорной громкости или шепот. Восприятие материала на меньшем или большем расстоянии: сначала фразы воспринимаются с более далекого расстояния, чем тексты, затем расстояние становится стабильным, независимо от характера речевого материала |
Форма общения | Непосредственное общение. Прослушивание записи. Общение по телефону |
Говорящий | Привычный диктор. Новый диктор. Несколько собеседников. Диктор — слабослышащий ребенок |
Поза диктора | Диктор статичен. Диктор передвигается |
Расположение собеседников | В одном помещении. В соседних помещениях |
Наличие звукоизоляции | Есть. Отсутствует |
Количество предъявлений | 5-6; 1-2 |
Используемые на занятии виды работы | С включением игр. Только деловые |
З/у - звукоусиливающая аппаратура.
Приведем факторы, снижающие эффективность «подсказки»:
■ загруженность иллюстрации действующими лицами и предметами;
■ наличие в материале домысливаемого, т.е. непосредственно не отраженного на иллюстрации действия — обычно будущего или прошедшего;
■ упоминание предметов и персонажей, не представленных на иллюстрации;
■ упоминание в тексте лиц и предметов в порядке, отличающемся от того, в каком они изображены на иллюстрации.
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине