1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
предложения, сказав «пять прибавить пять» вместо «к пяти прибавить пять». Или после предъявления ребенку фразы «Ребята пошли обедать», нельзя удовлетвориться ответом ребенка: «Ребята обедать».
Второе требование к подбору речевого материала состоит в том, что он должен быть актуальным. Для того чтобы раскрыть суть этого наиважнейшего требования, мы предлагаем проанализировать тексты, представленные на с. 42, с точки зрения их актуальности для слабослышащего ребенка 7 лет, никогда не покидавшего родного города.
Очевидно, что содержание речевого материала, расположенного в левой колонке, для большинства детей значительно менее актуален (или просто незнакомо), тогда как с событиями (утверждениями), описанными в правой колонке, сталкивались многие дети.
Третьим требованием к подбору речевого материала является его коммуникативная направленность. Как правило, школьникам на слух предъявляются тексты повествовательного характера. Их содержание может быть актуальным для детей, однако коммуникативная направленность при этом может отсутствовать. Например:
Алеша попросил у Наташи альбом и фломастеры. Он хочет рисовать осень. А Наташа не хочет рисовать, она хочет читать. Наташа пошла в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Сделав из этого текста диалог, педагог тем самым придаст ему коммуникативную направленность:
— Дай мне, пожалуйста, альбом и фломастеры.
— Зачем?
— Чтобы рисовать. Я хочу нарисовать осень.
— Возьми.
— А ты хочешь рисовать?
— Нет, я хочу читать. Я пойду в библиотеку, чтобы взять книгу.
Традиционная тема «Столовая» обычно в текстах бывает представлена примерно так:
Ребята пришли обедать. Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Сережа. Он положил на стол вилки и ложки. Дети ели суп, котлеты. Потом пили компот.
Эта же тема в виде текста-диалога:
— Скоро обед.
— Пойдем в столовую. Нужно накрыть столы.
— Я поставлю на стол тарелки.
— А я положу вилки и ложки.
— Кто принесет суп?
— Я. А ты принеси второе.
— Что сегодня на третье?
— Компот. Я принесу.
— Не забудь принести хлеб.
— После обеда я уберу грязную посуду.
— А я вытру столы.
Аналогичный пример можно привести с очень актуальной темой «Здоровье». Вот обычно используемый фразовый материал:
Какие лекарства ты знаешь? Чем измеряют температуру? Что ты пил(а) от кашля? Что у тебя болит? Мальчик порезал палец. Медсестра смазала рану йодом и перевязала палец бинтом. Девочка пила микстуру от кашля.
Слова и словосочетания: врач, медсестра, больной, лекарство, порошки, таблетки, микстура, капли, мазь, йод, бинт, градусник, рана, температура, горчичники, грелка, порезал, кашель, смазать йодом (мазью).
А теперь приведем пример текста-диалога в форме разговора по телефону.
Вызов врача
— Здравствуйте.
— Кто заболел?
— Марина Иванова.
— Сколько ей лет?
— Десять лет.
— Какая у нее температура?
— Высокая температура. У нее кружится голова.
— У нее есть насморк и кашель?
— Да, у нее кашель и насморк.
— Врач придет.
А следующий диалог относится к довольно скучной теме «Организация учебной деятельности», однако его форма позволяет провести на занятии интересную для детей работу:
— Добрый день.
— Здравствуй. Что ты будешь делать?
— Я пойду гулять, а ты?
— Я не пойду на улицу, потому что я не выучила уроки. А ты все выучила?
— Да, я все выучила. Я попросила маму помочь мне.
— А я хочу все сделать сама!
— Когда ты пойдешь гулять?
— Я пойду, когда выучу уроки.
В соответствии с четвертым требованием речевой материал должен соответствовать основным программным задачам работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на конкретном этапе. Это означает, что из знакомого и актуального для целей общения речевого материала на начальном этапе обучения выбирается материал с разной слоговой и ритмической структурой, т.е. акустически противопоставленный, а также наиболее доступный для устного воспроизведения детьми. Выполнение этого принципа поможет избежать трудностей при проведении занятия. Так, восприятие на слух слов: мел, резинка, книга, карандаш, дай облегчается не только различным количеством слогов, но и наличием легко различаемых звуков. Подобные наборы слов будут вполне доступны для начинающих развиваться слуховых возможностей ребенка.
Пятое требование — учет индивидуальных возможностей ребенка при подборе речевого материала. Уникальность индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия заключается в возможности работать по-разному с каждым ребенком, учитывая уровень развития его слухового восприятия и словесной речи. Особенности каждого ребенка впервые выявляются в процессе проверок, которые проводятся при его поступлении в школу. На основании этих проверок педагог получает первоначальное представление о том, какого характера и объема речевой материал можно использовать в работе с конкретным ребенком на занятии. Однако результаты первоначальных проверок не дают полного представления об индивидуальных особенностях ребенка, они должны быть дополнены и уточнены в процессе дальнейших занятий. На основании такого совокупного анализа выявляются более тонкие индивидуальные особенности каждого ученика, учет которых и позволяет сделать процесс его обучения отличным от других детей. Например, первый ребенок, хорошо воспринимая материал слов и фраз, затрудняется в восприятии текстов. Второй в ходе занятия с трудом переключается от восприятия одного вида материала к другому. Третий, не уверенный в своих силах, не хочет отказываться от опоры — картинки или иной подсказки. Четвертый — прекрасно слышит, но с трудом оформляет словесную реакцию (если она необходима) и т.д.
В процессе индивидуализации работы по развитию слухового восприятия необходимо принимать во внимание и специфические особенности развития детей с нарушенным слухом. Для этого педагог использует следующие приемы работы:
■ объем речевого материала варьируется с учетом возможностей ребенка;
■ структура материала последовательно усложняется;
■ на одном занятии используется материал различной структуры (слова, словосочетания, фразы, тексты, мелкие элементы слов);
■ последовательно усложняется содержание речевого материала с учетом возможностей ребенка;
■ на одном занятии используется материал различного тематического содержания;
■ последовательно усложняются или облегчаются условия для восприятия речевого материала за счет исключения или включения ситуационного контекста.
Рассмотрим данные приемы работы подробнее. Естественно, что больший по объему и более сложный по содержанию материал предлагается учащимся с I и II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. Ориентиром для педагога служит как учебная программа, так и выявленные особенности развития ребенка. Ученикам, имеющим более низкий уровень речевого развития и меньшие остатки слуха, предъявляется материал меньшего объема и доступный им по содержанию. Однако и они в процессе обучения должны продвигаться: объем материала для прослушивания должен последовательно возрастать.
Вначале ребенку будет достаточно самого небольшого набора материала, например, такого, который приведен ниже:
Здравствуй.
Один плюс один. [Повтори]. Какое сегодня небо? Один плюс два. Сколько будет? Подними руку.
Слова и словосочетания: один, ручка, плюс, карандаш и бумага, две тетради, подушка, одна книга, сколько.
Дай ручку и бумагу.
У тебя есть куртка?
Попроси один карандаш.
Два плюс два. Сколько будет?
Дай чашку.
Какой сейчас месяц?
Сколько карандашей?
На продвинутом этапе работы объем материала для одного занятия возрастает. Сравните набор фраз, который был приведен для начального этапа работы с тем, который предложен ниже.
Начнем работать? У тебя есть бумага? Сколько тебе лет? Возьми тетрадь и альбом. Сколько в классе ребят? Дай книгу и пластилин. Ты здорова?
Убери альбом и пластилин. Как твоя фамилия? Попроси три ручки. Дай одну.
Сколько ручек осталось? Сегодня все здоровы? Как тебя зовут?
А меня зовут ... (можно произнести неверное имя).
Возьми бумагу и карандаш.
Нарисуй.
Нарисуй солнце.....[Что ты будешь рисовать?]
[Повторяй то, что я буду говорить]: Я буду рисовать. Я не буду рисовать.
Я уже нарисовала.
Я не нарисовала.
(Обращая внимание на фигурку):
Как зовут девочку?
Что взяла ...?
Что нарисовала ...?
Что ты нарисовал?
Слова и словосочетания: мне семь лет, мне тоже :£мъ лет, а мне восемь лет, мне уже восемь лет, меня зовут меня тоже зовут а меня зовут.
Важнейшей составной частью работы над развитием слуха является восприятие учеником на слух текстов. Индивидуализировать текстовый материал непросто, однако учителю приходится это делать постоянно. Проследим на нескольких примерах, каким образом снижается и наращивается трудность текста.
Таблица 5
Объем текста может сокращаться в зависимости от речевого развития детей. Мы подчеркнули базовые предложения текста. | Объем этого текста невелик. Мы уже отметили, в чем состоит его сложность. В том случае, если ребенок затрудняется в его восприятии, следует воспользоваться иной формой текста. |
Зимующие и перелетные птицы Многие птицы под снегом не могут найти корм. Осенью многие птицы улетают в теплые края. Улетают ласточки, скворцы, грачи, журавли. Они называются перелетными птицами. Сороки, вороны, дятлы всю зиму живут у нас. Они не боятся мороза и умеют находить корм под снегом. Это - зимующие птицы. В сильные морозы им тоже бывает голодно. Люди помогают птицам, они делают для них кормушки. | Когда к нам прилетают птицы Весна спросила у птиц: «Когда вы вернетесь домой?». Грач ответил: «Когда появятся первые проталины». Скворец сказал: «Буду дома в конце марта». Жаворонок: «Встречайте в марте». Ласточка: «Прилечу в конце апреля». Соловей: «Ждите в начале мая». |
В каждом классе начальной школы на уроках природоведения дети узнают что-то новое о зимующих и перелетных птицах. Тема эта должна найти свое отражение и на занятиях по развитию слухового восприятия. Однако материал по этой теме учитель по РСВ разрабатывает в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним. Он не должен давать ученикам новые сведения или сообщать новые факты из жизни птиц. Используя сведения, знакомые детям, учитель конструирует текст, который должен быть доступным им и по структуре, и по лексико-грамматическому оформлению. В этом и состоит учет возможностей ребенка. Приведем примеры текстов на одну и ту же тему, доступных детям в конце 1 класса (этот текст представлен в левой колонке), и во 2 классе (этот текст расположен в правой колонке табл. 5).
Как видно из приведенной таблицы, текст, расположенный в правой колонке, значительно сложнее и по своей структуре, и по лексико-грамматическому оформлению. Осложняет понимание текста и использование диалога, поскольку в этом случае ученик должен не только услышать фразу, но и понять, какой персонаж мог ее «произнести» и в ответ на какой вопрос. Такой текст не может быть предложен детям в 1 классе, но становится доступным для них на следующем году обучения.
Речевой материал может представлять для ученика трудность не только с точки зрения его объема. Дети, имеющие невысокий уровень речевого развития, с трудом осваивают сложные грамматические конструкции. При построении речевого материала следует учитывать эту особенность и следить за степенью сложности грамматических форм. Покажем, каким образом варьируется структура фразы с учетом особенностей развития грамматического строя речи детей (см. таблицу 6).
Таблица 6
Материал, простой по структуре | Материал с усложненной структурой |
Возьми тетрадь. | Возьми ручку и тетрадь |
Возьми ручку. | |
Положи альбом и фломастеры на стол. | Отложи альбом и фломастеры в сторону. |
Убери все. | Убери тетрадь и ручку с парты. |
Зимой на улице сугробы снега. | Дворники сгребают снег в кучи, а машина увозит его. |
Скоро Новый год. Люди покупают елки. Сегодня елку привезли в школу. Елку поставили в зал. Ребята смотрели на елку. Елка большая, пушистая. Ребята сделали игрушки. Вечером ребята повесили игрушки на елку. Малыши будут выступать на празднике. Они покажут сказку «Теремок». В тексте 10 предложений. | Скоро Новый год. Все люди спешат купить самую красивую елку. Сегодня и в нашу школу привезли большую и пушистую елку. Елку поставили в зал. Ребята бегают смотреть на нее. На уроках труда ребята сами сделали игрушки для елки. Вечером они повесили на ветки цветные шары, хлопушки, флажки и другие игрушки. Малыши подготовили сказку «Теремок». Они тоже будут выступать на празднике. В тексте 9 предложений |
Важную роль в обучении детей играет их способность к переключению, которая проявляется в готовности ребенка выполнять задания разного типа, свободно переходить от одной темы к другой, плодотворно работать как в индивидуальном режиме, так и в условиях группы. Все эти умения необходимы ребенку на индивидуальном занятии, поскольку для достижения поставленных целей педагог вынужден постоянно варьировать условия восприятия1:
■ менять расстояние до говорящего;
■ предлагать восприятие речевого материала с аппаратами и без них;
■ чередовать непосредственное общение с прослушиванием аудиозаписи;
■ предъявлять разные единицы речи (от элемента слова до целостного текста);
■ предъявлять материал целиком или по частям;
■ менять виды деятельности ребенка;
■ менять тематику речевого материала.
Если для ребенка разнообразие условий восприятия создает некомфортную обстановку, следует несколько ограничить их, оставляя при этом неизменной структуру занятия. Постоянно следует использовать также прием «смешивания» речевого материала, основанный на разных принципах. Прежде всего смешивается материал различных по содержанию тем, лексические конструкции (вопрос, словосочетание, пример), новый и старый материал, измененный вариант знакомого материала и т.д. Постепенно, наращивая вариативность условий восприятия речевого материала, можно добиться того, что слабослышащий ребенок даже в условиях знакомой ситуации будет вслушиваться, чтобы точно воспринять речь собеседника.
Для ребенка, не справляющегося с тем объемом материала, который способны «переработать» его более успешные товарищи, необходимо предусмотреть меньший объем, соответствующий его возможностям. Такая работа начинается на этапе дифференцированного планирования на каждую четверть учебного года. Процедура сокращения объема материала непроста, поскольку нельзя механически исключить целиком какую-либо тему. В случае необходимости материал всех тем должен сокращаться пропорционально. Изменять и упрощать можно не только тексты, но и отдельные фразы в соответствии с возможностями детей. Рассмотрим допустимые и недопустимые варианты сокращения текстов. В таблице ниже приведем три варианта каждого текста.
Таблица 7
Достаточно большой объем текста | Сокращенный вариант текста | Неудачный вариант сокращения |
Где живут коровы | ||
В деревне коровы живут в специальных домах. Эти дома для коров называются коровники. В коровниках коровы спят. Люди ухаживают за коровами, приносят им сено и воду. Коровы дают много молока. Из молока делают разные полезные и вкусные продукты. Ребята любят молоко, йогурт, сметану, кефир, творог, сливки, ряженку. | Коровы живут в деревне. Дома для коров называются коровники. Люди ухаживают за коровами, приносят им сено и воду. Коровы дают много молока. Из молока делают йогурт, сметану, кефир, творог, сливки, ряженку. | В деревне коровы живут в домах. Это коровники. На ферме работают доярки. Они доят коров. Коровы дают много молока. Из молока получают разные полезные и вкусные продукты. |
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине