1Ъвори в микрофон.
Что ты сделал?
Как ты слышишь?
Сними наушники.
До свидания!
Как тебя зовут?
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
В каком классе ты учишься?
В какой школе ты учишься?
На каком этаже находится твой класс?
Как зовут твою учительницу (воспитательницу)?
Сколько уроков было сегодня?
Какие дни недели ты знаешь?
Сколько дней мы отдыхаем? Как называется день отдыха? Сколько дней учимся?
Сколько дней в неделе?
первый день недели?
второй день ...?
третий день ...?
четвертый день... ?
пятый день ...?
шестой день ...?
седьмой день...?
Воскресенье.
Шесть дней.
Один день.
Семь дней.
Вторник, суббота,
четверг, пятница,
понедельник, среда,
пятница.
2-1
Букварь
Букварь! Ты — книга первая моя. Теперь читать умею я. На свете много книжек есть. Все книжки я могу прочесть!
Праздник букваря
В нашей школе проводился праздник букваря. На празднике были все ученики первых классов, Мы пели песни, играли, читали стихи. Спасибо тебе букварь! Теперь мы можем читать разные книги.
Вопросы
В вашем классе проводился праздник букваря? Что вы делали на празднике? Что вы теперь можете читать?
* В части 2 настоящего пособия этот речевой и иллюстративный материал для занаятий учителя с детьми дан под цифрой 2.
2-2
День и ночь
Встретились День и Ночь.
— Как тебя зовут? — спросил День у Ночи.
— Ночь, — ответила Ночь.
— А как тебя будут звать завтра?
— Ночь.
— А меня каждый день зовут по-разному. Сегодня меня зовут понедельник. Завтра будут звать вторник. Послезавтра — среда.
2-3
кукла мяч
пирамида
ведро
матрешка
клоун
шар
кубики
мишка
барабан
машина
флажок
юла
дудочка
Вопросы
Какие у тебя есть игрушки? Какая твоя любимая игрушка? Где продаются игрушки?
Игрушки продаются в магазине для детей.
в магазине «Детский мир».
Дом игрушки
В городе есть магазин, который называется «Дом игрушки».
В этом магазине продаются разные игрушки: мишки, зайцы, куклы, мячи.
Там продаются машины, настольные игры.
Можно купить: шашки, лото, домино, кубики.
Этот магазин любят все дети.
Мяч
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой
Не угнаться за тобой!
А. Барто
Слова и словосочетания:
разные игрушки, механические игрушки, настольные игры, можно купить, замечательный магазин, игры, шары, мячи, куклы, барабан и палочки, кошка, котенок, много игрушек, красный мяч, зеленый шар, пожарная машина, красивая кукла, маленькая собачка.
Вопросы
Как называется магазин?
Что там продают?
Какие игрушки у тебя есть?
Покажи.....
Убери.....
2-4
Послушай, повтори. Покажи на картинке.
Большой шар.
Большой красный шар.
Большой синий шар.
Маленький шар.
Маленький красный шар.
Маленький синий шар.
Грузовая машина.
Легковая машина.
Зеленая грузовая машина.
Белая легковая машина.
Желтая легковая машина.
Черная легковая машина.
2-5
Послушай слово. Составь словосочетание.
высокая низкая пирамида большой шар желтая
маленький голубой
Послушай, повтори. Покажи на картинке. Словосочетания:
Три шара, четыре звездочки, одна матрешка, два шара, две куклы, три кольца.
2-6
В детском саду Это детский сад. Там много игрушек.
Вот кукла, мишка, слон, собака, телефон, посуда, машины. Дети любят играть в детском саду. Андрей и Вова собирают машину. Оля играет в школу. Ребятам весело.
Вопросы и задания к тексту 1де играют ребята? Какие игрушки есть в детском саду? Кто собирает машину? Во что играет Оля? Что делают Андрей и Вова? Кто играет в школу? Какие у тебя любимые игрушки? Какие игрушки есть у тебя дома?
Слова и словосочетания:
игрушки, разные игрушки, новые игрушки, машина, маленькая машина, старые игрушки, посуда, большая машина, легковая машина, кукла, заводная машина, грузовая машина, мишка, любимые игрушки, настоящая посуда, слон, кукольная посуда, собака, телефон.
Покажи на картинке... Найди....
Послушай, повтори, отгадай* Ростом мал, да удал, От меня ускакал.
Пляшет крошка, А всего одна ножка.
Сам пустой, а голос громкий,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
Выбери ответ: мяч, юла, барабан.
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять — Будем в прятки мы играть. Петя, Саша, Катя, Маша, Кто же будет нас искать?
Раз, два, три, четыре, пять — Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Здесь и далее речевой материал, отмеченный звездочкой, предназначается для дополнительной работы с детьми.
2-7
Послушай, покажи, повтори. Слова: ручка, пенал, линейка, карандаш, книга, тетрадь, кисточка, портфель.
2-8
Какое слово лишнее? Почему?
ручка | тарелка | тетрадь |
пенал | карандаш | портфель |
апельсин | книга | огурец |
Послушай вопрос и ответь полным предложением.
Что ты приготовишь для урока
Составь предложение.
письма? чтения?
математики? Для урока ... я приготовлю рисования?
Составь словосочетание.
ручк....
карандаш.
учебник.
альбом.
кисточк....
краски.
тетрадь в клетку, тетрадь в линейку.
зелёная |
|
| цветной | карандаш |
чёрная | ручка |
| толстая | тетрадь |
круглый | пенал |
| простой | книга |
прямоугольный |
|
| тонкая |
|
белая |
|
|
|
|
Закончи предложение.
Петя достал линейку Зина читает ... Карандаш и ручка лежат
книгу.
из портфеля, в пенале, на парте.
2-9
Послушай загадки.
Новый дом несу в руке, Двери дома на замке.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом пройдёт, Там заметку кладёт.
Покажи отгадки на картинке.
2-10
Мы рисуем
Наташа, Ира и Рома — ученики. Они любят рисовать.
Наташа взяла синий карандаш и нарисовала небо. Ира взяла красный карандаш и нарисовала цветы. Рома взял желтый карандаш и нарисовал солнце. Красивые рисунки у ребят!
Вопросы
Что любят рисовать дети?
Какой карандаш ты возьмёшь, чтобы нарисовать небо? Какой карандаш ты возьмёшь, чтобы нарисовать цветы? Какой карандаш ты возьмёшь, чтобы нарисовать солнце?
Урок рисования
Петя, Гриша и Стёпа — ученики.
На уроке рисования они рисуют разноцветными карандашами. У Пети голубой карандаш. Он рисует небо, море.
Гриша взял красный карандаш и нарисовал пожарную машину. А Стёпа красным карандашом нарисовал флажок. Красивые получились рисунки!
Вопросы
Какой был урок?
Что делали ребята на уроке рисования? Что нарисовал Петя? Гриша? Стёпа? Кто нарисовал... ?
2-11
Послушай, повтори и дополни предложения.
Первого сентября ребята идут в ... .
Я учусь в первом ....
В нашем классе много ....
Мою ... (воспитательницу) зовут.......
Каждый день в нашем классе 4 ....
В конце урока звенит начинается ....
Послушай слова, повтори.
школа перемена
класс урок
ученик звонок
ученица школьник
учительница воспитательница
В школу.
Первого сентября ребята идут в школу. Они сядут за парты. Войдёт учительница. Начнётся первый урок.
Словосочетания:
конец урока, большая перемена, первый урок, возьми микрофон, надень наушники, четыре урока. ,
2-12
В школе
Это класс.
На стене висит доска. На столе стоят цветы. За партами сидят ученики. Они надели наушники. Учительница взяла микрофон. Начался урок.
Мой класс
Я учусь в первом классе.
В нашем классе есть девочки и мальчики.
Все мы теперь ученики.
Мы учимся читать, писать и считать.
2-13
Наш класс
Наш класс большой и светлый. На окнах много цветов.
В классе стоят парты, шкафы, стол и стул учителя. На стене висит доска.
На партах лежат книги, микрофоны, наушники. В шкафу лежат: ручки, карандаши, тетради, книги.
Дежурные У нас в классе всегда чисто. За порядком в классе следят дежурные. Они поливают цветы, вытирают пыль. Дежурный раздаёт тетради, вытирает доску, приносит мел.
Вопросы к тексту
Что стоит в шкафу?
Что висит на стене?
Что лежит на партах?
Что лежит в шкафу?
2-14
Слова и словосочетания:
сентябрь, золотой наряд, осень, оранжевые листья, стая, перелётные птицы, наряд, осенний листопад, птицы, готовится к зиме, улетели, разноцветные листья, листопад, собираются в стаю, листья, первый месяц осени, месяц, ранняя осень
Сентябрь
Сентябрь — первый месяц осени. Листья на деревьях пожелтели. Только ели и сосны стоят зелёные. Птицы собираются в тёплые края. Звери готовятся к зиме. Небо синее.
Наступила ранняя осень.
hi
Вопросы и задания
Какое время года наступило? Какие деревья осенью? Покажи зеленые ели и сосны. Какое небо?
Что делают осенью птицы? Что делают звери осенью?
Послушай, покажи на картинке
Кто покрасил белой краской поля, дома, луга?
Почему бегут ручьи и зеленеет первая травка?
Когда поля, леса зеленые, небо голубое
и много птиц?
Куда улетают птицы?
Почему дует сильный ветер и опадают
листья?
Пришла
зима
весна
лето
осень
2-15
Слова, словосочетания и предложения:
осень ранняя осень
птицы небо голубое
небо улетели далеко
месяц небо осеннее
голубое небо серое
улетать теплые края
теплый небо пасмурное
осенние месяцы
первый месяц осени
второй месяц осени
третий месяц осени
Птицы улетели.
Птицы собираются улетать.
Птицы уже улетели.
Пожелтели листья.
Сосны и ели стоят зеленые.
Ранняя осень
Сентябрь — первый месяц осени.
Деревья и кусты оделись в золотой наряд.
В сентябре начинается листопад.
Падают жёлтые, красные, оранжевые листья.
Перелётные птицы собираются в стаи.
Скоро они полетят в тёплые края.
Звери готовятся к долгой зиме.
Воздух чист и прозрачен.
Небо синее.
Наступила ранняя осень.
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине