1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
закладывает основы представлений слабослышащих о многообразии и богатстве мира звуков, окружающих ребенка. Содержание этой работы способствует также формированию у детей внятной членораздельной выразительной, интонированной устной речи, обеспечивающей полноценное общение со слышащим окружением. То, что на этих занятиях дети слушают много хорошей музыки, сказок и стихов, записанных в исполнении хороших чтецов, способствует повышению их культурного уровня.
Принципы отбора речевого материала на фронтальные занятия почти совпадают с теми, которые следует соблюдать по отношению к занятиям индивидуальным: речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать в себе фразы, словосочетания, слова, тексты (прозаические и стихотворные). На занятия, посвященные работе над фонетической структурой речи, различными аспектами ритмико-интонационной ее стороны, часть материала подбирается по фонетическому принципу.
Речевой материал, предлагаемый учащимся на слух, связан с организацией их деятельности в слуховом кабинете, с изучением определенной темы. Например, при обучении восприятию на слух звучания музыкальных игрушек ученики подготовительного класса воспринимают на слух и их названая. С целью знакомства детей с музыкальными ритмами их учат различать на слух звучание марша и вальса, польки и вальса и т.п. при прослушивании записей1. Причем на одном занятии должны звучать разные марши, вальсы, польки. Только в этом случае дети будут определять характер музыкального произведения, а не узнавать уже знакомую мелодию. В дальнейшем набор музыкальных ритмов расширяется — это обязательное требование для слабослышащих детей. На фронтальных занятиях слабослышащие школьники знакомятся со звучанием инструментальной и вокальной музыки различного характера.
В старших классах начальной школы содержание работы усложняется: ученики слушают музыку из опер и балетов. На слух предлагается воспринимать самый разнообразный речевой материал: композитор, исполнитель, поет, певица, играет -~"исполняет оркестр, солист, скрипка, вальс и т.п. В подборе музыкальных произведений для проведения этой работы учителю-дефектологу должен помочь музыкальный работник. Слушают школьники в слуховом кабинете и речь (записи сказок, стихов). С целью обогащения представлений 1етей о звуках окружающего мира их нужно познакомить
¹Если педагог играет на пианино, то полезно начать работу именно с прослушивания детьми его игры; при этом используются индивидуальные слуховые аппараты.
с голосами знакомых им птиц и животных и научить узнавать их на слух.
Работа со слабослышащими детьми ведется, как правило, по нескольким темам: на одном и том же занятии учитель предлагает ученикам прослушать разный по звучанию материал, объем которого зависит от уровня их слуха и речевого развития. Это может быть короткий текст или фразовый материал, музыкальные фрагменты разного характера. Таким образом, часть времени слухового занятия со слабослышащими детьми отдается развитию речевого слуха, а часть — неречевого. В отдельных случаях в ходе одного занятия дети могут тренироваться только в восприятии речи на слух, а другого—в восприятии различных неречевых звучаний.
При проведении фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению необходимо предусмотреть не только фронтальную, но и индивидуальную работу с детьми. После коллективного выполнения того или иного задания целесообразно опрашивать детей малыми группами (по 2-3 человека) или по одному (например: «Отхлопайте ритм, Сережа и Маша», «Скажи, Оля»). В первую очередь опрашиваются дети, которые испытывают наибольшие трудности в выполнении данного задания.
Как правило, в каждом классе встречаются дети с разными остатками слуха. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении фронтальной работы по развитию речевого слуха. Для того чтобы дети с худшим слухом не ориентировались постоянно на ответы лучше слышащих детей, следует опрашивать детей по одному, начиная с более слабых.
По просьбе учителя лучше слышащие дети могут помогать товарищам, например, слухо-зрительно повторять тот материал, который на слух восприняли не все ученики. В случае необходимости такой ученик может найти и показать картинку, иллюстрирующую звучание, с тем, чтобы создать подсказывающую ситуацию для тех, кто не справился с заданием (особенно на этапе различения).
В слуховом кабинете дети обучаются восприятию речевого материала, предъявленного разными способами:
■ без разложения на части или по частям;
■ для восприятия на слух или слухо-зрительно. В период первоначального обучения «трудных»1
детей возможно слухо-зрительное восприятие материала с обязательным последующим восприятием его на слух. Иногда приходится прибегать к помощи опор в виде картинки, серии картин, а в особо тяжелых случаях — при стойком нарушении звукобуквенному
¹Там педагоги называют детей, которые в силу различных причин медленно продвигаются в обучении.
состава слова в начале обучения — можно предложить детям таблички. Этот же прием используется и позже, если перед ребенком возникают серьезные затруднения.
Тексты этим детям сначала предлагаются только на индивидуальных занятиях. На уроке в слуховом кабинете текст песни, например, в момент ее первого прослушивания они всегда прочитывают по таблице.
В условиях фронтального занятия учителю трудно учитывать возможности всех детей класса. Достаточно часто при комплектовании классов объективные условия не позволяют учесть их индивидуальные особенности и уровень их речевого развития. В таких случаях при восприятии материала на слух в помощь школьникам, имеющим низкий уровень речевого развития, в течение определенного времени также предлагают письменные таблички.
На занятиях в слуховом кабинете детям предлагается работа на всех уровнях — различения, опознавания и распознавания (восприятия).
«Различение — восприятие учащимися на слух речевого материала, знакомого по звучанию. Различение осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанными словами и т.д.
Опознавание — восприятие учащимися на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора.
Распознавание — восприятие учащимися на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т.е. незнакомого по звучанию. Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора»1.
Следует заметить, что на продвинутом этапе обучения большая часть материала предлагается учащимся для опознания и восприятия вне какой-либо ситуации.
Цель каждого занятия — обучение ребенка воспринимать и знакомый, и не знакомый ему по звучанию речевой материал. А каким будет путь к этой цели — прямым, с остановками, возвращениями, повторениями — зависит от ряда причин. Некоторые из них носят объективный характер, и учитель не в силах ничего изменить (например, состояние
слуха детей класса, исходный уровень развития их речи или качество звукоусиливающей аппаратуры). Но одним из важнейших условий успешного продвижения детей является умение педагога правильно подобрать речевой материал, грамотно провести занятия с точки зрения использования средств и методов работы, обоснованно п на разном уровне помочь учащимся1.
Перечислим те методические приемы и способы, с помощью которых учитель может добиться поставленной цели. Часть -инструментария» можно условно отнести к области организационно-технической:
■ изменение режима усиления в зависимости от цели занятия:
■ предъявление учащимся речевого материала при непосредственном общении с ними или в записи;
■ участие в непосредственном общении одного или нескольких говорящих (дикторов), аудиозапись также может воспроизводить звучание одного или нескольких говорящих;
■ использование диктором голоса разговорной громкости или шепота.
Учитель должен варьировать и методические приемы:
■ речевой материал может предъявляться для различения, опознавания или распознавания;
■ в «набор» одного урока учитель может включить разное количество материала различного характера:
■ количество предъявлений одного и того же речевого материала на занятии может увеличиваться или сокращаться, поскольку это зависит от «продвижения» детей в узнавании материала на слух:
■ речевой материал, предъявляемый ученикам, может усложняться как с точки зрения его структуры, так и смысловой стороны.
Любые изменения в рамках перечисленных позиций повлекут за собой усложнение или упрощение задания. Точное использование учителем имеющихся в его руках средств будет способствовать соответствию меры сложности заданий возможностям большинства учащихся класса, а в конечном итоге — успешному развитию слуха слабослышащих школьников.
1 Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991, с. 3.
1 Каждая из перечисленных позиций более подробно рассматривается в разделах «Развитие слуха на индивидуальных занятиях».
РАЗВИТИЕ СЛУХА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Организация и содержание работы
В соответствии с Программой основной задачей работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в 1-5 классах 1-го и 2-: -делений является обучение учащихся восприятии на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее для обеспечения более полынного повседневного общения со слышащими людьми. К сожалению, в Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (М., 2003) не упоминается о коренном изменении организации работы по РСВ. изменения отражены в Приказе Министерства образования Российской Федерации, подписанном 10 апреля 2002 г., № 29/2065-п, в котором зрится о значительном увеличении времени, отводимого в учебном плане школы на развитие слуха учащихся.
Сравним (см. табл. 1) время, отведенное на работу по развитию слуха слабослышащих школьников, Приказами 1975 и 2002 г.
Из данных таблицы следует, что увеличение в 2002 г. количества времени на РСВ меняет всю организацию индивидуальных занятий:
■ В случае большой наполняемости класса педагог не имел возможности проводить ежедневные занятия с учащимися подготовительных — 5 классов 1-го и 2-го отделений. Теперь, независимо от списочного состава класса, эта возможность обеспечена.
■ Проведение занятий парами или малыми группами диктовалось не только педагогической целесообразностью, но и недостатком времени, отводимого на занятия по РСВ. Теперь педагог, осуществляя индивидуальный подход, может руководствоваться только теми задачами, которые он ставит на каждом занятии перед конкретным ребенком.
Таблица 1
Классы | Кол-во часов в неделю на класс | Кол-во часов в неделю на каждого ученика (2002 г.) |
подготовительный — 5 классы 1-го и 2-го отделений | 18 | 3 |
6-8 классы 1-го и 2-го отделений | 6 | |
9 класс 1 -го и 2-го отделений | 4 | 2 |
10 класс 1 -го отделения | 2 | |
10-11-й классы 2-го отделения | 1 час до выпуска из школы |
■ Малое количество времени вынуждало педагога заниматься коррекцией произношения только тех учеников старшей школы, которые особенно в этом нуждались. Теперь появилась возможность работать над закреплением внятной речи каждого учащегося до его выпуска из школы.
■ Ориентация на каждого ученика, а не на весь класс в целом при определении количества часов занятий значительным образом упрощает организацию работы учителя.
Мы привели только основные аргументы, подтверждающие ценность вышеназванного Приказа, открывающего новые перспективы в работе над развитием слуха слабослышащих школьников.
Не анализируя причин этого явления, отметим, что достаточно много школ для слабослышащих и позднооглохших детей и сегодня продолжает работать в соответствии с устаревшими нормативными документами. Понимая, что переход в новые условия может не произойти сразу и повсеместно, считаем необходимым помочь тем педагогическим коллективам, которые пока не перешли к работе по новому учебному плану.
В соответствии с предыдущим учебным планом индивидуальные занятия проводятся из расчета 18 ч в неделю на класс, независимо от количества учащихся в нем. Учебное время распределяется поровну между всеми учащимися. Количество занятий в неделю с каждым учеником зависит от наполняемости класса. Прекрасная ситуация для занятий складывается при списочном составе из 6-7 учащихся — занятия по РСВ с ними можно проводить ежедневно. Если же в классе 12 учеников, то с каждым ребенком занятия проводятся 3 раза в неделю.
Сложнее определить регулярность занятий, если в классе 8-10 детей. Здесь определяющим фактором становится учебное время, отведенное для еженедельных занятий с одним учеником. Например, при количестве 9-10 учеников в классе общее время на одного учащегося в неделю составляет 81 мин, и одно из пяти занятий в этом случае будет продолжаться 16 мин, что абсолютно неэффективно.
Таким образом, в нашем случае (9-10 учеников в классе) оптимальны четыре занятия в неделю, поскольку частота слуховой тренировки не менее важна, чем ее единовременная продолжительность. Следует всегда руководствоваться правилом, действующим в любой ситуации, — время, отведенное на индивидуальные занятия в классе, следует пропорционально делить между всеми учениками.
Ниже перечислим условия проведения занятий, которые не зависят от того, по какому учебному плану работает педагог.
Любое время, отведенное на одно занятие с ребенком, делится пополам: первая половина занятия отдается коррекции произношения ученика, вторая — развитию его слуха
В 1-5 классах занятия по развитию слуха рекомендуется проводить двум учителям: основном} учителю класса и учителю по слуховой работе.
Начиная с 3 класса (с отдельными учащимися возможно и раньше), на индивидуальном занятии вводится одновременная работа с двумя ученика ми {работа парами). В этом случае время занятия удваивается и распределяется следующим об разом: в течение обычного времени с первым учеником идет работа над произношением; затеи с двумя учениками вдвое дольше, чем обычно проводится слуховая тренировка; после этого со вторым учеником индивидуально идет коррекции произношения.
Положительно влияют на развитие слуха детей и занятия группами, благодаря этому создаются условия, приближенные к естественным — в общении участвует несколько собеседников каждый из которых имеет своеобразную манеру речи. Поскольку для успешного восприятия реп лик каждого участника разговора требуется определенный уровень развития речевого слуха, рекомендуется организовывать группы таким образом чтобы в каждую из них включались ученики, имеющие примерно одинаковое снижение слуха и уровень речевого развития. В новых условиях у педаго га есть возможность варьировать время введения i количество групповых занятий в неделю, точно ориентируясь на реальные возможности учащихся.
Устаревший учебный план обязывал вводить занятия группами, начиная с 6 класса, поскольку только таким образом обеспечивалась систематичность проведения занятий по РСВ и коррекции произношения. На групповые занятия отводилось 6 ч в неделю, в классе с обычной наполняемостью организовывалось три группы. Из общего времени отведенного на индивидуальные занятия, на каждую группу приходилось еженедельно два урока. В этих условиях недопустимо использовать целиком одие урок для развития слухового восприятия, а второй — для коррекции произношения.
Каждая группа имеет не менее двух занятий е неделю в свободное от уроков время. Как обычно, время одного занятия делится пополам. Очевидно, что за такое время обеспечить каждого ученика старшей школы регулярными занятиями по коррекции произношения было невозможно.
Соблюдение равных условий для коррекции произношения всех учеников класса в этих случаях достигалось разными способами. Например, чередовалась работа над произношением с учениками одной группы: в течение одной четверти занимались с первым и вторым учениками; в следующей четверти — с третьим и четвертым; затем снова с первым и вторым учениками. Аналогичным образом планировалась работа по коррекции произношения остальных учеников класса. Напомним, что работа по коррекции произношения проводится индивидуально, поэтому с одним учеником можно работать до начала группового занятия по РСВ, а со вторым — после занятия.
В заключение приведем таблицу 2, в которой представлено время, отведенное в учебном плане а индивидуальные занятия с учащимися начальной, средней и старшей школы, и организационные формы проведения этих занятий (в соответствии с нормативными документами 1975 г.).
От обсуждения требований к организации индивидуальных занятий перейдем к общей характеристике их задач и содержания.
Основой эффективности в работе по развитию слухового восприятия является тщательный учет возможностей каждого ученика, а индивидуальные занятия позволяют обеспечить это наилучшим образом. Мы уверены, что только на индивидуальных можно в полной мере учесть особенности каждого ребенка и работать с ним в соответствии с его слуховыми возможностями, уровнем развития состоянием произносительных навыков, подготовленностью к целенаправленной деятельности.
В процессе слуховой тренировки возможности восприятия речи на слух проявляются по-разному и не всегда согласуются с состоянием тонального слуха. Однако было бы наивным полагать, что даже на индивидуально проводимых занятиях можно учесть все особенности каждого ребенка. В связи с этим хотелось бы предостеречь как от недооценки «слуховых» ресурсов детей, так и от их переоценки, поскольку и то, и другое нарушает систему работы.
Боязнь предложить ребенку слишком сложный материал может привести к тому, что учитель будет использовать на занятии заведомо простой для восприятия на слух речевой материал. В этом случае процесс развития речевого слуха ученика будет тормозиться. Предъявление же слишком сложного материала не позволит ребенку в нужный момент с этапа опознавания перейти на более высокий этап — распознавание и уверенно осваивать этот навык. Следовательно, чрезмерная трудность задания также не позволит слуху ученика успешно развиваться. Вот почему мы думаем, что индивидуальные занятия представляют для педагога особый интерес: на них он может достаточно часто исследовать «зону ближайшего развития» ребенка, чтобы постоянно корректировать свою работу с целью стабильного сохранения условий, в которых ребенок сможет успешно реализовать все имеющиеся у него в данный момент возможности.
Размышляя о том, что определяет успех слабослышащего ребенка в овладении речью, следует вспомнить уже упомянутые «факторы успеха», выделенные ЕМ. Боскис:
■ биологические — слуховую чувствительность и возраст, в котором произошло снижение слуха;
Классы | Кол-во часов в неделю на класс | Организация занятия |
Подготовительный — 5 классы 1 -го и 2-го отделений | 18 | Индивидуально, в зависимости от наполняемости класса (не менее 3 раз в неделю). Парами, по возможности раньше, а с 3 класса обязательно |
6-8 классы 1 -го и 2-го отделений | 6 | По группам, 2 раза в неделю. Класс в 12 человек делится на три группы. С помощью разных видов работы, например, организации диалогов, приближать условия тренировки слуха к естественным |
Э класс 1-го и 2-го отделений | 4 | По группам — 2 раза в неделю. Класс делится на две группы |
10 класс 1-го отделения | 2 | По группам. В том случае, когда произносительная сторона устной речи не страдает, все время отдается слуховой работе. Если нужна коррекция произношения — время делится поровну. Занятия в первую очередь проводятся с учениками, имеющими III степень тугоухости (не реже 2 раз в неделю). При необходимости к индивидуальным занятиям привлекают и других учащихся класса |
10-11 классы 2-го отделения |
|
|
■ характер вторичных нарушений — уровень языкового развития к моменту начала слуховой работы в школе;
■ характер дошкольной подготовки и наличие полноценной языковой среды (главным образом в семье);
■ индивидуальные особенности ребенка (данные интеллекта и т.п.).
Исходя из того, что слуховой ресурс ребенка — не единственное условие успеха, а также учитывая неразрывную связь развития слуха с развитием речи ребенка, можно говорить о том, что в ходе индивидуальных занятий педагог должен развивать слухо-речевые способности ребенка. Они позволяют ученику улавливать общий смысл, уточнять необходимые детали, используя для этого не только слух, но и ситуационный контекст. Такая формулировка, на наш взгляд, достаточно ясно демонстрирует суть работы по развитию речевого слуха, предостерегая педагогов от чрезмерного увлечения развитием только слуховой функции.
Методике проведения индивидуальных занятий будет посвящен отдельный раздел, пока ограничимся замечаниями общего характера.
Развитие слуха на индивидуальных занятиях проводится поэтапно. Требования программы, разработанной для этих занятий, определяются годом обучения, степенью снижения слуха, уровнем речевого развития детей.
В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух как с индивидуальными слуховыми аппаратами, так и без них (с расчетом на лучше слышащее ухо). Внедрение в широкую практику уже существующих индивидуальных аппаратов нового поколения снимет проблему соблюдения условий единого усиления, поскольку в программируемых аппаратах наиболее комфортный для ребенка режим автоматически сохраняется независимо от местоположения говорящего. Такая возможность повлечет за собой некоторые изменения в методике работы, поскольку отпадет необходимость в тренировке ребенка в восприятии речевого материала при увеличении расстояния между учеником и диктором.
Следует учесть, что в начале обучения учащиеся воспринимают речь с помощью звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа (в том случае, если эта аппаратура хорошего качества), что вызывается необходимостью привыкания школьников к новым условиям, к новому учителю. Со второго полугодия в 1 классе занятия проводятся только с индивидуальными слуховыми аппаратами. При хороших навыках восприятия речи на слух использование индивидуального аппарата начинается с первого же дня обучения. Со слабослышащими детьми проводится тренировка в восприятии на слух шепотной речи (без аппарата) в следующие сроки:
I степень тугоухости — со II четверти 1 класса;
II степень тугоухости — с IV четверти 2 класса.
В Приложениях к пособию даны различные варианты «рабочего» материала. Учитель сможет подобрать то, что необходимо ему для работы, сообразуясь с принципами отбора материала и реальным уровнем речевого развития детей.
■ Приложение 4. Примерный речевой и иллюстративный материал для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия учащихся подготовительного класса школы II вида. Этот же материал можно использовать для проверки уровня слухо-речевого развития детей в начале обучения.
■ Приложение 5. Примерный речевой и иллюстративный материал для индивидуальных занятий с учащимися 1 классов.
■ Приложение 6. Примерный речевой материал для занятий с учащимися 1-3 классов 2-го отделения школы слабослышащих.
■ Приложение 7. Примерный речевой материал (фразы, слова, словосочетания) для занятий с учащимися 1-2 классов.
■ Приложение 8. Примеры подбора речевого материала для индивидуальных занятий с учащимися 2 класса.
■ Приложение 9. Тексты-диалоги для индивидуальных занятий с учащимися 2 класса.
■ Приложение 10. Дополнительный речевой и иллюстративный материал для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия учащихся 1-2 классов.
В Приложениях нет специально выделенного контрольного материала, поскольку из предложенного набора можно составить варианты контрольных фраз и текстов любого уровня сложности.
Одним из направлений в слуховой работе со слабослышащими детьми является развитие их фонематического слуха. Оно проводится на базе мелких элементов осмысленных речевых единиц после восприятия их на слух. Детей учат различать слова, отличающиеся друг от друга: гласными и согласными в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках. Например: дочка — точка — ночка — кочка — почка, девочка — девочки, лист — листок — листочек — листик, прибежал — убежал — отбежал — побежал и т.п. В этой работе важно не упустить из вида понимание детьми нового смысла, появившегося из-за такого «незначительного» изменения слов. Можно попросить детей продемонстрировать это выбором картинки. Например, предложить ряд рисунков, среди которых есть изображения детей с обозначением их имен, например, и Саша, Коля и Толя, и т.д. Со словами, отличающимися одним звуком, можно придумывать ре по смыслу предложения, дополнять предложение и пр. Или предложить детям продемонстрировать понимание изменения смысла действием, читать — считать, колоть — молоть, сказать - показатъ и пр.
Для развития фонематического слуха полезно гать ученикам «цепочки», т.е. ряд однокорен-7ов или одно и то же слово в сочетании с разными предлогами, т.е. речевые единицы, акустически | отличающиеся друг от друга. Например: стол :тол — в стол; парта — на парту — в парту; № на стол — положил на парту; один (два, лист(а) бумаги — несколько листов бумаги.
Известно, что в содержание индивидуальных занятия помимо развития слуха, входит работа и над произносительной стороной устной речи, о чем будет сказано в другом разделе.
Напомним, что общее время индивидуального занятия всегда делится поровну между заботой над развитием слуха, формированием и коррекцией произношения детей.
Это деление, в некоторой степени условно, no-достаточно часто на определенных этапах звания произношения используется слух. Например, в работе над дифференциацией глухих согласных, учитель, как правило, предлагает различать на слух звуки, слоги и слова, включающие в себя эти звуки. Часто педагог пытается исправить произносительную ошибку ученика. А в части занятия, посвященной развитию слуха, попутная коррекция произношения учеников происходит постоянно. Как правило, учитель поправляет ученика и дает ему 2-3 попытки для верного произнесения. Если попытки оказываются очными, следует продолжить работу по развитию слуха, а коррекцию выявленного дефекта перенести в первую часть ближайшего занятия. Надо заметить что в работе с двумя учениками или с небольшой группой дефекты произношения может , не только учитель, но и ученик, работающий в паре (группе). Это очень ценно, поскольку прислушиваться к речи окружающих, оценивать качество произнесения звуков — один из базовых навыков, способствующих успешному развитию слуха и произношения детей.
٭٭٭
На индивидуальных занятиях в начальных клас-1-го отделений проводится специальная
работа тренировка восприятия на слух программного речевого материала с использованием звукоусиливающей аппаратуры разного типа или без нее. Тем детям, кто хорошо пользуется своим слухом, на занятиях следует предлагать внеплановый материал. Знакомый по значению материал дается сразу на слух, использование ситуации допускается только на первом этапе и самое непродолжительное время.
В начале обучения в подготовительном и / классах дети воспринимают знакомые по звучанию слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко их личному опыту и наблюдениям. Слушая текст, ребенок должен постараться уловить его основное содержание после глобального восприятия (с одного-двух предъявлений). Педагог может помочь ребенку, предлагая на слух «наводящие» вопросы.
Со 2 класса в упражнения включаются фразы, содержащие отдельные незнакомые слова, словосочетания, а также тексты с незнакомыми по значению словами, значение которых ребенку поможет понять контекст.
В 3 классе проводится аналогичная работа, однако содержание речевого материала становится более сложным.
Наиболее успешным ученикам с 4 класса для восприятия на слух время от времени предлагается слушать радио, смотреть и слушать телевизор. На занятиях полезно использовать доступный ребятам материал из журналов и газет. Ученикам, имеющим более скромные успехи, эти материалы можно предложить в адаптированном виде.
В 5 классе восприятие подобного речевого материала становится обязательным для всех учащихся и на занятиях занимает значительно больше времени.
Педагог, ведущий индивидуальное занятие, всегда должен помнить, что развитие слуха — процесс не обязательно стабильный, достаточно часто он может «застывать», колебаться и даже сопровождаться внезапными ухудшениями результатов. Причины этого могут скрываться как в недостаточной индивидуализации работы с конкретным ребенком, так и в воздействии на него преходящих, иногда случайных факторов: состояния в данный момент его здоровья или слуха, степень утомления, настроение и т.д.
Требования по развитию слухового восприятия школьников средних и старших классов в программе сформулированы раздельно для 1-го и 2-го отделений, с учетом снижения слуха, уровня речевого развития и годом обучения. Правильный подбор детей в группу обеспечит высокую эффективность занятия и наиболее оптимальные условия для полной реализации возможностей каждого ученика. Индивидуальные особенности группы в целом педагог должен учитывать и при планировании речевого материала для занятий.
Групповые занятия на любом этапе школьного обучения позволяют продуктивно формировать разговорную речь, учить школьников умению вести диалог. Учитель должен постоянно создавать ситуации для организации диалога между учениками, для высказываний каждого из них и восприятия речи партнерами. Мы уже отмечали, что именно на этих занятиях вырабатывается навык контроля не только за своей речью, но и за речью товарищей, что помогает выработать у учеников навык самоконтроля за собственным произношением. Групповые занятия должны строиться таким образом, чтобы вся группа активно работала в течение всего занятия.
В связи с особенностями возраста и речевого развития учащихся постепенно усложняется смысловая сторона предъявляемого при тренировке материала, значительно расширяется его объем. Возрастает роль работы по обучению восприятию на слух монологической речи, текстов. Увеличивается количество материала, выбираемого учителем из газет и журналов. В этот период большое внимание уделяется также навыку восприятия на слух речи в условиях, приближающихся к естественным, когда общаются сразу несколько человек.
На завершающем этапе обучения дети учатся воспринимать любой речевой материал, который становится «свободным». Усложняются и условия его восприятия: значительную часть материала ученики воспринимают в аудиозаписи, по телефону, радио, телевизору. К сожалению, сегодня газетные публикации, телевизионные и радиопередачи в большинстве случаев не содержат информации, способствующей развитию личности и нравственному воспитанию подростков, поэтому выбор материалов для занятия будет стоить педагогу немалого труда — здесь не обойтись без тщательного предварительного отбора аудио- и видеозаписей.
Особое значение приобретает восприятие «свободного» материала в совершенно естественных условиях: на улице, экскурсии, в транспорте. Эти ситуации обязательно должны использоваться либо воспитателем (в случае пребывания ученика в интернате), либо родителями. Такое включение целенаправленной работы по развитию слуха в живое общение поможет достичь той цели, которая была поставлена в начале обучения — восприятие на слух устной речи в процессе общения со слышащим окружением.
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине