1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
Продолжение табл. 7
Достаточно большой объем текста | Сокращенный вариант текста | Неудачный вариант сокращения |
Осенью в лесу | ||
В лесу осенью звери готовятся к зиме. Белка живет в дупле. Там она прячет грибы, орехи, желуди. Летом еж ест много жуков, червяков, лягушек. Зимой еж спит и ничего не ест. Медведь тоже летом много ест. Он любит ягоды, желуди, грибы, мед. Осенью медведь ложится в берлогу, там он спит всю зиму и тоже ничего не ест. | Звери в лесу осенью готовятся к зиме. Белка прячет в дупле грибы, орехи, желуди. Еж зимой спит и ничего не ест. Осенью медведь ложится в берлогу. Он спит всю зиму и тоже ничего не ест. | Осенью перелетные птицы улетают на юг. Там тепло, много корма. Звери осенью готовятся к зиме. В дупле у белки теплое гнездо. Она прячет грибы, орехи, желуди. Еж много ест жуков, червяков, лягушек. Зимой еж спит в гнезде и ничего не ест. Медведь зимой тоже спит и ничего не ест. |
Соблюдение требований к работе по развитию слухового восприятия школьников обеспечит постепенное развитие их слухо-речевых способностей. Использование в слуховой тренировке речевого материала, с которым ученик познакомился на уроках по основным школьным предметам, повысит эффективность восприятия речи на слух, поскольку звуковые образы наполнятся конкретным и понятным ребенку содержанием, встроенным в систему родного языка. С точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния слуховых и речевых возможностей ребенка, отметим, что, научившись на слух воспринимать новые для него языковые явления, он, с одной стороны, начинает все чаще сознательно опознавать их в практике устного речевого общения. Таким образом, обеспечиваются более благоприятные условия для закрепления языковых навыков, знаний, умений, усвоенных на уроках русского языка, развития речи, математики, природоведения. С другой стороны, по мере расширения речевого запаса ребенка будет увеличиваться и его способность восприятия речи, в связи с чем улучшатся условия самостоятельного речевого развития ребенка. ЕМ. Боскис писала: «Высший акустический анализ и синтез речевого материала является сложным процессом, который формируется в ходе постепенного накапливаемого речевого опыта ребенка».
В ходе проведения работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению школьники должны овладеть не только определенными умениями и навыками по восприятию программного материала, но и специфическим словарем, который используется в связи с этой работой. Например: Поменяй батарейки. Не трогай регулятор громкости. Скажи слитно, громко (тихо) и т.д. Это необходимо для осмысления ребенком опыта специфических действий, накапливаемого на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия.
В заключение повторим, что с первых дней обучения необходимо постоянно побуждать детей к естественной реакции на услышанное: на заданный вопрос должен прозвучать ответ, поручение требует действия. По возможности, надо сводить к минимуму формальное повторение ребенком услышанного материала. Неотъемлемой задачей педагога является пристальное внимание к тому, чтобы каждый ребенок максимально реализовывал свои произносительные возможности. Не следует удовлетворяться плохим произношением ребенка и быть довольным тем, что он смог услышать предъявленный речевой материал. Необходимо постоянно укреплять представление ребенка о том, что внятная речь является условием нормального общения и взаимодействия со слышащими людьми.
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине