logo
рсв Королевская Т

1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»

Продолжение табл. 7

Достаточно большой объем текста

Сокращенный вариант текста

Неудачный вариант сокращения

Осенью в лесу

В лесу осенью звери готовятся к зиме. Белка живет в дупле. Там она прячет грибы, орехи, желуди. Летом еж ест много жуков, червяков, лягушек. Зимой еж спит и ничего не ест. Мед­ведь тоже летом много ест. Он любит ягоды, желуди, грибы, мед. Осенью медведь ложится в берлогу, там он спит всю зиму и тоже ничего не ест.

Звери в лесу осенью готовятся к зиме. Белка прячет в дупле грибы, орехи, желуди. Еж зимой спит и ни­чего не ест. Осенью медведь ложит­ся в берлогу. Он спит всю зиму и тоже ничего не ест.

Осенью перелетные птицы уле­тают на юг. Там тепло, много кор­ма. Звери осенью готовятся к зиме. В дупле у белки теплое гнездо. Она прячет грибы, орехи, желуди. Еж много ест жуков, червяков, лягушек. Зимой еж спит в гнезде и ничего не ест. Медведь зимой тоже спит и ничего не ест.

Соблюдение требований к работе по развитию слухового восприятия школьников обеспечит посте­пенное развитие их слухо-речевых способностей. Использование в слуховой тренировке речевого ма­териала, с которым ученик познакомился на уроках по основным школьным предметам, повысит эффек­тивность восприятия речи на слух, поскольку звуко­вые образы наполнятся конкретным и понятным ребенку содержанием, встроенным в систему род­ного языка. С точки зрения взаимосвязи и взаимо­влияния слуховых и речевых возможностей ребен­ка, отметим, что, научившись на слух воспринимать новые для него языковые явления, он, с одной сто­роны, начинает все чаще сознательно опознавать их в практике устного речевого общения. Таким обра­зом, обеспечиваются более благоприятные условия для закрепления языковых навыков, знаний, умений, усвоенных на уроках русского языка, развития речи, математики, природоведения. С другой стороны, по мере расширения речевого запаса ребенка будет уве­личиваться и его способность восприятия речи, в свя­зи с чем улучшатся условия самостоятельного рече­вого развития ребенка. ЕМ. Боскис писала: «Высший акустический анализ и синтез речевого материала является сложным процессом, который формирует­ся в ходе постепенного накапливаемого речевого опыта ребенка».

В ходе проведения работы по развитию слухово­го восприятия и обучению произношению школьни­ки должны овладеть не только определенными уме­ниями и навыками по восприятию программного материала, но и специфическим словарем, который используется в связи с этой работой. Например: По­меняй батарейки. Не трогай регулятор громкости. Скажи слитно, громко (тихо) и т.д. Это необходимо для осмысления ребенком опыта специфических дей­ствий, накапливаемого на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия.

В заключение повторим, что с первых дней обу­чения необходимо постоянно побуждать детей к естественной реакции на услышанное: на заданный вопрос должен прозвучать ответ, поручение требу­ет действия. По возможности, надо сводить к мини­муму формальное повторение ребенком услышан­ного материала. Неотъемлемой задачей педагога является пристальное внимание к тому, чтобы каж­дый ребенок максимально реализовывал свои про­износительные возможности. Не следует удовлетво­ряться плохим произношением ребенка и быть довольным тем, что он смог услышать предъявлен­ный речевой материал. Необходимо постоянно ук­реплять представление ребенка о том, что внят­ная речь является условием нормального общения и взаимодействия со слышащими людьми.