logo
рсв Королевская Т

Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия

Помещения, в которых проводятся занятия по раз-1гттгю слухового восприятия, располагаются в наиболее спокойной и тихой части здания школы и требуют : собой звукоизоляции. Слуховой кабинет и кабинеты для проведения индивидуальных занятий, прежде всего должны быть оборудованы электроакустической аппаратурой различного типа1. Помимо этого, слуховой кабинет должен располагать дидактическим материалом самого различного характера.

Поскольку на первых уроках в слуховом кабинете дети обязательно знакомятся со звучащими

¹Подробнее с аппаратурой коллективного и индивидуального пользования можно познакомиться в разделе «Современная звукоусиливающая аппаратура». Там же можно найти пояснения относительно индукционной петли.

игрушками, их набор должен отличаться от тех игрушек, с которыми дети играют в группе. Не­обходимы также и различные музыкальные ин­струменты, звучание которых дети будут про­слушивать на уроках. (Вне школьного расписания эти же инструменты можно использовать для организации самодеятельного вокально-инстру­ментального ансамбля.) Так как программой фрон­тальных уроков в слуховом кабинете предусмат­ривается прослушивание музыкальных записей, фрагментов речи, слуховой кабинет должен быть оборудован воспроизводящей аппаратурой (му­зыкальный центр, магнитофон или проигрыва­тель), телевизором, набором лазерных дисков, аудио- и видеокассет, пластинок. Полезно органи­зовать в школе фонотеку, которой педагоги и ученики будут пользоваться как в первой, так и во второй половине дня: очень часто школа для слабослышащих детей — единственное место, где они могут с пользой для себя провести свободное время.

Для проведения уроков в слуховом кабинете (это относится и к индивидуальным занятиям) нужны экраны, с помощью которых исключается зритель­ное восприятие речи. Площадь экрана должна быть такой, чтобы закрыть лицо говорящего до уровня глаз, поскольку видимое движение лицевых мышц может служить детям своеобразной зрительной «подсказкой». Экраны необходимы не только для учителя, но и для каждого ученика.

Там, где проводятся музыкально-ритмические занятия или речевая ритмика, должна быть проло­жена индукционная петля (с возможностью ее от­ключения), так как на этих занятиях дети свобод­но передвигаются по помещению. Таким же образом следует оборудовать слуховой кабинет, школьный зал, где проходят выступления детей, лекции, концерты и собрания. Можно использовать и радиофикацию помещений — все зависит от воз­можностей школы.

Поскольку в реальной жизни достаточно часто коммуникация осуществляется с помощью телефо­на, Программа предусматривает обучение школь­ников использованию телефонной связи. Поэтому в кабинетах для проведения индивидуальной рабо­ты должны быть предусмотрены точки подключе­ния телефонных аппаратов, можно также исполь­зовать «детские» телефоны — действующую модель настоящего телефона.

Усложнение звукоусиливающей аппаратуры повышает уровень требований к специалисту, ко­торый ее обслуживает, вот почему некоторые шко­лы сейчас принимают на эту должность инженера. Работой специалиста, обслуживающего сурдотехнику, руководит учитель-дефектолог слухового ка­бинета.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Подбор речевого материала

Для достижения успеха при развитии слуха сла­бослышащих школьников необходимо ясно пред­ставлять себе взаимосвязь и взаимовлияние нару­шенного слуха и процесса формирования речи. То, что нарушение слуха препятствует нормальному развитию речи, очевидно даже для тех, кто далек от сурдопедагогики. Сложнее представить себе об­ратный процесс — влияние развития речи на ее вос­приятие на слух. Это часто остается в тени, и при рассмотрении вопроса о развитии слухового вос­приятия слабослышащих детей данной проблеме не уделяется должного внимания.

Известно, что понимание речи в значительной степени базируется на высшем акустическом анали­зе и синтезе речевого материала. Эта чрезвычайно сложная деятельность требует особых условий для своего осуществления. Помимо слухового анализа­тора к участию в высшем анализе и синтезе должен быть привлечен кинестетический анализатор. И толь­ко в том случае, если анализаторы действуют синхрон­но, а раздражения, идущие в кору от речевых органов и эффекта звучания, будут подкреплены предметной связью, слово приобретает функцию сигнала и стано­вится мощным раздражителем. Рассматривая пробле­му восприятия речи, Р.М. Боскис подчеркивала важность такой составляющей этого процесса как осознанность.

Обеспечить это возможно лишь в случае достаточной степени овладения языком.

В результате эксперимента было выявлено, что материал, «подкрепленный предметной связью», т.е. знакомый, более успешно воспринимается на слух даже нормально слышащими людьми. Н.И. Зимкин и Д.И. Эйдлин убедились в том, что знакомые сло­ва воспринимаются ими на расстоянии в 20-30 раз большем, чем то, на котором воспринимаются сло­ва незнакомые*.1

Все сказанное в начале этого раздела, подтверж­дает, насколько оправданно первое требование, предъявляемое к речевому материалу: он должен состоять из осмысленных речевых единиц, и его смысловое содержание должно быть знакомо детям.

В учебную программу по развитию слухового восприятия включен примерный речевой материал, состоящий из текстов описательно-повествователь­ного характера, текстов-диалогов, загадок, фраз-воп­росов, фраз-поручений и заданий, слов и словосоче­таний. Этот материал органично входит в содержание учебного процесса. Он может использоваться в пол­ной мере лишь в том случае, если понятен ребенку. При этом речевой материал, независимо от степени его сложности и объема, должен соответствовать нормам русского языка. Необходимо следить за тем, чтобы даже самые простые фразы и тексты были со­ставлены грамотно. Нельзя упрощать конструкцию

Папа у Шуры охотник. Он принес домой зайца. Он жил у Шуры всю зиму. Мальчик давал зайцу морковку, капусту и другие овощи. Один раз зайчик убежал в сад. Шура поймал его и отнес в школу. В школе ребята кормили зайца. Когда начались летние ка­никулы, ребята отпустили его в лес.

Скоро Новый год. Все люди спешат купить самую красивую елку. Сегодня и в нашу школу привезли большую, пушистую елку. Елку по­ставили в зал. Ребята бегают смотреть на нее. На уроках труда ребята сами сделали игрушки для елки. Вечером они повесили на ветки цвет­ные шары, хлопушки, флажки и другие игрушки. Малыши подготовили сказку «Теремок». Они тоже будут выступать на празднике.

Две девочки и мальчик пошли в лес. Там они собирали грибы и орехи. Вдруг кто-то выскочил из-под куста. Девочки испуга­лись и побежали. Одна девочка уронила корзину. А мальчик не убежал. Он смотрел, кто это выскочил. А это был зайчик.

8 марта Таня и Вова пришли из школы. Таня надела фартук, вытер­ла пыль. Вова подмел пол, на стол постелил чистую белую скатерть. Потом Таня быстро оделась и побежала в магазин. Она купила конфе­ты и печенье. Таня пошла в цветочный магазин и купила букет цветов (цветы). Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. При­шла мама с работы. Дети сказали: «Дорогая мамочка, поздравляем тебя с праздником 8 Марта!»

Ткачиха работает на фабрике.

Продавец работает в магазине.

Доярка доит коров.

Врач лечит детей и взрослых.