Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
Помещения, в которых проводятся занятия по раз-1гттгю слухового восприятия, располагаются в наиболее спокойной и тихой части здания школы и требуют : собой звукоизоляции. Слуховой кабинет и кабинеты для проведения индивидуальных занятий, прежде всего должны быть оборудованы электроакустической аппаратурой различного типа1. Помимо этого, слуховой кабинет должен располагать дидактическим материалом самого различного характера.
Поскольку на первых уроках в слуховом кабинете дети обязательно знакомятся со звучащими
¹Подробнее с аппаратурой коллективного и индивидуального пользования можно познакомиться в разделе «Современная звукоусиливающая аппаратура». Там же можно найти пояснения относительно индукционной петли.
игрушками, их набор должен отличаться от тех игрушек, с которыми дети играют в группе. Необходимы также и различные музыкальные инструменты, звучание которых дети будут прослушивать на уроках. (Вне школьного расписания эти же инструменты можно использовать для организации самодеятельного вокально-инструментального ансамбля.) Так как программой фронтальных уроков в слуховом кабинете предусматривается прослушивание музыкальных записей, фрагментов речи, слуховой кабинет должен быть оборудован воспроизводящей аппаратурой (музыкальный центр, магнитофон или проигрыватель), телевизором, набором лазерных дисков, аудио- и видеокассет, пластинок. Полезно организовать в школе фонотеку, которой педагоги и ученики будут пользоваться как в первой, так и во второй половине дня: очень часто школа для слабослышащих детей — единственное место, где они могут с пользой для себя провести свободное время.
Для проведения уроков в слуховом кабинете (это относится и к индивидуальным занятиям) нужны экраны, с помощью которых исключается зрительное восприятие речи. Площадь экрана должна быть такой, чтобы закрыть лицо говорящего до уровня глаз, поскольку видимое движение лицевых мышц может служить детям своеобразной зрительной «подсказкой». Экраны необходимы не только для учителя, но и для каждого ученика.
Там, где проводятся музыкально-ритмические занятия или речевая ритмика, должна быть проложена индукционная петля (с возможностью ее отключения), так как на этих занятиях дети свободно передвигаются по помещению. Таким же образом следует оборудовать слуховой кабинет, школьный зал, где проходят выступления детей, лекции, концерты и собрания. Можно использовать и радиофикацию помещений — все зависит от возможностей школы.
Поскольку в реальной жизни достаточно часто коммуникация осуществляется с помощью телефона, Программа предусматривает обучение школьников использованию телефонной связи. Поэтому в кабинетах для проведения индивидуальной работы должны быть предусмотрены точки подключения телефонных аппаратов, можно также использовать «детские» телефоны — действующую модель настоящего телефона.
Усложнение звукоусиливающей аппаратуры повышает уровень требований к специалисту, который ее обслуживает, вот почему некоторые школы сейчас принимают на эту должность инженера. Работой специалиста, обслуживающего сурдотехнику, руководит учитель-дефектолог слухового кабинета.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Подбор речевого материала
Для достижения успеха при развитии слуха слабослышащих школьников необходимо ясно представлять себе взаимосвязь и взаимовлияние нарушенного слуха и процесса формирования речи. То, что нарушение слуха препятствует нормальному развитию речи, очевидно даже для тех, кто далек от сурдопедагогики. Сложнее представить себе обратный процесс — влияние развития речи на ее восприятие на слух. Это часто остается в тени, и при рассмотрении вопроса о развитии слухового восприятия слабослышащих детей данной проблеме не уделяется должного внимания.
Известно, что понимание речи в значительной степени базируется на высшем акустическом анализе и синтезе речевого материала. Эта чрезвычайно сложная деятельность требует особых условий для своего осуществления. Помимо слухового анализатора к участию в высшем анализе и синтезе должен быть привлечен кинестетический анализатор. И только в том случае, если анализаторы действуют синхронно, а раздражения, идущие в кору от речевых органов и эффекта звучания, будут подкреплены предметной связью, слово приобретает функцию сигнала и становится мощным раздражителем. Рассматривая проблему восприятия речи, Р.М. Боскис подчеркивала важность такой составляющей этого процесса как осознанность.
Обеспечить это возможно лишь в случае достаточной степени овладения языком.
В результате эксперимента было выявлено, что материал, «подкрепленный предметной связью», т.е. знакомый, более успешно воспринимается на слух даже нормально слышащими людьми. Н.И. Зимкин и Д.И. Эйдлин убедились в том, что знакомые слова воспринимаются ими на расстоянии в 20-30 раз большем, чем то, на котором воспринимаются слова незнакомые*.1
Все сказанное в начале этого раздела, подтверждает, насколько оправданно первое требование, предъявляемое к речевому материалу: он должен состоять из осмысленных речевых единиц, и его смысловое содержание должно быть знакомо детям.
В учебную программу по развитию слухового восприятия включен примерный речевой материал, состоящий из текстов описательно-повествовательного характера, текстов-диалогов, загадок, фраз-вопросов, фраз-поручений и заданий, слов и словосочетаний. Этот материал органично входит в содержание учебного процесса. Он может использоваться в полной мере лишь в том случае, если понятен ребенку. При этом речевой материал, независимо от степени его сложности и объема, должен соответствовать нормам русского языка. Необходимо следить за тем, чтобы даже самые простые фразы и тексты были составлены грамотно. Нельзя упрощать конструкцию
Папа у Шуры охотник. Он принес домой зайца. Он жил у Шуры всю зиму. Мальчик давал зайцу морковку, капусту и другие овощи. Один раз зайчик убежал в сад. Шура поймал его и отнес в школу. В школе ребята кормили зайца. Когда начались летние каникулы, ребята отпустили его в лес. | Скоро Новый год. Все люди спешат купить самую красивую елку. Сегодня и в нашу школу привезли большую, пушистую елку. Елку поставили в зал. Ребята бегают смотреть на нее. На уроках труда ребята сами сделали игрушки для елки. Вечером они повесили на ветки цветные шары, хлопушки, флажки и другие игрушки. Малыши подготовили сказку «Теремок». Они тоже будут выступать на празднике. |
Две девочки и мальчик пошли в лес. Там они собирали грибы и орехи. Вдруг кто-то выскочил из-под куста. Девочки испугались и побежали. Одна девочка уронила корзину. А мальчик не убежал. Он смотрел, кто это выскочил. А это был зайчик. | 8 марта Таня и Вова пришли из школы. Таня надела фартук, вытерла пыль. Вова подмел пол, на стол постелил чистую белую скатерть. Потом Таня быстро оделась и побежала в магазин. Она купила конфеты и печенье. Таня пошла в цветочный магазин и купила букет цветов (цветы). Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. Пришла мама с работы. Дети сказали: «Дорогая мамочка, поздравляем тебя с праздником 8 Марта!» |
Ткачиха работает на фабрике. | Продавец работает в магазине. |
Доярка доит коров. | Врач лечит детей и взрослых. |
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине