Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
Поскольку аппаратура коллективного пользования предназначена для проведения групповых занятий с детьми с нарушенным слухом, критерием оценки ее качества является возможность создания оптимальных условий звукоусиления каждому конкретному ребенку, находящемуся в классе (группе), независимо от местонахождения в учебной комнате. Основное требование, предъявляемое к такому оборудованию, — это возможность свободной комплектации, т.е. конструкция системы коллективного пользования должна предусматривать изменение количества рабочих мест для учащихся, в зависимости от наполняемости класса (от четырех до двенадцати мест).
В настоящее время существуют следующие виды звукоусиливающего оборудования коллективного пользования:
■ проводная звукоусиливающая аппаратура (рис. 12);
■ беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучения (ИКИ);
■ беспроводная аппаратура, работающая на радиопринципе;
■ индукционная петля (например, для музыкального и физкультурного залов).
Наибольшими возможностями для создания оптимальных акустических условий обладает проводная звукоусиливающая аппаратура, которая обеспечивает усиление в широком диапазоне частот и позволяет реализовать режимы диалога, прослушивания собственной речи, что является важным для развития речевого слуха детей и обучения их произношению.
Возможности звукоусиливающего оборудования расширяются благодаря внедрению в конструкции систем современных электронных компонентов. Примером является использование различных типов микрофонов, не только широко распространенных динамических микрофонов, но и электретных. В настоящее время все большее распространение
Рис. 12. Общий вид проводной аппаратуры (аудиокласс) 1 — центральный пульт учителя с аудиовходом для подключения внешних источников звуковой информации (телевизора, телефона, магнитофона и др.); 2 — пульты учеников (индивидуальные усилители)*; 3 — микрофоны для учителя и каждого ученика; 4 — головные телефоны для учеников; 5 — магнитофон (в зависимости от модели оборудования как дополнение)
получают именно электретные микрофоны, имеющие улучшенные электрические характеристики и дающие большую свободу для рук благодаря конструкции (на прищепке и в оголовье).
В настоящее время в России известны несколько производителей проводных систем — ООО Исток Аудио Трейдинг («Сонет» 01 —1),Унитон (КИРР), Глобус (АВКТ—-Д—01). Продукция этих фирм отличается между собой по ряду параметров — уровню ВУЗД1, глубине и особенностях регулировки тембра и наличию АРУ а также по способу компоновки рабочих мест и взаимосвязи в системе.
Коррекционные занятия необходимо проводить с учетом адаптирования работы ученика в условиях коллективного оборудования в школе и с помощью индивидуальных слуховых аппаратов дома и поэтому, важнейшим фактором оценки выбираемого коррекционного оборудования является идентичность создаваемых звуковых полей слуховых аппаратов и аудиокласса.
Беспроводная аппаратура подразделяется на системы, работающие на инфракрасном излучении; и системы, работающие на радиопринципе.
Системы на радиопринципе
Радиосистемы (FM системы) представляют собой передающую технику, которая работает в УКВ диапазоне по принципу частотной модуляции сигнала. Эти системы позволяют ученику со слуховым аппаратом существенно улучшить условия для слухового восприятия за счет выделения голоса педагога из окружающего шума и его избирательного усиления. Реверберация, расстояние до учителя, шум в классе не являются помехами при работе с радиоклассами. В пределах действия радиосигнала (20-50 м) ребенок находится в одних и тех же акустических условиях независимо от местонахождения относительно педагога, при условии что не меняется расстояние от губ преподавателя до микрофона. Таким образом, учитель как бы одновременно находится около каждого ученика и говорит ему прямо в слуховой аппарат с расстояния 5-10 см, понижая воздействие фонового шума.
Различные радиосистемы (радиоклассы) включают в себя:
■ микрофон педагога2, который либо прикрепляется специальной клипсой к одежде, либо размещается на оголовье, чтобы при изменении положения головы сохранялось постоянным расстояние ото рта учителя до микрофона;
■ радиопередатчик педагога;
* Желательно предусмотреть возможность подключения к пультам учеников вибраторов.
1 ВУЗД— выходной уровень динамического давления.
2 Микрофон может быть электретным, направленным, широкополосным; в отдельных случаях используется круговой микрофон для проведения круглых столов, конференций, небольших собраний и т.п.
■ радиоприемники детей, соединенные с индивидуальными слуховыми аппаратами или ушными телефонами.
Приемник ребенка имеет отдельную регулировку усиления радиоприема, что позволяет подстроить его с учетом удаленности от педагога.
Радиопередатчик педагога имеет аудиовход для подключения к нему телевизора, магнитофона, видеомагнитофона и др. Таким образом, дети могут смотреть передачу, мультфильм, воспринимая звук через радиосистему, и одновременно через нее же слушать пояснения педагога. В качестве элементов питания радиосистемы используются аккумуляторные батареи, которые заряжаются через специальное устройство, оснащенное индикатором зарядки батареи. Большинство радиоприемников для детей также имеют подобный индикатор.
Рассмотрим возможности некоторых радиосистем на примере аппаратуры, которую выпускает фирма Phonic Ear (США), являющаяся пионером в этой области.
Рис. 13. Персональная радиосистема Eassy Listener
Радиосистема Eassy Listener (рис. 13) включает в себя микрофон и радиопередатчик учителя и радиоприемники детей,
Рис. 14. Радиосистема Solaris
которые подключаются к слуховым аппаратам тремя способами:
■ используя специальный соединительный шнур с насадкой-розеткой для импортных заушных слуховых аппаратов с аудиовходом; через радиосистему ребенок слушает педагога, через микрофон своего аппарата — себя и детей;
■ используя индукционную петлю, которая надевается на шею ребенка и может быть спрятана под одежду, для карманных слуховых аппаратов, а также для заушных аппаратов, не имеющих аудиовхода, например, для отечественных; в этом случае аппарат переключается в режим Т (телефон) или МТ (микрофон-телефон), уровень звукового давления падает примерно на 10 дБ; через радиосистему ребенок слушает педагога, через микрофон своего аппарата, переключая его в режим М, или в режим МТ слушает себя и детей1;
■ используя небольшие легкие головные телефоны (наушники для плеера)2.
Модель Solaris (рис. 14; в недавнем прошлом — радиосистема 475) отличается от радиосистемы Eassy Listner тем, что в радиоприемники вмонтирован микрофон, имеющий регулировку громкости, через который ребенок слышит себя, а другие дети слушают, что он говорит. Микрофон педагога, радиопередатчик и радиоприемники детей подключаются к слуховым аппаратам тремя описанными выше способами. Наличие у передатчика аудиовхода позволяет подключать к нему любую звуковоспроизводящую аппаратуру для трансляции учебных и музыкальных программ в приемники учеников. Причем одновременно учитель через микрофон может давать свои пояснения. Особенностью модели Solaris является наличие цифрового синтезатора частот, который позволяет настраиваться на любой частотный канал приема, что обеспечивает хорошие акустические условия при проведении общешколных собраний, праздников.
Радиосистема 471 включает в себя микрофон педагога, радиопередатчик и радиоприемники для детей с вмонтированными в их корпус двумя современными индивидуальными слуховыми аппаратами. Это позволяет вне зависимости от того, какие аппараты смогли приобрести для ребенка родители, строить процесс обучения на современной технической основе. В этой системе (также как и в
1 Такая система может быть эффективной для слабослышащих детей, но глухим детям она не обеспечивает достаточного усиления.
2 При этом достигается невысокий уровень звукового давления, и поэтому такая система может быть эффективной лишь для слабослышащих детей с легкой и средней степенями тугоухости.
Solaris) имеется техническая возможность включения так называемой «Основной частоты», при которой все приемники радиоклассов школы, работающие на разных частотах, переключаются на одну частоту. Это очень удобно для проведения праздников, общих собраний и т.п.
Радиосистема Free Ear представляет собой микрофон педагога, радиопередатчик и заушный слуховой аппарат ребенка, в который вмонтирован радиоприемник с маленькой антенной. Слуховые аппараты производятся двух модификаций — для средних и тяжелых потерь слуха и имеют глубокие регулировки тембра и АРУ (автоматический регулятор усиления). Ребенок воспринимает речь педагога или другие звуковые сигналы через радиосистему, а себя и детей слушает через свой индивидуальный слуховой аппарат.
К сожалению, отечественная промышленность не выпускает радиосистем для детей с нарушениями слуха, их приходится закупать у иностранных фирм, причем часть радиоклассов (например, Eassy Listner) оказываются даже более дешевыми, чем отечественная проводная аппаратура.
В России в настоящее время радиоклассы производятся тремя фирмами: ООО Исток Аудио Трейдинг (г. Фрязино), НПФ Слух (С.-Петербург) и фирмой Мэлфон (Москва). Основным преимуществом российских аналогов является их более доступная цена, что, конечно, существенно при комплектации школ в условиях бюджетного дефицита.
НПФ Слух (С.-Петербург) выпускает УКВ систему «Аудио-06», которая дает возможность беспроводной связи для коллективного и индивидуального пользования. Недостатком системы является малое количество каналов для передачи (аппаратура имеет только две несущих частоты) и то, что выбранный радиочастотный диапазон (27 Мгц), используется в России радиолюбителями и, следовательно, незащищен от радиопомех.
ООО Исток Аудио Трейдинг (г.Фрязино) освоило выпуск радиоклассов «Сонет-Р», являющимся аналогом системы «Eassy Listener*. Радиокласс «Сонет-Р» может быть использован как для индивидуальной работы, так и для коллективного пользования с различным количеством передатчиков (рис. 15). Система комплектуется в кейсе, имеется зарядное устройство для элементов питания передатчика и приемников. «Сонет-Р» работает в диапазоне 37 МГц, выпускается с 20 вариантами несущих частот, что позволяет использовать в одном помещении нескольких радиоклассов (до 20 комплектов). Конструктивной недоработкой этой модели является отсутствие возможности настройки на общую для всех классов частоту, что удобно при проведении общешкольных мероприятий. В настоящее время фирма работает над разработкой модели с перестраиваемыми частотами передач.
Рис. 15. Общий вид комплекта радиокласса в кейсе
Звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (слухоречевые тренажеры)
Тренажеры предназначены для индивидуальной работы по развитию слухового восприятия, коррекции произношения и могут быть рекомендованы к использованию не только в коррекционных учреждениях, но и для домашних занятий родителей с детьми. Тренажеры — высококачественные усилители, подающие сигналы как на головные телефоны (наушники), так и на специально сконструированные вибраторы. Обычно имеют более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот (как и проводная звукоусиливающая аппаратура) и большие возможности изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала, что позволяет адекватно подобрать для каждого ребенка режим звукоусиления. Определенные сложности могут возникнуть с подбором усиления для детей, имеющих крутонисходящие аудиометрические кривые (как и в проводной аппаратуре коллективного пользования). Эти дети при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению, пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами.
В комплект тренажера входят головные телефоны, два микрофона — для педагога и ученика и вибратор. Они должны иметь аудиовход для подключения внешних источников звуковой информации (телевизора, приемника и т.д.).
Хорошо известны тренажеры, производящиеся в Германии фирмой Сименс («Фонатор») и в Дании фирмой «Интеракустикс» (DU 7), а также в Хорватии («Суваг»), однако последние имеют особенности как по своей конструкции, так и подбору электроакустических параметров.
В России в настоящее время слухоречевые тренажеры выпускают:
ООО Исток Аудио Трейдинг г. Фрязино — тренажер «Соло»;
АО Медиком (РФ) — тренажер «Сенеж»; ООО Глобус (РФ) — тренажер «Глобус»; Унитон г. Москва — тренажер «Кирр».
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине