logo
рсв Королевская Т

Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух

Умение учителя дозированно увеличивать (уменьшать) меру сложности задания, которое он предлагает ребенку — чрезвычайно важная состав­ляющая его профессионализма, а для учителя, ве­дущего индивидуальные занятия, — основа эффек­тивности его работы.

Рассмотрим более подробно основной набор средств и приемов работы, составляющих «инстру­ментарий» учителя. Первая его часть — это те из­менения в ходе педагогического процесса, которые не имеют четко зафиксированных границ. Учитель руководствуется только собственной оценкой воз­можностей ученика и своей интуицией, когда он:

■ увеличивает или сокращает объем речевого материала;

■ усложняет материал структурно;

■ усложняет материал по смыслу.

в исключает или в определенной мере исполь­зует ситуативный контекст. Вторую часть «инструментария» мы определи­ли как «организационно-техническую», поскольку она представляет собой набор условий, в которых может осуществляться развитие слуха:

■ выбор места проведения занятия (кабинет, иное помещение, улица);

■ проведение занятия с одним или двумя уче­никами;

■ наличие одного или нескольких дикторов;

■ предъявление материала при непосредствен­ном общении или в записи;

■ изменение режима усиления;

■ использование голоса разговорной громкос­ти или шепота;

■ сокращение количества предъявлений одно­го и того же материала.

Поясним каждую перечисленную позицию.

Выбор места проведения занятия диктуется несколькими причинами: этапом работы с учени­ком, целью конкретного занятия и видами работ, речевым материалом, который будет использовать­ся. Естественно, что на первых этапах обучения за­нятия следует проводить в наиболее комфортных для ученика условиях, когда он и педагог (диктор) находятся в одном помещении — в специально от­веденном для индивидуальных занятий кабинете (желательно, с использованием звукоизоляции).

Диктор в ходе занятия меняет свое местоположе­ние по отношению к ученику. Его перемещения за­висят от многих причин. Например, в том случае ког­да протезировано одно ухо, и ученик с аппаратом слышит речь на расстоянии менее 1 м, учитель дол­жен быть со стороны протезированного уха. Если ученик слухопротезирован на оба уха, или использу­ется карманный аппарат с Y-образным шнуром, учи­тель может находиться и сбоку и прямо перед уче­ником. Учитель может менять положение с учетом того, на какое ухо — правое или левое — ученик вос­принимает речь без аппарата. В ходе занятия учи­тель должен передвигаться, во время упражнений для развития слуха это необходимо. Можно каждый раз находить такое положение, при котором ученик вынужден мобилизовывать весь свой слуховой ре­зерв. Важно соблюдать одно правило: передвигает­ся только учитель, ученик всегда сидит. На инди­видуальных занятиях для исключения зрения иногда можно попросить ученика закрыть глаза, чтобы не прибегать к помощи экрана, поскольку он порой ос­лабляет громкость голоса.

В дальнейшем, по мере успехов ребенка, заня­тия могут проводиться и вне кабинета, на фоне не­которого шума. Например, воспитатель на улице, в момент прогулки или проведения подвижных игр, включает элементы слуховой тренировки — раз­ного рода сигналы, неречевые звуки. С теми детьми, которые делают значительные успехи в развитии слухового восприятия (и при наличии соответству­ющих условий), время от времени можно проводить

занятия, используя смежные помещения, дверь между комнатами при этом должна быть открыта (ученик на таком занятии пользуется индивидуаль­ным слуховым аппаратом). На заключительных этапах работы занятия полезно проводить в наи­более естественных условиях, когда в окно доно­сятся звуки с улицы, или недалеко кто-то негром­ко разговаривает и т.п.

Одновременная работа с двумя или нескольки­ми учениками также осложняет процесс восприятия речи, поскольку ученикам необходимо прислуши­ваться к разным голосам, да и своеобразная манера речи каждого участника беседы осложняет воспри­ятие речи. В то же время групповые занятия наибо­лее приближены к естественному общению, поэто­му их проведение целесообразно.

Изменять условия проведения индивидуальных занятий (упрощать или усложнять восприятие речи ребенком) можно и с помощью смены дикторов или изменения их количества. Естественно такая рабо­та не проводится в первоначальный период обуче­ния. Однако для учеников, имеющих хороший навык восприятия речи, можно на отдельные занятия при­гласить в качестве второго диктора любого педаго­га (в том числе того, с кем ученики практически не общались и чей голос им не знаком). Часто прово­дить такие занятия невозможно, поскольку их нелег­ко спланировать и организовать: между дикторами надо распределить и функции, и речевой материал, который должен предъявляться. Польза такого за­нятия несомненна: ученики обязательно продемон­стрируют свои возможности, чтобы справиться с поставленной перед ними задачей.

Начиная с 3 класса запланированный речевой материал на занятии должен предлагаться не толь­ко при непосредственном общении (таково про­граммное требование), но и при прослушивании аудиозаписей, телевизионных и радиопередач. Учи­тывая содержание большинства сегодняшних пе­редач, отобрать что-либо для прослушивания млад­шими школьниками совсем непросто, поэтому шире следует использовать записи. Поставленную задачу можно решать и с помощью телефонных разговоров, для чего можно использовать и парал­лельные телефоны, и даже действующую игрушку — детский телефон. Можно также имитировать те­лефонный разговор, установив два аппарата, а связь осуществлять через индукционную петлю.

Изменить условия, в которых ученик восприни­мает речь, можно и за счет интенсивности звуча­ния — уменьшая (увеличивая) ее за счет расстояния между учеником и педагогом (если это позволяет площадь кабинета), или с помощью режима усиле­ния звукоусиливающей аппаратуры. Необходимо также предлагать ребенку слушать не только речь разговорной громкости, но и шепот.

По мере продвижения ученика можно сокращать количество предъявлений на слух речевого материала. Большое число предъявлений иногда вызвано привычкой ребенка «раскачиваться». У такого ребенка, помимо развития слу­ха, следует целенаправленно развивать способ­ность к произвольной концентрации своих слуховых возможностей. Сокращение количества предъявлений речевого материала может быть совершенно естественным результатом, как постепенного развития речевого слуха де­тей, так и формирования их произвольной дея­тельности.

Предлагаем вашему вниманию краткий итог, в котором отмечены (см. табл. 8-10) основные фак­торы, усложняющие для ребенка задачу восприя­тия на слух предъявляемого ему на занятии рече­вого материала. Заметим, что структура, полнота и последовательность перечисления не претенду­ют на аналитические выводы.

Таблица 8

По содержанию

По структуре и лексике

От прошлого личного опыта (знакомого) к скрытому смыслу

Замена общих обозначений типа мальчик, тетя и т.д. именами собственными.

Переход от короткой фразы — к распространенному и сложному предложению и да­лее — к повышенному объему текста.

Отклонение длины слов от оптимальной, составляющей 2-3 слога.

Переход от текстов, состоящих из знакомых слов, к включающим не знакомые, зна­чение которых можно установить по контексту.

Введение в текст незнакомых, малоупотребительных или сложных по звучанию слов.

Введение вопросительных предложений.

Применение сложных грамматических конструкций.

Таблица 9

По объему предъявления

По использованию анализаторов

По использованию ситуации

По наличию опор

Текст по фразам Текст целиком

Восприятие:бисенсорное (слухо-зрительное); моносенсорное (на слух)

В ситуации.

Вне ситуации — основной способ в школе для сла­бослышащих

С наглядной опорой -различение.

Без опоры - опознава­ние, распознавание

Таблица 10

Факторы, изменяющие акустические характеристики звучащего материала

Использование з/у* аппаратуры

Восприятие со стационарной з/у аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них

Интенсивность звучания

Голос разговорной громкости или шепот. Восприятие материала на меньшем или большем расстоянии: сначала фразы воспринимаются с более далекого рас­стояния, чем тексты, затем расстояние становится стабильным, независимо от характера речевого материала

Форма общения

Непосредственное общение. Прослушивание записи. Общение по телефону

Говорящий

Привычный диктор.

Новый диктор.

Несколько собеседников.

Диктор — слабослышащий ребенок

Поза диктора

Диктор статичен. Диктор передвигается

Расположение собеседников

В одном помещении. В соседних помещениях

Наличие звукоизоляции

Есть.

Отсутствует

Количество предъявлений

5-6; 1-2

Используемые

на занятии виды работы

С включением игр. Только деловые

Приведем факторы, снижающие эффективность «подсказки»:

■ загруженность иллюстрации действующими лицами и предметами;

■ наличие в материале домысливаемого, т.е. не­посредственно не отраженного на иллюстра­ции действия — обычно будущего или про­шедшего;

■ упоминание предметов и персонажей, не пред­ставленных на иллюстрации;

■ упоминание в тексте лиц и предметов в по­рядке, отличающемся от того, в каком они изображены на иллюстрации.