logo search
рсв Королевская Т

Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования

Поскольку аппаратура коллективного пользова­ния предназначена для проведения групповых за­нятий с детьми с нарушенным слухом, критерием оценки ее качества является возможность созда­ния оптимальных условий звукоусиления каждому конкретному ребенку, находящемуся в классе (груп­пе), независимо от местонахождения в учебной ком­нате. Основное требование, предъявляемое к такому оборудованию, — это возможность свободной комплектации, т.е. конструкция системы коллектив­ного пользования должна предусматривать изме­нение количества рабочих мест для учащихся, в за­висимости от наполняемости класса (от четырех до двенадцати мест).

В настоящее время существуют следующие виды звукоусиливающего оборудования коллектив­ного пользования:

■ проводная звукоусиливающая аппаратура (рис. 12);

■ беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучения (ИКИ);

■ беспроводная аппаратура, работающая на радиопринципе;

■ индукционная петля (например, для музы­кального и физкультурного залов).

Наибольшими возможностями для создания оп­тимальных акустических условий обладает провод­ная звукоусиливающая аппаратура, которая обес­печивает усиление в широком диапазоне частот и позволяет реализовать режимы диалога, прослуши­вания собственной речи, что является важным для развития речевого слуха детей и обучения их про­изношению.

Возможности звукоусиливающего оборудования расширяются благодаря внедрению в конструкции систем современных электронных компонентов. Примером является использование различных ти­пов микрофонов, не только широко распространен­ных динамических микрофонов, но и электретных. В настоящее время все большее распространение

Рис. 12. Общий вид проводной аппаратуры (аудиокласс) 1 — центральный пульт учителя с аудиовходом для подключения внешних источников звуковой информа­ции (телевизора, телефона, магнитофона и др.); 2 — пульты учеников (индивидуальные усилители)*; 3 — микрофоны для учителя и каждого ученика; 4 — головные телефоны для учеников; 5 — магнитофон (в зависимости от модели оборудования как дополнение)

получают именно электретные микрофоны, име­ющие улучшенные электрические характеристики и дающие большую свободу для рук благодаря кон­струкции (на прищепке и в оголовье).

В настоящее время в России известны несколько производителей проводных систем — ООО Исток Аудио Трейдинг («Сонет» 01 —1),Унитон (КИРР), Глобус (АВКТ—-Д—01). Продукция этих фирм от­личается между собой по ряду параметров — уров­ню ВУЗД1, глубине и особенностях регулировки тем­бра и наличию АРУ а также по способу компоновки рабочих мест и взаимосвязи в системе.

Коррекционные занятия необходимо проводить с учетом адаптирования работы ученика в услови­ях коллективного оборудования в школе и с помо­щью индивидуальных слуховых аппаратов дома и поэтому, важнейшим фактором оценки выбираемо­го коррекционного оборудования является иден­тичность создаваемых звуковых полей слуховых аппаратов и аудиокласса.

Беспроводная аппаратура подразделяется на си­стемы, работающие на инфракрасном излучении; и системы, работающие на радиопринципе.

Системы на радиопринципе

Радиосистемы (FM системы) представляют со­бой передающую технику, которая работает в УКВ диапазоне по принципу частотной модуляции сиг­нала. Эти системы позволяют ученику со слуховым аппаратом существенно улучшить условия для слу­хового восприятия за счет выделения голоса педа­гога из окружающего шума и его избирательного усиления. Реверберация, расстояние до учителя, шум в классе не являются помехами при работе с радиоклассами. В пределах действия радиосигнала (20-50 м) ребенок находится в одних и тех же акус­тических условиях независимо от местонахождения относительно педагога, при условии что не меня­ется расстояние от губ преподавателя до микрофо­на. Таким образом, учитель как бы одновременно находится около каждого ученика и говорит ему прямо в слуховой аппарат с расстояния 5-10 см, по­нижая воздействие фонового шума.

Различные радиосистемы (радиоклассы) вклю­чают в себя:

■ микрофон педагога2, который либо прикреп­ляется специальной клипсой к одежде, либо размещается на оголовье, чтобы при измене­нии положения головы сохранялось постоян­ным расстояние ото рта учителя до микро­фона;

■ радиопередатчик педагога;

* Желательно предусмотреть возможность подключения к пультам учеников вибраторов.

1 ВУЗД— выходной уровень динамического давления.

2 Микрофон может быть электретным, направленным, ши­рокополосным; в отдельных случаях используется круговой мик­рофон для проведения круглых столов, конференций, неболь­ших собраний и т.п.

■ радиоприемники детей, соединенные с инди­видуальными слуховыми аппаратами или уш­ными телефонами.

Приемник ребенка имеет отдельную регулиров­ку усиления радиоприема, что позволяет подстро­ить его с учетом удаленности от педагога.

Радиопередатчик педагога имеет аудиовход для подключения к нему телевизора, магнитофона, видеомагнитофона и др. Таким образом, дети мо­гут смотреть передачу, мультфильм, воспринимая звук через радиосистему, и одновременно через нее же слушать пояснения педагога. В качестве элементов питания радиосистемы используются аккумуляторные батареи, которые заряжаются через специальное устройство, оснащенное инди­катором зарядки батареи. Большинство радиопри­емников для детей также имеют подобный ин­дикатор.

Рассмотрим возможности некоторых радиосис­тем на примере аппаратуры, которую выпускает фирма Phonic Ear (США), являющаяся пионером в этой области.

Рис. 13. Персональная радиосистема Eassy Listener

Радиосистема Eassy Listener (рис. 13) включает в себя микрофон и радиопередатчик учителя и радиоприемники детей,

Рис. 14. Радиосистема Solaris

которые подключаются к слу­ховым аппаратам тремя способами:

■ используя специальный соединительный шнур с насадкой-розеткой для импортных за­ушных слуховых аппаратов с аудиовходом; через радиосистему ребенок слушает педаго­га, через микрофон своего аппарата — себя и детей;

■ используя индукционную петлю, которая надевается на шею ребенка и может быть спрятана под одежду, для карманных слухо­вых аппаратов, а также для заушных аппа­ратов, не имеющих аудиовхода, например, для отечественных; в этом случае аппарат переключается в режим Т (телефон) или МТ (микрофон-телефон), уровень звукового давления падает примерно на 10 дБ; через ра­диосистему ребенок слушает педагога, через микрофон своего аппарата, переключая его в режим М, или в режим МТ слушает себя и детей1;

■ используя небольшие легкие головные теле­фоны (наушники для плеера)2.

Модель Solaris (рис. 14; в недавнем прошлом — радиосистема 475) отличается от радиосистемы Eassy Listner тем, что в радиоприемники вмонтиро­ван микрофон, имеющий регулировку громкости, че­рез который ребенок слышит себя, а другие дети слу­шают, что он говорит. Микрофон педагога, радиопередатчик и радиоприемники детей подклю­чаются к слуховым аппаратам тремя описанными выше способами. Наличие у передатчика аудиовхо­да позволяет подключать к нему любую звуковосп­роизводящую аппаратуру для трансляции учебных и музыкальных программ в приемники учеников. Причем одновременно учитель через микрофон мо­жет давать свои пояснения. Особенностью модели Solaris является наличие цифрового синтезатора ча­стот, который позволяет настраиваться на любой частотный канал приема, что обеспечивает хорошие акустические условия при проведении общешколных собраний, праздников.

Радиосистема 471 включает в себя микрофон педагога, радиопередатчик и радиоприемники для детей с вмонтированными в их корпус двумя совре­менными индивидуальными слуховыми аппарата­ми. Это позволяет вне зависимости от того, какие аппараты смогли приобрести для ребенка родите­ли, строить процесс обучения на современной тех­нической основе. В этой системе (также как и в

1 Такая система может быть эффективной для слабослыша­щих детей, но глухим детям она не обеспечивает достаточного усиления.

2 При этом достигается невысокий уровень звукового давле­ния, и поэтому такая система может быть эффективной лишь для слабослышащих детей с легкой и средней степенями тугоухости.

Solaris) имеется техническая возможность включе­ния так называемой «Основной частоты», при ко­торой все приемники радиоклассов школы, рабо­тающие на разных частотах, переключаются на одну частоту. Это очень удобно для проведения праздников, общих собраний и т.п.

Радиосистема Free Ear представляет собой мик­рофон педагога, радиопередатчик и заушный слу­ховой аппарат ребенка, в который вмонтирован ра­диоприемник с маленькой антенной. Слуховые аппараты производятся двух модификаций — для средних и тяжелых потерь слуха и имеют глубо­кие регулировки тембра и АРУ (автоматический регулятор усиления). Ребенок воспринимает речь педагога или другие звуковые сигналы через ра­диосистему, а себя и детей слушает через свой ин­дивидуальный слуховой аппарат.

К сожалению, отечественная промышленность не выпускает радиосистем для детей с нарушения­ми слуха, их приходится закупать у иностранных фирм, причем часть радиоклассов (например, Eassy Listner) оказываются даже более дешевыми, чем отечественная проводная аппаратура.

В России в настоящее время радиоклассы про­изводятся тремя фирмами: ООО Исток Аудио Трейдинг (г. Фрязино), НПФ Слух (С.-Петербург) и фирмой Мэлфон (Москва). Основным преиму­ществом российских аналогов является их более доступная цена, что, конечно, существенно при комплектации школ в условиях бюджетного де­фицита.

НПФ Слух (С.-Петербург) выпускает УКВ сис­тему «Аудио-06», которая дает возможность беспро­водной связи для коллективного и индивидуально­го пользования. Недостатком системы является малое количество каналов для передачи (аппара­тура имеет только две несущих частоты) и то, что выбранный радиочастотный диапазон (27 Мгц), ис­пользуется в России радиолюбителями и, следова­тельно, незащищен от радиопомех.

ООО Исток Аудио Трейдинг (г.Фрязино) осво­ило выпуск радиоклассов «Сонет-Р», являющим­ся аналогом системы «Eassy Listener*. Радиокласс «Сонет-Р» может быть использован как для инди­видуальной работы, так и для коллективного пользования с различным количеством передат­чиков (рис. 15). Система комплектуется в кейсе, имеется зарядное устройство для элементов пита­ния передатчика и приемников. «Сонет-Р» работа­ет в диапазоне 37 МГц, выпускается с 20 варианта­ми несущих частот, что позволяет использовать в одном помещении нескольких радиоклассов (до 20 комплектов). Конструктивной недоработкой этой модели является отсутствие возможности настройки на общую для всех классов частоту, что удобно при проведении общешкольных мероприятий. В настоящее время фирма работает над раз­работкой модели с перестраиваемыми частотами передач.

Рис. 15. Общий вид комплекта радиокласса в кейсе

Звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (слухоречевые тренажеры)

Тренажеры предназначены для индивидуальной работы по развитию слухового восприятия, коррек­ции произношения и могут быть рекомендованы к использованию не только в коррекционных учреж­дениях, но и для домашних занятий родителей с детьми. Тренажеры — высококачественные усили­тели, подающие сигналы как на головные телефо­ны (наушники), так и на специально сконструиро­ванные вибраторы. Обычно имеют более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот (как и проводная звукоусили­вающая аппаратура) и большие возможности из­менения частотных и динамических характеристик звукового сигнала, что позволяет адекватно подо­брать для каждого ребенка режим звукоусиления. Определенные сложности могут возникнуть с под­бором усиления для детей, имеющих крутонисхо­дящие аудиометрические кривые (как и в провод­ной аппаратуре коллективного пользования). Эти дети при отсутствии медицинских противопоказа­ний к звукоусилению, пользуются индивидуальны­ми слуховыми аппаратами.

В комплект тренажера входят головные теле­фоны, два микрофона — для педагога и ученика и вибратор. Они должны иметь аудиовход для под­ключения внешних источников звуковой информа­ции (телевизора, приемника и т.д.).

Хорошо известны тренажеры, производящиеся в Германии фирмой Сименс («Фонатор») и в Дании фирмой «Интеракустикс» (DU 7), а также в Хор­ватии («Суваг»), однако последние имеют особенности как по своей конструкции, так и подбору электроакустических параметров.

В России в настоящее время слухоречевые тре­нажеры выпускают:

ООО Исток Аудио Трейдинг г. Фрязино — тре­нажер «Соло»;

АО Медиком (РФ) — тренажер «Сенеж»; ООО Глобус (РФ) — тренажер «Глобус»; Унитон г. Москва — тренажер «Кирр».