Индивидуальные слуховые аппараты
Слуховой аппарат — электронное устройство, которое должно обеспечивать необходимое усиление окружающих звуков, особенно речи, до комфортного уровня.
В настоящее время стало возможным создавать аппараты с практически любыми востребованными характеристиками, учитывающими разнообразные потери слуха от легкой тугоухости до глухоты. Слуховой аппарат состоит из трех основных компонентов:
микрофон — преобразует акустические колебания в электрические;
усилитель — усиливает электрические колебания и обрабатывает их определенным образом;
телефон — преобразует электрические колебания в акустические.
По способу передачи звука слуховые аппараты разделяются на аппараты воздушной и костной проводимости.
Аппараты костной проводимости (рис. 6) применяются для протезирования только кондуктивных потерь слуха, когда при сохранности функции внутреннего уха нарушено звукопроведение в наружном или среднем ухе, в том числе атрезии — заращении слуховых проходов или среднего уха. Телефон такого аппарата выполнен в виде костного вибратора (4), который помещается за ухом. Для эффективной работы костного телефона необходимо его плотное прилегание к мастоиду (сосцевидному отростку за ушной раковиной).
Слуховые аппараты воздушной проводимости используются при протезировании любых видов потерь слуха. По типу размещения они подразделяются на карманные, заушные, внутриушные, в очковой оправе.
Карманные слуховые аппараты состоят из прямоугольного корпуса, в котором расположен микрофон, усилитель и источник питания. Телефон карманного аппарата при помощи шнура соединяется с корпусом и помещается в ухо. Существуют карманные аппараты воздушного звукопроведения с воздушным телефоном, который помещается в ушной раковине (рис. 8, 9), и костного звукопроведения с костным телефоном (костным вибратором), который помещается за ухом и удерживается обручем (оголовьем) (рис. 6).
Рис. 6. Карманный слуховой аппарат костной проводимости 1 — корпус; 2 — соединительный шнур; 3 — оголовье; 4 — костный телефон (вибратор)
К преимуществам карманного аппарата следует отнести большую мощность, а также то, что при обучении речи на индивидуальных занятиях можно подносить микрофон к губам, чтобы говорить в него и контролировать свою речь.
Благодаря своей конструкции в настоящее время наибольшее распространение получили индивидуальные аппараты заушного типа. Вес заушного аппарата составляет около 5 г, он мало заметен. Этот аппарат помещается за ушной раковиной и соединяется со слуховым проходом с помощью ушного вкладыша (рис. 7).
Внутриушные слуховые аппараты (рис. 10) появились в последние годы благодаря миниатюризации
Рис. 7. Слуховой аппарат воздушной проводимости
Рис.9
Карманные слуховые аппараты
Рис. 10. Внутриушные слуховые аппараты
компонентов в электронной промышленности. Они настолько малы по размерам, что помещаются внутри слухового прохода и практически незаметны. Для того чтобы такой аппарат удобно расположился в ухе, его корпус изготавливается индивидуально по предварительно сделанному из пластичной массы слепку (отпечатку) уха. По сравнению с заушным слуховым аппаратом, микрофон внутриушного аппарата находится около входа в слуховой проход внутри ушной раковины, а не за её пределами, как в очковых, карманных или заушных аппаратах. Поэтому восприятие звука во внутриушных аппаратах более естественное. В настоящее время эти аппараты позволяют компенсировать легкие и средние потери слуха (до 70-80 дБ). Ими, как правило, пользуются взрослые люди, у которых ухо уже не растет.
Очковые слуховые аппараты (рис. 11) вмонтированы в дужки очков и предназначены для людей, постоянно пользующихся очками. В очковом аппарате воздушного звукопроведения телефон слухового аппарата соединяется с ухом при помощи ушного вкладыша. В костном очковом слуховом аппарате костный телефон (вибратор) расположен на внутренней стороне дужки так, что при одевании очков обеспечивается его надежное прилегание к мастоиду.
Рис. 11. Очковый слуховой аппарат
По способу обработки звукового сигнала индивидуальные слуховые аппараты подразделяются на аналоговые и цифровые. Цифровые аппараты появились лишь в последние годы. Эти аппараты позволяют обеспечить оптимальное слухопротезирование при различных потерях слуха. Появляется возможность улавливать самые тихие звуки (в том числе и речевые) и уменьшать усиление громких звуков, что особенно важно для тех слабослышащих детей, у которых громкие звуки вызывают дискомфорт (феномен ускоренного нарастания громкости — ФУНГ).
Аппараты отличаются также по возможностям настройки, относясь к программируемым либо к непрограммируемым. Программируемые слуховые аппараты — новый класс слуховых аппаратов, максимально отвечающих требованиям, которые выдвигает к электроакустической коррекции современная сурдология. Программируемые аппараты могут быть как цифровыми, так и аналоговыми. Наибольшими возможностями обладают цифровые программируемые слуховые аппараты, которые позволяют обеспечить оптимальное индивидуальное слухопротезирование, а также предоставляют возможность протезирования сложных и нестандартных случаев потерь слуха. Программируемые аппараты настраиваются с помощью специальных компьютерных программ — программаторов.
Программируемые аналоговые и цифровые слуховые аппараты имеют следующие несомненные преимущества:
■ широкий динамический диапазон и разнообразные регулировки программируемых параметров обеспечивают пациенту очень «мягкое» комфортное звучание, оптимальную разборчивость речи, исключают любые слуховые травмы;
■ автоматический расчет и компьютерная подгонка шести или более параметров слухопротезирования, основанных на аудиометрических показаниях, объективном и субъективном анализе, позволяют точно настроить аппарат под индивидуальную потерю слуха;
■ наличие нескольких программ прослушивания, предназначенных для различных звуковых ситуаций (шумовое окружение, тихая обстановка, музыка);
■ в некоторых моделях одну из программ можно настроить специально для обеспечения разборчивости восприятия речи с целью обучения ребенка говорить;
■ возможность дистанционного управления настройками, что позволяет легко изменять громкость и программу прослушивания самим пользователем в некоторых моделях.
Слуховой аппарат с несколькими программами прослушивания можно перепрограммировать в любое время, а назначение и характеристики программ можно изменять по мере взросления ребенка и изменения состояния его слуха.
- 1 В последние десятилетия вместо слова «глухонемой» используется равнозначное по смыслу — «глухой».
- 1 Боскис p.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963, с. 7.
- 1 Свищев м.И. Основы акупедии / Ученые записки мгпи им. В.И. Ленина. Т. 36. М., 1946, с. 12.
- 1 Темкина и.Я., Кузьмичева е.П., Леонгард э.И. Развитие восприятия речи на слуху глухих//Дефектология, 1973, № 3.
- 1 Преображенский б.С. Указ. Изд., с. 167.
- 1 Свищев м.А. Воспитание и использование остатков слуха у глухонемых детей школьного возраста // Методика обучения глухонемых. М., 1936, с. 159.
- 1 Антибиотики аминогликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.; диуретики петли — фуросемид и т.П.; аспирин, хинин.
- 1 Мы не раскрываем вопросов планирования и учета работы сурдопедагога слухового кабинета, поскольку это подробно изложено в методическом пособии и.Г. Багровой (м., 1990).
- Как составить расписание...
- Методические приемы работы1
- 1 Методические приемы, используемые входе индивидуальной работы, могут также успешно применяться и на фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
- Работа с речевым материалом
- 1 Заметим, что в реальной жизни при вступлении в коммуникацию мы воспринимаем любой речевой материал с контекстной «подсказкой».
- 1 Успешным ученикам можно давать за экраном весь речевой материал.
- 1 См.: Багрова и.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.
- Оборудование кабинетов для занятий по развитию слухового восприятия
- 1 Зимкин н.И., Эйдлин д.И. Психологические факторы при исследовании слуха речью//Вестник советской отоларингологии, 1935, №3.
- 1 Подробно этот аспект рассматривался в разделе «Методика работы на индивидуальном занятии»
- Пути усложнения для ребенка восприятия речи на слух
- Если ребенок ошибается ...
- Развитие слуха и коррекция произношения
- 1 Это не относится к программируемым индивидуальным аппаратам.
- Современная звукоусиливающая аппаратура
- Индивидуальные слуховые аппараты
- Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- Что выбрать?
- 1 Исключение могут составить, как уже отмечалось, дети с крутониспадающими аудиограммами.
- I. Слуховой кабинет
- II. Учитель-дефектолог слухового кабинета
- III. Организация работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- IV. Содержание работы учителя-дефектолога слухового кабинета
- V. Руководство и контроль
- VI. Документация
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей
- Для проверки состояния слуха учащихся, начиная со 2 класса
- Для проверки состояния слуха учащихся 4-классов
- 1Ъвори в микрофон.
- Осенние приметы*
- 3. Тексты Класс
- 3. Тексты
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Весна
- 3. Тексты Рыбная ловля
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
- 3. Тексты Медведь
- 1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин Тема «Комнатные растения»
- 3. Тексты Елка
- 1. Речевой материал разговорно-обиходного характера и относящийся к организации учебной деятельности
- 2. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты Скворечник
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью
- 2. Материал, связанный с изучением предметов общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты
- 8 Марта
- 1. Материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с учебной деятельностью учащихся
- 2. Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
- 3. Тексты На льдине