12. Роль доминанты в формировании поведения.
Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме — и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе». Констелляция нервных центров — взаимодействие нервных центров с постоянно динамически меняющимся состоянием.
Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».
Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.
Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.
Доминанту формирует концентрация возбуждения. Доминанта – это универсальный механизм координации как физиологических так и психических процессов. Координация осуществляется путем торможения тех рефлекторных актов и психофизиологических процессов которые не участвуют в формировании ведущей деятельности. Доминанта лежит в основе формирования навыка высокой и устойчивой работоспособоности организма создает условия для формирования знаний увлечений и творческого потенциала мозга.
Понимание процесса доминанты имеет важное социальное и экономическое значение. Доминантный очаг не только объединяет нервные центры учавствующие в регуляции деятельности но и обеспечивает энергоинформационное равновесие в организме.Совершенствование и развитие человека как физически так и умственно происходит не в условиях пониженной нагрузки а в экстремальных условиях сопровождающихся высокой активностью. Нервные клетки настраиваются на расходование определенного количества энергетических ресурсов и таким образом происходит тренировка организма на выполнение той или иной деятельности.
Теория доминанты ориентирует организацию труда педагогический процесс профилактическую медицину не только на принцип самоограничения но и на принцип максимизации активного напряжения.
Велика роль доминанты и в сохранение здоровья человека. Как при умственном так и при физическом труде изменяется обмен веществ в мышечной нервной системах и во внутренних органах. Саморегуляция функционального состояния происходит путем взаимодействия мышечной и вегетативной систем организма. Вегетативные центры являются менее подвижными (лабильными) чем моторные поэтому при утомлении или пониженном кол-ве движений (гиподинамии) происходит рассогласовывание деятельности моторных и вегетативных функций, а также между отдельными вегетативными системами (например, сосудистая дыхательная системы). Нормализация функций организма возможна только одним путем – это допустимая нагрузка на мышечную систему. При этом избыточное возбуждение возникшее в вегетативной НС по закону индукции затормаживается при активном мышечном напряжении.
Трудовая деятельность человека всегда сопровождается комплексом стимулов поступающих из внешней и внутренней среды. Кора головного мозга систематизирует возбуждения и торможения вызванные этими стимулами. Систематизация заканчивается формированием стойкой последовательности и продолжительности процессов возбуждения и торможения и таким образом формируется динамический стереотип. Однажды выработавшийся динамический стереотип держится очень стойко и может проявлять себя и после длительного перерыва. Динамический стереотип лежит в основе любого сформированного навыка.
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.