36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
Характер от греч. - отпечаток. Это совокупность индивидуально-своеобразных психологических свойств, которые проявляются в личности в определённых условиях. В отличие от темперамента, характер формируется в социальной среде. Формируется всю жизнь. Физиологической основой характера является темперамент. По Личко: Гипертимный - подвижный, общительный; циклоидный - быстрая смена настроения; Лобильный - поведение определяется сиюминутным настроением; Астеноневротический - повышенная мнительность, капризность, утомляемость; Сензитивный - повышенная чувствительность ко всему; Психастенический - ускоренное интеллектуальное развитие, самоанализ; Шизоидный - замкнутый, различные фантазии, развлечения; Эпелептоидный - жёсткость, властность, себялюбие; Истероидный - постоянное внимание к себе; Неустойчивый - тяга к развлечениям без разбора; Комформный - приспособление подчинения любому авторитету. По Фромму: Садист/мазохист - причины всех жизненных неудач видят не в обстоятельствах, а в других людях. Чтобы устранить причины, он направляет всю агрессию на людей. Люди мазохисты принижают себя, занимаются самокритикой. В этом типе всегда есть садистские склонности; Разрушитель – характеризуется выраженной агрессивностью и стремлением к устранению объекта, вызвавшего раздражение. Стремятся люди, которые испытывают чувство тревоги, бессилия; Комформист-автомат-бесприкословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы. Почти нет собственного мнения. Развитие характера происходит интенсивно в 2-3 года и в 9-10 лет. Устойчивые черты заложены генетикой. Типология по Шострому: разделил людей на 2 категории: Манипуляторы относятся к другим людям через точку зрения использования. Разновидности: 1. Диктатор - демонстрирует власть и силу, чтобы управлять людьми (надзиратель, деспот); 2. Тряпка - прямая противоположность диктатору. Демонстрирует чувственность, молчаливость (растяпа, хамелеон, тупой, уступчивый); 3. Калькулятор - стремится всё просчитать, запутывает обманом, старается перехитрить (аферист, шулер, шантажист, мошенник, соблазнитель); 4. Прилипало - зависит от других. Позволяет делать работу за него (паразит, нытик, вечное дитя, беспомощный); 5. Хулиган - демонстрирует агрессивность, недоброжелательность, управляет с помощью угроз(матершинник, главорез, мигера, стерва); 6. Славный парень - демонстрирует сердечность, заботливость. Всегда добивается своего (душка, пацифист); 7. Судья - критичен, скептичен, обидчив(критикант, всезнайка,мститель); 8. Защитник - демонстрирует свою снисходительность к ошибкам (наседка,утешитель.покровитель,альтруист) 2)Актуализаторы - человек, который рассматривает жизнь, как процесс постоянного роста ТИПЫ: 1. Лидер - ведёт за собой людей. Обладает силой, но не подавляет их; 2. Внимательный - видит и уважает в себе и в других людях особенное; 3. Напористый - ставит цель и добивается её; 4. Выразитель - твёрдо и ясно выражает своё мнение.
Акцентуация характера. нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. Классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни.
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.