24. Восприятие. Закономерности восприятия.
Восприятие – это совокупность процессов, в ходе которых информация объединяется в сенсорный образ. Роль восприятия состоит в придаче смысла ощущениям и формировании образа (перцепта). Перцепт – это не физический образ, а психический продукт, зависящий от субъективного восприятия и опыта. Первостепенная задача восприятия - получить точное представление об окружающем мире. Важной характеристикой восприятия является преобразование неоднозначных стимулов, имеющихся в окружающей среде, в ясную интерпретацию, с которой человек чувствует себя уверенно.
Восприятие протекает в несколько стадий.
Первая стадия ощущения – это преобразование физического стимула в нервный импульс. Далее происходит формирование перцептивного образа на основе синтеза (интеграция и комбинация) простейших сенсорных характеристик, таких как цвет, границы, линии. Такая психическая активность проходит быстро, без всякого сознания. На стадии идентификации формируется значение образа. Вопрос – “Как выглядит объект?” меняется
на вопрос “Что за объект и какова его функция?” На этой стадии подключаются такие психические процессы, как ценности, убеждения, установки относительно объекта.
Первостепенная задача восприятия – получить точное представление об окружающем мире. От точности восприятия объектов и явлений окружающей среды зависит выживание. Важнейшим аспектом в изучении восприятия является неоднозначность, Одни и те же образы, возникающие на сенсорном уровне, могут вызвать множественные интерпретации на перцептивном и идентификационном уровнях.
Важной характеристикой восприятия является преобразование неоднозначных стимулов, имеющихся в окружающей среде, в ясную интерпретацию, с которой человек чувствует себя уверенно.
Неоднозначные стимулы ставят перцептивную систему перед необходимостью выделения одной единственной фигуры из нескольких возможных. Когда перцептивная система воспринимает стимул неверно, то человек воспринимает иллюзию. Иллюзии имеют место в нашей повседневной жизни, например, «восход» и «заход» солнца, хотя известно, что солнце находится в центре Солнечной системы. Маленькая комната кажется больше, если окрашена в светлые тона и неплотно обставлена мебелью.
Свойства восприятия
1. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета.
2. Константность – благодаря этому свойству человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форму, цвету, величине и т.п. Константность восприятия - это свойство не врожденное, а приобретенное.
3. Структурность восприятия – восприятия не являются простой суммой
ощущений. Воспринимается абстрагированная из этих ощущений некоторая структура. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию в целом.
4. Осмысленность восприятия – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано с мышлением, с пониманием сущности предметов и явлений.
5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
6. Апперцепция – восприятие зависит от личности, от содержания психической жизни человека.
Теории восприятия: Современные научные представления основываются на том, что наш жизненный опыт определяется как генотипическим, так и приобретенным в процессе восприятия. - Теория Гемгольца - для процесса восприятия исключительно важное значение имеет опыт или воспитание. - Гештальт подход - восприятие можно понять только тогда, когда оно рассматривается как организованное, структурированное целое. Целое это больше, чем сумма отдельных частей. Например, слушая музыку, мы воспринимаем мелодию целиком, несмотря на то, что она состоит из отдельных нот. - Теория Гибсона - восприятие это активное исследование окружающей среды. Гибсон акцентировал внимание на характеристиках внешних стимулов, а не на механизмах, посредством которых стимулы воспринимаются. Виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. - Восприятие пространства - происходит через посредство восприятия глубины и удаленности. Чем меньше проекция объекта на сетчатку, тем он воспринимается дальше. Два одинаковых по размеру предмета дают различные по размеру отображения на сетчатке, если находятся на разных расстояниях от наблюдателя. - Восприятия движения - осуществляется несколькими механизмами: а) проекция объекта, находящегося в движении, перемещается по сетчатке; б) в мозге имеются клетки, ответственные за восприятие движения. Каждый тип клеток лучше реагирует на определенное направление и скорость движения; в) обратные сигналы, информирующие о движении наших глаз и головы. - Восприятие времени. Механизм этого явления не раскрыт. Восприятие времени не имеет физического стимула, то есть не объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают световые и звуковые волны). Считается, что эта функция выполняется «биологическими часами», действие которых проявляется в метаболизме (обменных процессах) и сердечном ритме.
-Восприятие формы. Форма объекта является важнейшим аспектом его идентификации. Разбиение некоторой группы объектов на отдельные объекты или выделение в группе отдельных её составляющих называется перцептивной сегрегацией (например, выделение фигуры и фона-пример с двумя тёмными лицами и вазой).
Виды восприятия:
-восприятие пространства
-восприятие движения
-восприятие времени
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.