logo
материалы по психологии-ляляля (1)

9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.

Сознание – процесс осознания внешнего мира и самого себя. Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, то сознание – это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира.

Сознание выступает в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, это усложненная форма отражения объективной реальности. Сознание подразделяется на три уровня: представления о мире; отражение того, что вы осознаёте; самосознание.

Сознание это средство коммуникации и передачи знаний. Сформировалось сознание в процессе совместной деятельности. Различают два вида сознания: индивидуальное (осознание самого себя и внешнего мира) и общественное (система идей, традиций, взглядов).

Психологические характеристики сознания:

1. Сознание - это совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят познавательные процессы. Сознание является результатом познания, чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Важными элементами сознания следует назвать также внимание, память. В структуру сознания входят эмоции и чувства (радость, удовольствие, горе, гнев, ярость, ужас, отчаянье). Компонентом сознания является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение и действие.

2. В сознании закреплено отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и его “не я”. Самосознание – это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе. В развитии самосознания выделяют три уровня.

Первый - элементарное осознание своего тела и его включенности в окружающий мир. Благодаря этому человек выделяет себя из предметного мира. Второй уровень реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень самосознания – это осознание “Я”, неповторимость, отличие от других людей. Осознание человеком своего “Я” реализуется через сопоставление себя с другими людьми. Самосознание характеризуется двумя свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность сопоставить наши ощущения с внешним предметным миром, что позволяет, осознано ориентироваться в окружающем мире. В ходе рефлексии человек осознает свое “Я”, анализирует его, сопоставляет с идеалом, укрепляя или меняя определенные жизненные ориентиры.

3.Сознание формирует целенаправленную деятельность. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий.

4.Сознание участвует в формировании эмоциональных оценок реальной действительности.

Функции сознания:

- познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний;

- творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем мысленном моделировании будущего и в преобразовании на этой основе действительности;

- регулятивно-управленческая, обеспечивает регуляцию и самоконтроль поведения и деятельности человека;

- прогностическая, обеспечивает возможность предвидения будущего и на этой основе строить свои планы.

Выделяют два подхода в понимании механизмов сознания: идеалистический и материалистический. Представители идеалистического подхода предполагают, что сознанием обладает вся природа; сознание человека это только часть коллективного сознания; сознание имеет несколько уровней. Согласно материалистическому подходу, основой проявления психики и сознания является рефлекс. Среднее звено рефлекса это место, где продуцируется мысль и регулируется поведение. Данная точка зрения подтверждена современными исследованиями, регистрацией активности мозга томографом. При мысленном представлении образа повышается активность в зрительной коре головного мозга, как и при реальном восприятии предмета. В сознании вся информация упорядочивается, классифицируется в форме интегральных схем. Передача информации от одного человека к другому осуществляется с помощью языка и знаковой системы. Сознание существует не только в словесной, но и образной форме (изобразительное искусство, музыка). Развитие сознания происходит в процессе обучения, воспитания, образования. Основным методом развития сознания является структурирование информации. При механическом повторении сознание пассивное.

Сознание человека функционирует стереотипно, шаблонно, что защищает его от неупорядоченной информации. Человек всегда стремится к определенности, неопределённость вызывает состояние тревоги, а разрыв стереотипа приводит к нарушению баланса между сознательным и бессознательным, что приводит к развитию транса. Если человек в трансе, то он подвержен внушению.

Бессознательное включает в себя все психические явления, находящиеся вне сферы сознания. Бессознательное представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения; бессознательная память (та память, которая связана с долговременной и генетической памятью); бессознательная мотивация влияет на характер и направленность поведения.

Бессознательное – это пространство, где происходит взаимодействие информации и формируются инстинкты, желания, влечения.

Формы протекания бессознательного:

- автоматизированное поведение – при формировании навыка все большая часть поступающей из вне информации не доходит до сознания, а обрабатывается и переключается на двигательную систему на более низких уровнях нервной системы. В памяти человека хранятся множество слов, но при разговоре автоматически, неосознанно из памяти извлекаются необходимые слова для выражения мысли;

- подсознательные психические функции – согласно З. Фрейду, вытесненные из сознания в сферу подсознательного влечения, желания, представления становятся мощным источником психической активности человека. Эту форму бессознательного называют подсознательной психической функцией;

- когнитивные установки – в результате взаимодействия человека с окружающей средой в высших отделах коры головного мозга формируется некое “внутреннее” состояние, влияющее на восприятие, поведение. Установка придает сознательной психической деятельности целенаправленность и упорядоченность;

- сверхсознание – по версии некоторых ученых, творчество формируется механизмами сверхсознания, которое представляет собой неосознанное рекомбинирование ранее накопленного опыта и создание ранее не существовавших образов и проектов;

- подпороговые стимулы – это физически слабые стимулы, которые не достигают уровня сознания и не осознаются субъектом. Однако они вызывают вегетативные, биоэлектрические и эмоциональные реакции и могут влиять на поведение;

- сомнамбулизм – встречается у лиц с невротическими расстройствами. Его специфика состоит в том, что человек во время сна может вставать, ходить, говорить, но вступить с ним в словесный контакт не удается. Это состояние длится несколько минут и человек не помнит, что с ним было.