37. Психодиагностика темперамента и характера.
Психодиагностика темперамента- совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей темперамента. Эмоционально-динамические особенности системы деятельности личности относятся к темпераменту. Темперамент рассматривается как стилевая характеристика психических свойств. Отличительными признаками темперамента являются его относительная независимость от содержания и ситуации деятельности (формальные свойства) и связь со свойствами нервной системы.
Особенности темперамента более биологичны и более наследуемые по сравнению с другими психическими свойствами и образованиями. В основе современных представлений о темпераменте лежит концепция обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И.П. Павлов, Б.М. Теплов и их последователей. Сегодня для диагностики темперамента разработан опросник, в структуре которого выделяются 4 фундаментальных измерения:
1. энергичность 2. пластичность 3. скорость лил темп 4. эмоциональная чувствительность.
Все психические качества человека взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер- это индивидуальное сочетание устойчивых психически особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. Характер значимо связан с темпераментом , который проявляется как внешняя форма выражения характера, накладывающая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера. В характере личность проявляется со стороны ее содержания, а в темпераменте – со стороны динамических свойств. В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». В современной психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. Характер – это своего рода стержень человека. В нем сосредотачиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека, как субъекта деятельности, общения, познания. Как устойчивое целостное образование, характер человека включает мотивационные, интеллектуальные и эмоциональные свойства. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одна из наиболее известных и ранних типологий характеров еще в начале 20 века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Он рассматривал характер и связи со строением тела как психическую конституцию человека. Среди свойств характера принято различать общие и частные. Общие (глобальные) свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, т.к. распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Однако свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамента, потому что они в гораздо большей степени отражают наличие сознательной, волевой регуляции поведения человека. Наиболее известной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт характера является так называемая «Большая пятерка» свойств.
1. самоуверенность-неуверенность 2. согласие, дружелюбие-враждебность 3.сознательность- импульсивность 4. эмоциональная лабильность-тревожность 5. Интеллектуальная гибкость-ригидность. Концепция «Большой пятерки» разрабатывалась на основе психолингвистического, а затем факторного анализа огромного числа языковых обозначений личностных черт в национальных языках.
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.