logo
материалы по психологии-ляляля (1)

5. Методы исследований в психологии.

Основными принципами отечественной психологической науки являются:

-принцип детерминизма

-принцип единства сознания и деятельности

-принцип развития психики в деятельности

Принцип детерминизма обозначает что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением его.

Принцип единства сознания и деятельности означает что сознание и деятельность не тождественны а образуют единство. Именно в сознании образуются динамические модели действительности, при помощи которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.

Принцип развития психики в деятельности означает что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности.

Методы – это способы посредством которых познается предмет науки. Психология как и всякая наука пользуется целой системой различных методов: организационные эмпирические методы обработки данных методы коррекции

1. Организационные методы

-лонгитюдный (продольного среза) метода – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это долговременное наблюдение за развитием собственных детей лонгитюдное изучение близнецов получившего название близнецового метода.

-сравнительный метод (поперечного среза)-рассматриваются отдельные механизмы поведения путем сопоставления различных групп людей по возрасту образованию деятельности

-комплексный метод – в исследованиях принимают участие представители различных наук например физиологи психологи социологи

2. Эмпирические методы

-наблюдение – выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение или интроспекция и как внешнее или так называемое объективное наблюдение

-эксперимент – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности

-лабораторный эксперимент – осуществляется в искусственных условиях с применением специальной аппаратуры со строгим контролем всех влияющих факторов

-естественный эксперимент – экспериментальному воздействию подвергаются условия в которых протекает изучаемая деятельность сама же деятельность наблюдается в её естественном протекании

-формирующий эксперимент – как средство воздействия. Его своеобразие в том что он и средство исследования и средство формирования изучаемого явления.

3. Психодиагностические методы

Цель современной психодиагностики в том чтобы фиксировать и описать в упорядоченном виде психологические различия между группами людей объединенных по каким-либо признакам следующими методами

-тест-проба или испытание. Краткое стандартизированное испытание по результатам которого определяются способности навыки умения или их отсутствие, характеризуются качества личности выявляется степень пригодности для работы в той или иной области.

-беседа – этот метод является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Информацию получают путем речевого общения.

-опрос, интервью, анкетирование – это наиболее распространённые методы исследований в психологии. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов спрашиваемых. Два типа-интервью и анкетирование.

-биографический метод – материалом служат письма дневники почерк

4. Методы обработки данных – включают в себя количественные (статистические) и качественные методы (дифференциация материалы по группам, анализ)

5. Методы коррекции – это довольно обширный набор приёмов программ и методов воздействия на поведение людей. Наиболее широко используются тренинг групповой тренинг аутотренинг.