7. Структура психики.
Психика человека представляет собой сложное, системное, многообразное структурированное явление. В самом общем плане психику можно разделить на три составные части: экзопсихику, эндопсихику, интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность. Большая часть содержания психики определяется окружающим миром – это образы ощущений, восприятий, представлений и т.д. Эндопсихика – это часть психики, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. Интропсихика – это часть психики, которая является продуктом собственного функционирования. К ним относятся мысли, волевые усилия, фантазии, самовнушение и т.д.
Обычно выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
Психический процесс - это психическое явление, имеющее начало, развитие и конец. Все психические процессы подразделяются на: познавательные, эмоционально-волевые, регулятивные и коммуникативные.
Познавательные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. К эмоционально-волевым процессам относятся чувства, воля. Они выполняют оценочную функцию, обеспечивают избирательное отношение к действительности. Регулятивные процессы - это мотивация, принятие решения, контроль, эти процессы формируют направленность, интенсивность и организацию поведения.
Мотивация обеспечивает уровень энерготрат и направленность поведения. Основным компонентом мотивационного процесса является потребность, которая приводит к возникновению мотивационного напряжения. Опыт удовлетворения потребности формирует мотив. На основе мотива и реальной ситуации формируется цель, план действия, и принимаются решения.
Принятие решения это выбор альтернативы, позволяющей достичь наилучшего результата.
Процесс контроля предусматривает: определение цели, формирование ожиданий, оценка условий реализации поведения.
Коммуникативные процессы – это речь и невербальное общение (мимика, жесты и др.). Эти процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установления отношений между ними.
Психические состояния отражают уровень психической деятельности, которая проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния подразделяются на: мотивационные, основанные на потребностях, установках, желаниях, интересах, влечениях; состояния организованности сознания (сосредоточенность или рассеянность); эмоциональные состояния (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное); волевые (инициативность, решительность, настойчивость), тонические, основанные на психофизическом ресурсе индивида и тензионные, проистекающие из уровня психического напряжения.
Высшим и устойчивым регулятором психической деятельности являются психические свойства личности. Под психическими свойствами личности следует понимать индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с внешним миром. К числу основных психических свойств относятся: направленность (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющих избирательность и уровень активности человека); темперамент; характер; способности.
Главная функция психики состоит в регуляции индивидуального поведения. У. Джемс считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения. А.Я. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру: творчество (создание новой реальности) и адаптация (приспособление к внешней среде), а также их антиподы – уничтожение реальности и дезадаптация, проявляющаяся в различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение). Б.Ф. Ломов выделяет три основных функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную. Адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций.
Для объяснения целостного поведения П.К. Анохин ввёл понятие “функциональная система” – это взаимодействие отдельных органов и процессов для координации поведения, направленного на достижение цели. ВД. Шадриков разработал концепцию “психической функциональной системы”. Согласно этой концепции психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.