39. Типология личности по Юнгу.
Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. Психологический тип – это структура, каркас личности. Множество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсолютно во всем. Знание своего типа личности при этом помогает людям найти именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни.
Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:
"Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту"
Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда "мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение"
Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так:
Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.
Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.
Ощущение - та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.
Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их "отсталость" проявляется лишь в сравнении с доминирующей. По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.