10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
Многие гены существуют в нескольких формах, подобно тому, как есть разные формы гена, определяющего цвет глаз. Некоторые гены имеют десятки форм. Генотип конкретного человека содержит два экземпляра каждого гена, формы которых могут быть разными, а могут быть и одинаковыми. Один унаследован от отца, другой - от матери. Сочетание форм всех генов уникально для каждого человеческого организма. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми. Вклад генетических различий в разнообразие людей по психологическим свойствам отражает показатель, называемый "коэффициент наследуемости". Например, для интеллекта коэффициент наследуемости составляет по меньшей мере 50%. Это не означает, что 50% интеллекта дано человеку от природы, а остальные 50% нужно добавить путем обучения, тогда интеллект будет 100 баллов. Коэффициент наследуемости не имеет отношения к конкретному человеку. Его вычисляют, чтобы понять, в чем причина отличия людей друг от друга: возникают ли различия из-за того, что у людей неодинаковые генотипы, или потому, что их по-разному учили. Если бы коэффициент наследуемости интеллекта оказался близок к 0%, то можно было бы сделать вывод, что только обучение формирует различия между людьми и применение одних и тех же воспитательных и образовательных приемов к разным детям будет всегда приводить к одним и тем же результатам. Высокие значения коэффициента наследуемости означают, что даже при одинаковом воспитании дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. Конечный результат, однако, не предопределен генами. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических. В чем же тогда выражается влияние генов? Поясним это на примере конкретного исследования. (пример про биологических матерей и две группы детей) Влияние наследственности на интеллект и характер в разных возрастах Исследования показывают, что гены отвечают за 50-70% разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49% различий по выраженности пяти "универсальных", наиболее важных, свойств личности: — уверенности в себе, — тревожности, — дружелюбию, — сознательности, — и интеллектуальной гибкости. Это данные для взрослых. Однако степень влияния наследственности зависит от возраста. Результаты психогенетических исследований не подтверждают распространенное мнение, что с возрастом гены все меньше влияют на поведение человека. Генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств, для взрослых выше, чем для детей. Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве внутрипарное сходство разнояйцевых близнецов такое же высокое, как для однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребёнка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - предподростковый возраст 8-11 лет. Кроме того, в разных возрастах действуют разные генетические факторы. Так, среди наследственных факторов, обусловливающих различия по интеллекту, есть как стабильные, т. е. действующие во всех возрастах (это, возможно, гены, связанные с так называемым "общим интеллектом"), так и специфические для каждого периода развития (вероятно, какие-то гены, определяющие развитие частных способностей). Влияние наследственности на асоциальное поведение Поскольку во всех развитых странах преступность и алкоголизм биологических родителей являются распространенными причинами утраты ребёнком кровной семьи и помещения в приемную, мы подробнее рассмотрим данные психогенетики о влиянии наследуемости на эти формы поведения. Семейные и близнецовые исследования криминального поведения проводятся уже более 70 лет. Они дают очень разные оценки наследуемости, наиболее часто попадающие в диапазон 30-50%. "Верхние" значения наследуемости получают при изучении близнецов. Некоторые исследователи считают, что близнецовый метод может давать завышенные оценки наследуемости, так как он не всегда позволяет отделить генетические влияния от особых условий среды, в которых растут однояйцевые близнецы. Методом изучения приемных детей получают значения коэффициента наследуемости примерно в 2 раза ниже, чем при изучении близнецов. Датское исследование приемных детей Наиболее систематические исследования наследуемости криминального поведения методом изучения приемных детей были проведены в скандинавских странах - Дании и Швеции. Благодаря сотрудничеству родите лей-усыновите л ей и ряда органов власти, датским ученым удалось проследить судьбу более 14 000 лиц, усыновленных в период с 1924 по 1947 гг. На рисунках 1 и 2 показаны результаты исследования судимости у мужчин, выросших в приемных семьях. Они относятся только к преступлениям против собственности, поскольку количество преступлений, связанных с применением насилия, было малым. Из рисунка 2 видно, что доля осужденных среди детей, биологические отцы которых были преступниками, несколько повышена по сравнению с теми детьми, биологические родители которых не нарушали закон. Кроме того, оказалось, что чем больше судимостей у биологического отца, тем выше риск для потомка стать преступником. Было показано также, что братья, усыновленные разными семьями, имели тенденцию к конкордантности (совпадению) по преступному поведению, особенно в тех случаях, когда их биологический отец был преступником. Эти данные свидетельствуют об определенной роли наследственности в повышении риска криминального поведения. Однако, как и из приведенного выше примера с интеллектом, из данных на рисунке 2 следует, что неблагоприятная наследственность не предопределяет будущее ребенка - из мальчиков, биологические отцы которых были преступниками, впоследствии нарушили закон 14%, остальные 86% не совершили противоправных действий. Кроме того, оказалось, что на детей с неблагоприятной наследственностью приемная семья оказывает особенно сильное влияние, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Из мальчиков, выросших в приемных семьях, 16% впоследствии совершили преступления (против 9% в контрольной группе). Среди биологических отцов этих детей 31% имели проблемы с законом (против 11% в контрольной группе). Т. е. хотя уровень преступности среди приемных детей был выше, чем в обществе в среднем, он был почти в два раза ниже, чем среди их биологических отцов. По мнению ряда ученых, это свидетельствует о том, что благоприятная обстановка в приемной семье снижает риск криминального поведения у детей с отягощенной наследственностью. Но в некоторых случаях семейная среда может усиливать риск криминального поведения. Как видно из рисунка 2, дети, у которых и биологический и приемный отец имели судимости, совершали преступления чаще других. (К счастью, таких семей было очень мало (рис.1)). Это значит, что существуют генотипы, обладающие повышенной уязвимостью к неблагоприятным аспектам семейной среды (подобные явления в психогенетике называют генотип-средовым взаимодействием).
Широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит от общей конституции организма, т.е. от соматотипа. Строение тела определяется наследственностью и деятельностью желез внутренней секреции. Согласно теории Э. Кречмера выделяют 4 типа строения тела: 1. Астеник. Характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоская грудная клетка, плечи узкие. 2. Атлетик. Характеризуется развитой мускулатурой, крепким телосложением, средним ростом, узкими бедрами. 3. Пикник. Характеризуется развитыми полостями, малой шеей. 4. Диспластик. Характеризуется непропорциональным телосложением и смешанным типом темперамента. С названными типами строения тела выделил 3 темперамента: 1.Астеник. Это шизоидный тип. Замкнут, упрям, плохо приспосабливается к окружению. 2.Атлетик. Иксотиник. Спокойный, молчиливый, негибкое мышление. 3.Пикник. Циклоидный тип. Легко контактирует с людьми. Эмоции от печали до радости.
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.