23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
Это процесс, в ходе которого стимуляция сенсорных рецепторов, находящихся в органах чувств, порождает нервные импульсы, с помощью которых передается информация о внутреннем и внешнем состоянии организма. В результате ощущений мы имеем представления об отдельных свойствах предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Ощущения выполняют двойную функцию: чувствительности и выживаемости. Чувствительность – это восприятие действительности с помощью органов чувств. Ощущения помогают выживать, предупреждая об угрозе, заставляя быстро реагировать, чтобы избежать опасности.
Классификация ощущений.
Принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:
- экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
- интероцептивные, рецепторы расположены во внутренних органах и тканях и отражают состояние внутренних органов;
-проприцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и отражают информацию о движении и положении нашего тела.
Экстерорецепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с раздражителями: вкусовой, осязательный, тактильный. К дистантным ощущениям относятся обоняние, слух, зрение.
Психофизика
Связь между физическим стимулом, сенсорной чувствительностью и поведением изучает психофизика. Термин “психофизика” и ряд процедур, с помощью которых можно соотнести интенсивность физического стимула с величиной сенсорной чувствительности ввел немецкий физик Густав Фехнер. Определены пороги и созданы психофизиологические шкалы, позволяющие определить соотношение силы ощущения с силой стимула.
Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений и сигналы о них не передаются в головной мозг. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные. Такое положение биологически целесообразно. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. Суммируясь, они могут формировать ощущения. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше.величина.порога, тем выше чувствительность. Это отношение можно выразить формулой: Е = l/P,
где Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя. Максимальная сила воздействия стимула, при котором все еще возникает ощущение, называется верхним порогом ощущения. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает лишь болевые ощущения.
Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости: от характера деятельности, функционального состояния, силы и длительности раздражения и т.п.
Дифференциальный порог ощущений – это минимальная ощутимая разница между двумя стимулами.
В 1834 г. Эрнест Вебер установил, что отношение прироста стимула к первоначальной его интенсивности есть величина постоянная:
K = ΔI/I
где K – константа Вебера
I – величина исходного стимула
ΔI – величина возрастания стимула, которая делает заметной минимальную различимую разницу
Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина заметного различения. Например, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличения веса необходимо добавить около 3,4 грамма, при грузе 1000 граммов - 33,3 грамма. Этот закон характерен для всех сенсорных систем, но не является идеальным для стимулов максимальной интенсивности. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/1 00, для слухового - 1/1 О, для тактильного – 1/30. Константа Вебера имеет различное значение и для стимулов различной модальности.
Основной психофизический закон довольно широко используется в практике, например, применяется в маркетинге при установлении скидок, изменении качества продукта, определении отличительных свойств торговой марки и др. Уровень снижения цены должен быть таким, чтобы потребитель ощутил изменение цены как существенное. Менеджеры установили, что для привлечения потребителя необходимо 15% снижение цены на продукт.
Закон Вебера - Фехнера имеет большое практическое значение при раздражителях средней интенсивности. Стимулы большой интенсивности (громкие звуки, яркие цвета, многословные тексты и т. п.) не являются лучшими для восприятия. Практикой установлено, если в ресторане или магазине звучит громкая музыка, то потребитель находится в помещении значительно меньшее количество времени, чем при музыкальном сопровождении средней интенсивности. Наивысшая производительность труда имеет место при средних нагрузках и средних скоростях.
В современной маркетинговой практике возник определенный интерес к подпороговым стимулам. Учеными установлено, что подпороговые воздействия легко суммируются, повышая при этом общую возбудимость нервной системы, и могут участвовать в формировании установок и поведения в целом.
Снижение чувствительности сенсорных систем при длительном поступлении одного и того же стимула называется сенсорной адаптацией.
Взаимодействие ощущений.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, происходящих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно проявляется в двух противоположных процессах – повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Например, сенсибилизация, вызванная специфическими требованиями профессиональной деятельности.
Взаимодействие ощущений проявляется и в явлении синестезии – это возникновение ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражения другого. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.
- 2. Психология как комплексная наука.
- 3. Место психологии в системе наук.
- 4. Взаимосвязь психологии и экономики.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 5. Методы исследований в психологии.
- 6. Понятие “психика”. Теории, объясняющие психику.
- 7. Структура психики.
- 8. Основные стадии развития психики в филогенезе.
- 9. Сознательно и бессознательное и их взаимосвязь.
- 10. Влияние на психику генетических и физиологических факторов.
- 11. Строение нервной системы и её деятельность.
- 12. Роль доминанты в формировании поведения.
- 13. Теория функциональной системы п.К. Анохина и интегративная функция нервной системы.
- 14. Конституциональные типологии э. Кречмера и у. Шелдона.
- 15. Деятельность человека.
- 16. Условнорефлекторная деятельность нервной системы и поведение.
- 17. Роль динамического стереотипа в формировании поведения.
- Уровни организации движений
- 18. Психограммы и профессиональная пригодность.
- 19. Понятия “личность”. Ролевая теория личности.
- 20. Структура личности.
- 21. Психическое развитие личности.
- 22. Психология индивидуальных различий.
- 23. Ощущение. Классификация ощущений. Индивидуальные различия.
- 24. Восприятие. Закономерности восприятия.
- 25. Внимание, его виды и функции.
- Виды внимания Непроизвольное внимание (пассивное)
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- 26. Мышление, его виды.
- 27. Память. Виды памяти. Функциональная модель памяти.
- 28. Приемы и методы активизации познавательных процессов.
- 29. Способности и интеллект.
- 30. Понятие “эмоции”, “чувства”. Функции эмоций.
- 31. Физиологические механизмы эмоций.
- Мимическая обратная связь
- Эмоции и стресс
- 32. Стресс и его влияние на организм.
- Эустресс
- Дистресс
- Стресс и фармакология
- 33. Мотивация и психологическая регуляция поведения.
- 34. Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
- 35. Характеристика типов темперамента.
- 36. Понятие о его характере. Акцептуация характера.
- 37. Психодиагностика темперамента и характера.
- 38. Понятие “воля”. Волевая регуляция поведения человека.
- 39. Типология личности по Юнгу.
- 40. Характеристика психосоциотипов личности.
- 41. Функции и структура общения.
- 42. Общение как восприятие.
- 43. Общение как коммуникация.
- 44. Общение как взаимодействие.
- 45. Интертипные отношения. Тождественные отношения
- Дуальные отношения
- Отношения активации
- Зеркальные отношения
- Родственные отношения
- Полудуальные отношения
- Деловые отношения
- Миражные отношения
- Отношения суперэго
- Отношения квазитождества
- Отношения полной противоположности
- Конфликтные отношения
- Отношения заказа
- Отношения ревизии
- 46. Психология и менеджмент.
- 1.1. Планирование.
- 1.2. Организация.
- 1.3. Мотивация.
- 1.4. Контроль.
- 4. Психологическая структура группы.
- 47. Психология и маркетинг.
- Науки: психология и экономика их взаимосвязь при планировании выпуска нового товара (работы, услуги).
- 48. Психология и организация труда.
- 49. Основные положение бихевиоризма.
- 50. Основные положения гештальтпсихологии.
- 51. Основные положения психоанализа.
- 52. Основные положения когнитивной психологии.
- 53. Основные положения гуманистической психологии.
- 54. Основные положения трансперсональной психологии.
- 55. Самооценка личности.
- 56. Методы коррекции самооценки.
- 57. Предмет педагогики.
- 58. Формы организации учебной деятельности и особенности обучения.
- 59. Основные дидактические концепции, виды и методы обучения.
- 60. Формы и методы воспитания.