logo
материалы по психологии-ляляля (1)

42. Общение как восприятие.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная)

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Понятие социальной перцепции ввел Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.

Социальная перцепция – целостное восприятие субъектом предметов материального мира и социальных объектов.

Восприятие социальных объектов отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому что:

 социальный объект пассивен и небезразличен по отношению к воспринимающему субъекту, а материальный мир пассивен (воздействуя на субъект восприятием восприимчивый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону);

 внимание субъекта социальной перцепции сосредоточенно не на порождении образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных;

 восприятие социальных субъектов характеризуется большей системностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Каждый из участников общения оценивая другого стремится построить определенную систему интерпретацию его поведения, в том числе причин его поведения. Для такой интерпретации необязательно знать причины этого поведения, люди приписывают друг другу эти причины. Приписывание осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого мира с каким-то другим образом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Приписывание возникает в условиях дефицита информации. Выделяют три вида приписывания:

 личностное – когда причина приписывается лично совершающему поступок;

 объектное – когда причина приписывается тому объекту в отношении которого совершается действие;

 обстоятельственное – причина приписывается каким-либо обстоятельствам.

Процесс восприятия определяется личностными особенностями субъекта восприятия.