Методы и средства гигиенического образования
и воспитания
В гигиеническом образовании и воспитании используется устная, печатная, изобразительная и смешанная пропаганда.
Ведущим, наиболее эффективным, является метод устной пропаганды. Он более прост в организационном отношении, не требует больших материальных затрат, дает возможность более конкретно подготовить материал с учетом специфики аудитории и т. д. При этом методе используются две группы средств: непосредственный контакт с аудиторией (лекции, беседы, краткие информационные выступления, консультативный групповой прием населения, дискуссии, вечера вопросов и ответов), выступления по радио, телевидению и др., при которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует.
Печатная пропаганда — распространенный метод, имеющий много преимуществ. Главное из них — возможность большого тиражирования литературы. Это способствует широкому охвату населения и возможности многократного использования материала, текстов, что позволяет лучше его изучить и запомнить. Основными требованиями к печатной пропаганде являются конкретность и наглядность.
Средства печатной пропаганды делятся на: а) выпускаемые издательствами (книги, брошюры, памятки, листовки, печатные лозунги, плакаты, статьи в газетах и журналах); б) создаваемые медицинскими работниками своими силами в коллективах (доска вопросов и ответов, фотостенд, санитарная стенная газета, рукописные лозунги, санитарный бюллетень, статьи для многотиражных газет).
Изобразительная пропаганда — эффективный метод, в арсенале которого имеется большое разнообразие используемых средств. При этом применяются натурные (демонстрация микроскопических препаратов, предметов ухода за больным, за ребенком, средства оказания первой помощи, приборов, аппаратов и т. д.), объемные (муляжи, макеты, модели, скульптуры, барельефы и др.) и плоскостные (рисунки, диаграммы, плакаты, фотолистовки) объекты.
Плоскостные изобразительные средства благодаря наглядности и доходчивости обладают большой силой воздействия. Это особенно характерно для плакатов. Они могут быть агитационными, рассчитанными на быстрое восприятие зрителем, так как в них используются яркие краски, крупные выразительные изображения, лаконичный текст, и пропагандистскими, в которых больше текста, меньше рисунков; они рассчитаны на сознательное осмысление текста, а следовательно, на более быстрое выполнение при необходимости содержащихся в плакате советов и рекомендаций.
К плоскостным изобразительным средствам относятся, например, фотолистовки, сочетающие фотографии, рисунки и тексты, помещенные на цветном или черно-белом фоне. К этой группе средств относятся диапозитивы, слайды.
Комбинированная (смешанная) пропаганда — самая эффективная и массовая. Массовость обеспечивается за счет охвата большого числа людей, а эффективность — одновременного воздействия на слуховой и зрительный анализаторы, что способствует хорошему восприятию. Средствами комбинированной пропаганды являются театральные постановки, кинофильмы (научные, художественные, документальные), выставки (стационарные и передвижные), диафильмы, телевизионные передачи. Телевидение дает широкие возможности для гигиенического образования и воспитания, использования различных форм и методов: передавать лекции ведущих специалистов, демонстрировать кино- и телефильм, брать интервью или проводить беседу за круглым столом с учеными, организаторами здравоохранения и т. д.
Для правильного выбора методов и средств гигиенического образования и воспитания необходимо знать конкретную ситуацию. Изучая ситуацию, необходимо прежде всего оценить аудиторию, т. е. число людей, которые будут воспринимать информацию. Так, например, для большого контингента целесообразно прочитать лекцию, для небольшой группы более эффективным средством окажется проведение коллективной беседы, диспута, вечера вопросов и ответов и т. д. Проведение работы с отдельными людьми требует индивидуального подхода.
Следует оценить, насколько однороден или неоднороден состав аудитории. В зависимости от этого намечается план построения беседы или лекции. Учитываются также готовность людей выполнить те или иные советы, рекомендации, уровень их гигиенических знаний и др.
Важным фактором является психологическое воздействие средств и методов гигиенического образования и воспитания. Поэтому, оценивая ситуацию, необходимо учитывать психологическую настроенность аудитории к работе и, если есть необходимость, изменить ее в положительную сторону.
Необходимо научить население пользоваться только санитарно-просветительной и научно-популярной литературой, разъяснить, что, не имея медицинского образования, не следует читать медицинские учебники, книги, журналы, предназначенные для студентов-медиков и медицинских работников, так как это может привести к неверному толкованию своего состояния и нервно-психическим нарушениям.
Проблемы, которые охватывает гигиеническое образование и воспитание, чаще всего бывают многоплановыми и комплексными, поэтому медикам необходимо контактировать со специалистами других, немедицинских, отраслей науки. К здоровью человека имеют непосредственное отношение проблемы, выходящие за рамки медицинской компетенции, например психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения в семье, состояние жилищного строительства, общественного питания, качество коммунально-бытовых услуг, транспортное обслуживание и т. д. Умение профессионально и правильно осветить эти вопросы является залогом успеха в проведении работы по гигиеническому образованию и воспитанию.
- Глава 5 гигиена почвы 121
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений 172
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии 193
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений 247
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности 336
- Глава 1 общая гигиена и ее задачи 12
- Глава 2 краткий очерк истории развития гигиены 18
- Глава 3 гигиена воздушной среды 30
- Глава 4 гигиена воды и водоснабжения населенных мест 60
- Глава 5 гигиена почвы 121
- 6.4. Значение пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма 145
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений 172
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии 193
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений 247
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности 336
- 11.1. Гигиеническая характеристика условий труда и состояние здоровья работающих в производстве антибиотиков 357
- Глава 1 общая гигиена и ее задачи
- 1.1. Гигиена как наука
- Значение гигиены в работе провизора
- Глава 2 краткий очерк истории развития гигиены
- Возникновение гигиенических знаний у древних народов и при феодальном строе
- Р азвитие гигиены в эпоху капитализма
- 2.3. Развитие гигиены в России
- Глава 3 гигиена воздушной среды
- Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение
- Солнечная радиация
- Температура
- Влажность
- Скорость движения
- Атмосферное давление
- Комплексное воздействие микроклиматических
- Электрическое состояние воздушной среды
- Радиоактивность воздушной среды
- Погода, климат и их гигиеническое значение
- 18 21 Февраль
- 24 27 I 2 5 Даты
- Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение
- Гигиеническое значение загрязнения атмосферного воздуха
- Бактериальное загрязнение воздушной среды
- I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Месяцы
- Глава 4 гигиена воды и водоснабжения населенных мест
- Роль водного фактора в жизни человека
- Физиологическое значение воды
- Гигиеническое значение воды и нормы ее потребления
- Удельное хозяйственно-питьевое водопотребление в населенных пунктах на одного жителя среднесуточное (за год), л/сут
- Роль водного фактора в возникновении заболеваний
- Гигиеническое нормирование качества воды и выбор водоисточников централизованного водоснабжения
- 2. Нормативы приняты в соответствии с рекомендациями воз.
- Гигиеническая оценка качества воды при нецентрализованном водоснабжении
- Источники водоснабжения, их санитарно- гигиеническая характеристика
- Открытые водоемы
- Интенсивность развития отдельных форм
- Олигосапроб
- Подземные воды
- 4.7.3. Атмосферные осадки
- Системы водоснабжения, их санитарно- гигиеническая характеристика
- Централизованное водоснабжение
- К хозяйственному насосу к пожарному крану
- Методы улучшения качества воды
- Нецентрализованное водоснабжение
- Санитарная охрана водоисточников
- Мероприятия по охране водоисточников
- Глава 5 гигиена почвы
- Гигиеническое значение состава и свойств почвы
- Эпидемиологическое значение почвы
- Вызванные спороносными микроорганизмами
- Геохимическое и токсикологическое значение почвы
- Мероприятия по санитарной охране почвы
- Глава 6 гигиенические основы питания
- Пища и ее влияние на организм
- Научные основы рационального питания
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии
- Значение пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма
- Витамин, единица измерения
- Биологически активные вещества пищи
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Диетическое питание
- Лечебно-профилактическое питание
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений
- Отопление и гигиенические требования к нему
- Вентиляция и ее гигиеническое значение
- Естественное и искусственное освещение и гигиенические требования к нему
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии
- Влияние трудового процесса на функциональное состояние организма
- Часы работы (8-часовой рабочий день)
- Характеристика основных профессиональных вредностей
- Напряжение отдельных органов и систем организма при работе
- Пыль и ее влияние на организм
- Физические факторы
- Шум, вибрация, ультразвук и их воздействие на организм
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля
- Общая характеристика промышленных ядов
- Токсичность и опасность промышленных ядов
- Профилактика вредного действия химических веществ
- Основные требования к благоустройству промышленных предприятий
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений
- Структура учреждений аптечной сети
- Лицензирование аптечных учреждений
- Аптеки, обслуживающие население
- Аптеки лечебно-профилактических учреждений
- Гигиенические требования к планировке, оборудованию и благоустройству аптек
- Гигиенические требования к земельному участку аптек
- Гигиенические требования к внутренней планировке
- Гигиенические требования к благоустройству
- Гигиенические требования к содержанию и уборке
- 9.S.S. Гигиенические требования к помещениям и оборудованию
- Гигиенические требования к содержанию помещений,
- Гигиенические и противоэпидемические мероприятия по борьбе с микробным загрязнением
- Физические и химические методы борьбы с микробным
- Борьба с плесенью в помещениях аптек
- Гигиена труда и личная гигиена аптечных работников
- Влияние лекарственных препаратов и вредных химических
- Воздействие микроклиматических факторов
- Воздействие шума
- Напряжение зрительного анализатора при работе
- 1900 Неудобная зона
- Состояние здоровья работников аптек
- Личная гигиена и санитарно-гигиенические требования
- 9.7.7. Подготовка персонала к работе в асептическом блоке
- Гигиенические требования к помещениям контрольно-аналитических лабораторий
- Гигиенические требования к помещениям аптечных складов
- Гигиеническое образование и воспитание
- Методы и средства гигиенического образования
- Роль фармацевтов в проведении гигиенического
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности
- Гигиеническая характеристика основных технологических процессов
- Общая характеристика промышленных факторов, определяющих условия труда в производстве лекарств
- Гигиена труда в производстве синтетических лекарственных веществ
- Аппарат
- Обработки
- Гигиеническая характеристика условий труда и состояние здоровья работающих в производстве антибиотиков
- 12.1. Гигиеническая характеристика условий труда при изготовлении фитопрепаратов
- Гигиеническая характеристика условий труда в производстве лекарств в ампулах
- Гигиеническая характеристика условий труда при изготовлении таблеток
- Гигиеническая характеристика условий труда в производстве драже
- Глава 3. Гигиена воздушной среды
- Глава 6. Гигиенические основы питания
- Глава 8. Основы гигиены труда и промышленной токсикологии
- Глава 11. Гигиена труда в производстве антибиотиков
- Глава 12. Гигиена труда в производстве галеновых препаратов и готовых лекарственных форм