Роль фармацевтов в проведении гигиенического
образования и воспитания
Одной из задач аптеки как учреждения системы здравоохранения является проведение просветительной работы среди населения, что регламентировано Министерством здравоохранения РФ. На аптеку возлагается "распространение среди населения санитарно-гигиенических знаний и популярных сведений о лекарственных средствах".
Фармацевт обязан проводить просветительную работу, которая является составной частью его деятельности. Для этого он получает многостороннюю подготовку в процессе обучения. Чтобы будущий фармацевт мог разбираться в сложном комплексе, каким является лекарство, правильно его применять и контролировать изготовление, преподаются теоретические основы ботаники, биологии, микробиологии, химии, физики, математики, биофизики, биохимии, биофармации, технологии лекарств, биодинамики и др. На базе этих знаний фармацевт может проводить работу по гигиеническому воспитанию, касающуюся лекарственного обслуживания населения.
Совместно с лечебно-профилактическими учреждениями аптеки должны вести активную работу по повышению гигиенического образования населения, объяснять значение мер предупреждения инфекционных заболеваний, основ личной и общественной гигиены, гигиенического воспитания детей и др. Следует пропагандировать важность занятий физкультурой и спортом, вести борьбу со знахарством.
Важным моментом в деятельности сотрудников аптек является борьба с самолечением. В целях ранней диагностики, а также своевременного и правильного лечения заболеваний именно аптеки должны пропагандировать необходимость раннего обращения к врачу.
Большое значение имеет освещение таких вопросов, как роль лекарств в лечении и предупреждении болезней, правильное употребление лекарственных препаратов, возможность возникновения лекарственной болезни в результате неправильного применения лекарств, хранение лекарств в домашних условиях, значение этикеток и надписей на готовых лекарственных формах и т. д. Следует уделять внимание роли витаминов в укреплении здоровья, правильному их применению. Необходимо разъяснить, какие предметы санитарии, а также первой помощи и ухода за больными должны быть в каждой семье. Аптеки, особенно сельские, должны знакомить население с полезными и ядовитыми растениями и привлекать его, в частности школьников, к сбору лекарственного растительного сырья. Следует знакомить население с простейшими методами очистки и обеззараживания воды, хранения пищевых продуктов и т. д. Аптечный работник должен знать основы эпидемиологии и методы дезинфекции для того, чтобы умело объяснить посетителям, какими методами можно воспользоваться для борьбы с насекомыми, грызунами и другими переносчиками инфекционных заболеваний.
Фармацевты в своей работе могут применять фактически все методы и средства по гигиеническому воспитанию.
В аптеках целесообразно сочетать устную, печатную и наглядную формы пропаганды санитарных знаний в зависимости от конкретных условий.
Устная пропаганда предусматривает проведение лекций и бесед не только в аптеках, но и на промышленных предприятиях, в общежитиях, ДЭЗах, центрах медицинской профилактики и т. д. Можно использовать такую форму, как вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации, "Бюро справок". Все эти формы широко применяются во многих аптеках.
Печатная пропаганда в аптеках основана на использовании выпускаемой специальной литературы (плакаты, листовки, памятки), во многих аптеках оформляется "Доска вопросов и ответов". В аптекоуправлениях разработаны и отпечатаны тексты, разъясняющие действие лекарств и правила их применения.
Наглядная пропаганда предполагает показ медикаментов, лекарственных растений, предметов ухода за больными, средств для оказания первой помощи, организацию тематических стационарных и передвижных выставок. Приемлемы такие формы, как организация "Уголка молодой матери", "Уголка здоровья", "Это полезно знать" и т. д., сочетающие наглядную и печатную формы пропаганды гигиенических знаний.
На аптечной оберточной бумаге, коробках, пакетах содержатся главным образом такие сведения: "Точно выполняйте все назначения врача", "Не занимайтесь самолечением", "Читайте внимательно указания, как принимать лекарства", "Родители, давайте детям лекарство сами, точно соблюдая дозу", "Храните лекарства в недоступном для детей месте", "Точно соблюдайте указания относительно приема и хранения лекарств", "Перед употреблением взбалтывать", "Хранить в темном и прохладном месте", "Не оставляйте лекарство в открытом виде — оно портится", "Не храните лекарство без обозначения" и т. д.
Аптечные работники, разъясняя посетителям аптеки вред самолечения, должны советовать обращаться в соответствующие лечебные учреждения. С этой целью в торговом зале аптеки должен быть вывешен список ближайших лечебных учреждений с указанием их адресов. Благодаря постоянному контакту с посетителями фармацевты могут наиболее широко проводить работу по гигиеническому воспитанию. Выдавая больному лекарство, провизор-технолог должен дать рекомендацию по его хранению, определить сроки пользования лекарством, обратить внимание посетителя на возможность и признаки порчи лекарства.
Необходимо шире знакомить население с задачами и функциями аптеки как учреждения системы здравоохранения с новыми формами и методами работы аптек по улучшению лекарственного обслуживания населения, с развитием аптечной сети и фармацевтической промышленности в России, с достижениями фармацевтической науки.
Большую роль в улучшении форм воспитательной работы в аптеках играют республиканские, областные, краевые и городские научные фармацевтические общества. На их совместных заседаниях с домами санитарного просвещения и научными медицинскими обществами обсуждаются вопросы состояния пропаганды медицинских, гигиенических и фармацевтических знаний, намечаются комплексные планы мероприятий по ее осуществлению и улучшению с учетом общих и местных актуальных задач здравоохранения.
Фармацевтические общества принимают участие в разработке для врачей, педагогов, фармацевтов пособий и других материалов по методике пропаганды знаний в области лекарствоведения. Фармацевтические общества оказывают помощь центральным и местным издательствам в определении тематики научно-популярной медицинской литературы, а также в выделении квалифицированных авторов, имеющих опыт популяризаторской работы.
Фармацевты, как научные, так и практические работники, должны привлекаться к проведению просветительской работы через научно-популярные журналы "Здоровье", "Наука и жизнь" и др., в которых печатаются материалы профилактического характера. Совместно с лечащими врачами и гигиенистами фармацевты участвуют в выпуске фильмов, клипов, чтении лекций по радио, подготовке телевизионных передач, тематических вечеров, организуемых центрами медицинской профилактики.
Правильно организованная и поставленная на должный уровень работа по гигиеническому образованию в аптеках будет способствовать постоянному повышению уровня знаний не только у населения, но и у самих аптечных работников, что приведет к дальнейшему улучшению лекарственного обслуживания населения.
- Глава 5 гигиена почвы 121
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений 172
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии 193
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений 247
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности 336
- Глава 1 общая гигиена и ее задачи 12
- Глава 2 краткий очерк истории развития гигиены 18
- Глава 3 гигиена воздушной среды 30
- Глава 4 гигиена воды и водоснабжения населенных мест 60
- Глава 5 гигиена почвы 121
- 6.4. Значение пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма 145
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений 172
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии 193
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений 247
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности 336
- 11.1. Гигиеническая характеристика условий труда и состояние здоровья работающих в производстве антибиотиков 357
- Глава 1 общая гигиена и ее задачи
- 1.1. Гигиена как наука
- Значение гигиены в работе провизора
- Глава 2 краткий очерк истории развития гигиены
- Возникновение гигиенических знаний у древних народов и при феодальном строе
- Р азвитие гигиены в эпоху капитализма
- 2.3. Развитие гигиены в России
- Глава 3 гигиена воздушной среды
- Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение
- Солнечная радиация
- Температура
- Влажность
- Скорость движения
- Атмосферное давление
- Комплексное воздействие микроклиматических
- Электрическое состояние воздушной среды
- Радиоактивность воздушной среды
- Погода, климат и их гигиеническое значение
- 18 21 Февраль
- 24 27 I 2 5 Даты
- Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение
- Гигиеническое значение загрязнения атмосферного воздуха
- Бактериальное загрязнение воздушной среды
- I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Месяцы
- Глава 4 гигиена воды и водоснабжения населенных мест
- Роль водного фактора в жизни человека
- Физиологическое значение воды
- Гигиеническое значение воды и нормы ее потребления
- Удельное хозяйственно-питьевое водопотребление в населенных пунктах на одного жителя среднесуточное (за год), л/сут
- Роль водного фактора в возникновении заболеваний
- Гигиеническое нормирование качества воды и выбор водоисточников централизованного водоснабжения
- 2. Нормативы приняты в соответствии с рекомендациями воз.
- Гигиеническая оценка качества воды при нецентрализованном водоснабжении
- Источники водоснабжения, их санитарно- гигиеническая характеристика
- Открытые водоемы
- Интенсивность развития отдельных форм
- Олигосапроб
- Подземные воды
- 4.7.3. Атмосферные осадки
- Системы водоснабжения, их санитарно- гигиеническая характеристика
- Централизованное водоснабжение
- К хозяйственному насосу к пожарному крану
- Методы улучшения качества воды
- Нецентрализованное водоснабжение
- Санитарная охрана водоисточников
- Мероприятия по охране водоисточников
- Глава 5 гигиена почвы
- Гигиеническое значение состава и свойств почвы
- Эпидемиологическое значение почвы
- Вызванные спороносными микроорганизмами
- Геохимическое и токсикологическое значение почвы
- Мероприятия по санитарной охране почвы
- Глава 6 гигиенические основы питания
- Пища и ее влияние на организм
- Научные основы рационального питания
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии
- Значение пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма
- Витамин, единица измерения
- Биологически активные вещества пищи
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Диетическое питание
- Лечебно-профилактическое питание
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений
- Отопление и гигиенические требования к нему
- Вентиляция и ее гигиеническое значение
- Естественное и искусственное освещение и гигиенические требования к нему
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии
- Влияние трудового процесса на функциональное состояние организма
- Часы работы (8-часовой рабочий день)
- Характеристика основных профессиональных вредностей
- Напряжение отдельных органов и систем организма при работе
- Пыль и ее влияние на организм
- Физические факторы
- Шум, вибрация, ультразвук и их воздействие на организм
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля
- Общая характеристика промышленных ядов
- Токсичность и опасность промышленных ядов
- Профилактика вредного действия химических веществ
- Основные требования к благоустройству промышленных предприятий
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений
- Структура учреждений аптечной сети
- Лицензирование аптечных учреждений
- Аптеки, обслуживающие население
- Аптеки лечебно-профилактических учреждений
- Гигиенические требования к планировке, оборудованию и благоустройству аптек
- Гигиенические требования к земельному участку аптек
- Гигиенические требования к внутренней планировке
- Гигиенические требования к благоустройству
- Гигиенические требования к содержанию и уборке
- 9.S.S. Гигиенические требования к помещениям и оборудованию
- Гигиенические требования к содержанию помещений,
- Гигиенические и противоэпидемические мероприятия по борьбе с микробным загрязнением
- Физические и химические методы борьбы с микробным
- Борьба с плесенью в помещениях аптек
- Гигиена труда и личная гигиена аптечных работников
- Влияние лекарственных препаратов и вредных химических
- Воздействие микроклиматических факторов
- Воздействие шума
- Напряжение зрительного анализатора при работе
- 1900 Неудобная зона
- Состояние здоровья работников аптек
- Личная гигиена и санитарно-гигиенические требования
- 9.7.7. Подготовка персонала к работе в асептическом блоке
- Гигиенические требования к помещениям контрольно-аналитических лабораторий
- Гигиенические требования к помещениям аптечных складов
- Гигиеническое образование и воспитание
- Методы и средства гигиенического образования
- Роль фармацевтов в проведении гигиенического
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности
- Гигиеническая характеристика основных технологических процессов
- Общая характеристика промышленных факторов, определяющих условия труда в производстве лекарств
- Гигиена труда в производстве синтетических лекарственных веществ
- Аппарат
- Обработки
- Гигиеническая характеристика условий труда и состояние здоровья работающих в производстве антибиотиков
- 12.1. Гигиеническая характеристика условий труда при изготовлении фитопрепаратов
- Гигиеническая характеристика условий труда в производстве лекарств в ампулах
- Гигиеническая характеристика условий труда при изготовлении таблеток
- Гигиеническая характеристика условий труда в производстве драже
- Глава 3. Гигиена воздушной среды
- Глава 6. Гигиенические основы питания
- Глава 8. Основы гигиены труда и промышленной токсикологии
- Глава 11. Гигиена труда в производстве антибиотиков
- Глава 12. Гигиена труда в производстве галеновых препаратов и готовых лекарственных форм