Гигиеническое образование и воспитание
Гигиеническое образование и воспитание — отрасль медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающая вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения.
В настоящее время проводятся мероприятия по широкому гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни, разумного отношения каждого человека к своему здоровью и окружающей среде с целью научиться сохранять свое здоровье и трудоспособность, сделать жизнь как можно более продолжительной и полноценной. Поэтому основной задачей медицинских работников является распространение гигиенических и медицинских знаний среди населения.
Другая не менее важная задача гигиенического образования и воспитания — привлечение широких масс населения к оказанию активной помощи органам и учреждениям здравоохранения. Во всех лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических учреждениях, научно-исследовательских институтах, высших и средних медицинских учебных заведениях гигиеническое образование и воспитание является обязательным разделом с целью привлечения населения к участию в оздоровительной работе.
Известно, что основным направлением здравоохранения России является профилактическое. Однако для проведения в жизнь профилактических мероприятий недостаточно деятельности органов здравоохранения и медицинских работников. Медики не смогут справиться с этой задачей, если им не будут помогать широкие массы населения, обладающие достаточными знаниями в области медицины, в частности гигиены.
Население должно знать, что является причиной многих заболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чем заключается его вредное воздействие и как его предотвратить.
Посредством гигиенического образования и воспитания у населения вырабатывается определенное отношение к внешней среде, прививаются гигиенические навыки, повышается санитарная культура.
Гигиеническое образование и воспитание имеют большое значение для формирования у населения посредством пропаганды правильного представления о жизнедеятельности организма, о его взаимосвязях с внешней средой, способствуя тем самым разоблачению суеверий и предрассудков, повышению творческой активности масс в борьбе за проведение в жизнь государственных и общественных мероприятий по благоустройству населенных мест, улучшению условий труда и быта, санитарной культуры.
Отмечая огромную роль санитарного просвещения, один из крупнейших организаторов советского здравоохранения Н. А. Семашко в своем выступлении в 1925 г. на XII Всероссийском съезде Советов подчеркивал, что без санитарного просвещения не может быть советской медицины. Ему принадлежит образное выражение, что профилактика начинается и кончается санитарным просвещением.
Другой ведущий специалист в области социальной гигиены, много сделавший для создания советского здравоохранения,
П. Соловьев высоко ценил роль санитарного просвещения в общей системе советского здравоохранения. Он писал: "Оздоровление населения одним только лечением, без широкого участия самого населения, никогда не может быть достигнуто, а это участие можно прежде всего вызвать только санитарным просвещением".
В нашей стране гигиеническое образование и воспитание стало государственным делом, обязательным условием работы всех органов здравоохранения.
Приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья граждан закреплен в законе "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и регламентирован статьей № 26 "Гигиеническое воспитание и образование граждан" Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В этих документах подчеркивается необходимость постоянного совершенствования гигиенического образования и воспитания, их форм, средств и методов, научного уровня. Работа по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общей работы по воспитанию населения.
Непосредственно для гигиенического образования и воспитания особенно большое значение имеет приказ Министерства здравоохранения России от 6 октября 1997 г. № 25 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации", предусматривающий меры по повышению ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за направленность и качество гигиенического образования и воспитания, четкое его планирование.
Важным шагом в определении единой политики и стратегии развития этого направления стало создание "Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического воспитания", одобренная решением Коллегии Минздрава России от 30 июля 1997 г. В "Концепции...” представлены политика и основные принципы просветительной, образовательной и воспитательной работы в здравоохранении; отражены структура и функции системы профилактики и укрепления здоровья населения; сформулированы принципы и механизмы планирования, координации и осуществления профилактических программ и обеспечения межведомственного сотрудничества.
Основными задачами укрепления здоровья и профилактики заболеваний в России являются:
снижение распространенности курения и употребления табака;
улучшение качества питания;
увеличение физической активности;
смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов, повышение качества жизни;
обеспечение широкого охвата населения иммунизацией;
профилактика ВИЧ-инфекций и болезней, передающихся половым путем;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков;
улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Среди практических шагов, направленных на реализацию современной стратегии укрепления здоровья, на первое место ставится задача создания инфраструктуры медицинской профилактики и формирования здоровья на федеральном, региональном, муниципальном и местном (коммунальном) уровнях. Созданы учреждения нового типа — Центры медицинской профилактики, а также Центры госсанэпиднадзора, Центры профилактики и борьбы со СПИДом, Центры планирования семьи, соответствующие подразделения лечебно-профилактических учреждений и службы первичной медико-санитарной помощи.
Общая стратегия работы с населением в области профилактики может быть популяционной, групповой и индивидуальной. Наиболее эффективным и экономичным путем гигиенического образования и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья является популяционная стратегия (работа со всем населением).
На федеральном уровне вся деятельность по гигиеническому образованию и воспитанию, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения России направляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и его Департаментом госсанэпиднадзора, осуществляющими исполнение своих властных полномочий по организационно-методическому руководству региональными структурами управления системной медицинской профилактикой и укреплением здоровья.
На современном этапе в основе гигиенического образования и воспитания лежат следующие принципы:
гигиеническое образование и воспитание является обязанностью всех медицинских работников;
целенаправленность, доходчивость, дифференцированный подход к аудитории;
проведение работы совместно с немедицинскими ведомствами и общественными организациями;
массовый, всенародный характер, так как гигиеническое образование и воспитание проводится в интересах всего населения и охватывает самые разные его слои (дети, студенты, рабочие, колхозники, служащие, пенсионеры и др.);
оптимистичность, т. е. воспитание у населения уверенности в том, что в нашей стране создаются все необходимые условия для профилактики болезней как инфекционного, так и неинфекционного происхождения, для укрепления здоровья, сохранения оптимальных условий жизни, активного долголетия, высокой трудоспособности и т. д.
Современное гигиеническое образование и воспитание характеризуются высоким идейно-теоретическим и научно-методическим уровнем, целенаправленностью пропаганды, соответствующей актуальным задачам здравоохранения. В настоящее время усилена пропаганда здорового образа жизни, мероприятий по борьбе с вредными привычками (употребление спиртных напитков, наркомания, табакокурение и др.), профилактике травматизма, злокачественных новообразований, нервно- психических, сердечно-сосудистых заболеваний и др., переходом от эпизодической пропаганды к научно обоснованной системе углубленного гигиенического обучения и воспитания на базе центров медицинской профилактики.
- Глава 5 гигиена почвы 121
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений 172
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии 193
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений 247
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности 336
- Глава 1 общая гигиена и ее задачи 12
- Глава 2 краткий очерк истории развития гигиены 18
- Глава 3 гигиена воздушной среды 30
- Глава 4 гигиена воды и водоснабжения населенных мест 60
- Глава 5 гигиена почвы 121
- 6.4. Значение пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма 145
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений 172
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии 193
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений 247
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности 336
- 11.1. Гигиеническая характеристика условий труда и состояние здоровья работающих в производстве антибиотиков 357
- Глава 1 общая гигиена и ее задачи
- 1.1. Гигиена как наука
- Значение гигиены в работе провизора
- Глава 2 краткий очерк истории развития гигиены
- Возникновение гигиенических знаний у древних народов и при феодальном строе
- Р азвитие гигиены в эпоху капитализма
- 2.3. Развитие гигиены в России
- Глава 3 гигиена воздушной среды
- Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение
- Солнечная радиация
- Температура
- Влажность
- Скорость движения
- Атмосферное давление
- Комплексное воздействие микроклиматических
- Электрическое состояние воздушной среды
- Радиоактивность воздушной среды
- Погода, климат и их гигиеническое значение
- 18 21 Февраль
- 24 27 I 2 5 Даты
- Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение
- Гигиеническое значение загрязнения атмосферного воздуха
- Бактериальное загрязнение воздушной среды
- I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Месяцы
- Глава 4 гигиена воды и водоснабжения населенных мест
- Роль водного фактора в жизни человека
- Физиологическое значение воды
- Гигиеническое значение воды и нормы ее потребления
- Удельное хозяйственно-питьевое водопотребление в населенных пунктах на одного жителя среднесуточное (за год), л/сут
- Роль водного фактора в возникновении заболеваний
- Гигиеническое нормирование качества воды и выбор водоисточников централизованного водоснабжения
- 2. Нормативы приняты в соответствии с рекомендациями воз.
- Гигиеническая оценка качества воды при нецентрализованном водоснабжении
- Источники водоснабжения, их санитарно- гигиеническая характеристика
- Открытые водоемы
- Интенсивность развития отдельных форм
- Олигосапроб
- Подземные воды
- 4.7.3. Атмосферные осадки
- Системы водоснабжения, их санитарно- гигиеническая характеристика
- Централизованное водоснабжение
- К хозяйственному насосу к пожарному крану
- Методы улучшения качества воды
- Нецентрализованное водоснабжение
- Санитарная охрана водоисточников
- Мероприятия по охране водоисточников
- Глава 5 гигиена почвы
- Гигиеническое значение состава и свойств почвы
- Эпидемиологическое значение почвы
- Вызванные спороносными микроорганизмами
- Геохимическое и токсикологическое значение почвы
- Мероприятия по санитарной охране почвы
- Глава 6 гигиенические основы питания
- Пища и ее влияние на организм
- Научные основы рационального питания
- Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии
- Значение пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма
- Витамин, единица измерения
- Биологически активные вещества пищи
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Диетическое питание
- Лечебно-профилактическое питание
- Глава 7 гигиенические основы отопления, вентиляции и освещения помещений
- Отопление и гигиенические требования к нему
- Вентиляция и ее гигиеническое значение
- Естественное и искусственное освещение и гигиенические требования к нему
- Глава 8 основы гигиены труда и промышленной токсикологии
- Влияние трудового процесса на функциональное состояние организма
- Часы работы (8-часовой рабочий день)
- Характеристика основных профессиональных вредностей
- Напряжение отдельных органов и систем организма при работе
- Пыль и ее влияние на организм
- Физические факторы
- Шум, вибрация, ультразвук и их воздействие на организм
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля
- Общая характеристика промышленных ядов
- Токсичность и опасность промышленных ядов
- Профилактика вредного действия химических веществ
- Основные требования к благоустройству промышленных предприятий
- Глава 9 гигиена аптечных учреждений
- Структура учреждений аптечной сети
- Лицензирование аптечных учреждений
- Аптеки, обслуживающие население
- Аптеки лечебно-профилактических учреждений
- Гигиенические требования к планировке, оборудованию и благоустройству аптек
- Гигиенические требования к земельному участку аптек
- Гигиенические требования к внутренней планировке
- Гигиенические требования к благоустройству
- Гигиенические требования к содержанию и уборке
- 9.S.S. Гигиенические требования к помещениям и оборудованию
- Гигиенические требования к содержанию помещений,
- Гигиенические и противоэпидемические мероприятия по борьбе с микробным загрязнением
- Физические и химические методы борьбы с микробным
- Борьба с плесенью в помещениях аптек
- Гигиена труда и личная гигиена аптечных работников
- Влияние лекарственных препаратов и вредных химических
- Воздействие микроклиматических факторов
- Воздействие шума
- Напряжение зрительного анализатора при работе
- 1900 Неудобная зона
- Состояние здоровья работников аптек
- Личная гигиена и санитарно-гигиенические требования
- 9.7.7. Подготовка персонала к работе в асептическом блоке
- Гигиенические требования к помещениям контрольно-аналитических лабораторий
- Гигиенические требования к помещениям аптечных складов
- Гигиеническое образование и воспитание
- Методы и средства гигиенического образования
- Роль фармацевтов в проведении гигиенического
- Глава 10 гигиена труда в химикофармацевтической промышленности
- Гигиеническая характеристика основных технологических процессов
- Общая характеристика промышленных факторов, определяющих условия труда в производстве лекарств
- Гигиена труда в производстве синтетических лекарственных веществ
- Аппарат
- Обработки
- Гигиеническая характеристика условий труда и состояние здоровья работающих в производстве антибиотиков
- 12.1. Гигиеническая характеристика условий труда при изготовлении фитопрепаратов
- Гигиеническая характеристика условий труда в производстве лекарств в ампулах
- Гигиеническая характеристика условий труда при изготовлении таблеток
- Гигиеническая характеристика условий труда в производстве драже
- Глава 3. Гигиена воздушной среды
- Глава 6. Гигиенические основы питания
- Глава 8. Основы гигиены труда и промышленной токсикологии
- Глава 11. Гигиена труда в производстве антибиотиков
- Глава 12. Гигиена труда в производстве галеновых препаратов и готовых лекарственных форм