logo
Общая гигиена

Гигиеническое образование и воспитание

Гигиеническое образование и воспитание — отрасль меди­цинской науки и здравоохранения, разрабатывающая вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения.

В настоящее время проводятся мероприятия по широкому гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни, разумного отношения каждого человека к своему здо­ровью и окружающей среде с целью научиться сохранять свое здоровье и трудоспособность, сделать жизнь как можно более продолжительной и полноценной. Поэтому основной задачей медицинских работников является распространение гигиени­ческих и медицинских знаний среди населения.

Другая не менее важная задача гигиенического образования и воспитания — привлечение широких масс населения к ока­занию активной помощи органам и учреждениям здравоохра­нения. Во всех лечебно-профилактических, санитарно-проти­воэпидемических учреждениях, научно-исследовательских ин­ститутах, высших и средних медицинских учебных заведениях гигиеническое образование и воспитание является обязатель­ным разделом с целью привлечения населения к участию в оз­доровительной работе.

Известно, что основным направлением здравоохранения России является профилактическое. Однако для проведения в жизнь профилактических мероприятий недостаточно деятель­ности органов здравоохранения и медицинских работников. Медики не смогут справиться с этой задачей, если им не будут помогать широкие массы населения, обладающие достаточны­ми знаниями в области медицины, в частности гигиены.

Население должно знать, что является причиной многих за­болеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внеш­ней среды, в чем заключается его вредное воздействие и как его предотвратить.

Посредством гигиенического образования и воспитания у населения вырабатывается определенное отношение к внешней среде, прививаются гигиенические навыки, повышается сани­тарная культура.

Гигиеническое образование и воспитание имеют большое значе­ние для формирования у населения посредством пропаганды пра­вильного представления о жизнедеятельности организма, о его взаимосвязях с внешней средой, способствуя тем самым разобла­чению суеверий и предрассудков, повышению творческой активно­сти масс в борьбе за проведение в жизнь государственных и обще­ственных мероприятий по благоустройству населенных мест, улучшению условий труда и быта, санитарной культуры.

Отмечая огромную роль санитарного просвещения, один из крупнейших организаторов советского здравоохранения Н. А. Се­машко в своем выступлении в 1925 г. на XII Всероссийском съезде Советов подчеркивал, что без санитарного просвещения не может быть советской медицины. Ему принадлежит образ­ное выражение, что профилактика начинается и кончается са­нитарным просвещением.

Другой ведущий специалист в области социальной гигиены, много сделавший для создания советского здравоохранения,

  1. П. Соловьев высоко ценил роль санитарного просвещения в общей системе советского здравоохранения. Он писал: "Оздо­ровление населения одним только лечением, без широкого уча­стия самого населения, никогда не может быть достигнуто, а это участие можно прежде всего вызвать только санитарным просвещением".

В нашей стране гигиеническое образование и воспитание стало государственным делом, обязательным условием работы всех органов здравоохранения.

Приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья граждан закреплен в законе "Основы законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан" и регламентиро­ван статьей № 26 "Гигиеническое воспитание и образование граждан" Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения". В этих документах подчеркивается необ­ходимость постоянного совершенствования гигиенического образования и воспитания, их форм, средств и методов, науч­ного уровня. Работа по повышению уровня медицинских и ги­гиенических знаний является частью общей работы по воспи­танию населения.

Непосредственно для гигиенического образования и воспи­тания особенно большое значение имеет приказ Министерства здравоохранения России от 6 октября 1997 г. № 25 "О совер­шенствовании деятельности органов и учреждений здравоохра­нения в области гигиенического обучения и воспитания насе­ления Российской Федерации", предусматривающий меры по повышению ответственности руководителей органов и учреж­дений здравоохранения за направленность и качество гигиени­ческого образования и воспитания, четкое его планирование.

Важным шагом в определении единой политики и стратегии развития этого направления стало создание "Концепции сохра­нения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического воспитания", одобрен­ная решением Коллегии Минздрава России от 30 июля 1997 г. В "Концепции...” представлены политика и основные принципы просветительной, образовательной и воспитательной работы в здравоохранении; отражены структура и функции системы про­филактики и укрепления здоровья населения; сформулированы принципы и механизмы планирования, координации и осуще­ствления профилактических программ и обеспечения межве­домственного сотрудничества.

Основными задачами укрепления здоровья и профилактики за­болеваний в России являются:

Среди практических шагов, направленных на реализацию со­временной стратегии укрепления здоровья, на первое место ста­вится задача создания инфраструктуры медицинской профилак­тики и формирования здоровья на федеральном, региональном, муниципальном и местном (коммунальном) уровнях. Созданы учреждения нового типа — Центры медицинской профилакти­ки, а также Центры госсанэпиднадзора, Центры профилактики и борьбы со СПИДом, Центры планирования семьи, соответст­вующие подразделения лечебно-профилактических учреждений и службы первичной медико-санитарной помощи.

Общая стратегия работы с населением в области профилак­тики может быть популяционной, групповой и индивидуаль­ной. Наиболее эффективным и экономичным путем гигиени­ческого образования и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья является популяционная стратегия (ра­бота со всем населением).

На федеральном уровне вся деятельность по гигиеническому образованию и воспитанию, профилактике заболеваний и ук­реплению здоровья населения России направляется Министер­ством здравоохранения Российской Федерации и его Департа­ментом госсанэпиднадзора, осуществляющими исполнение сво­их властных полномочий по организационно-методическому руководству региональными структурами управления систем­ной медицинской профилактикой и укреплением здоровья.

На современном этапе в основе гигиенического образования и воспитания лежат следующие принципы:

Современное гигиеническое образование и воспитание ха­рактеризуются высоким идейно-теоретическим и научно-мето­дическим уровнем, целенаправленностью пропаганды, соответ­ствующей актуальным задачам здравоохранения. В настоящее время усилена пропаганда здорового образа жизни, мероприя­тий по борьбе с вредными привычками (употребление спирт­ных напитков, наркомания, табакокурение и др.), профилакти­ке травматизма, злокачественных новообразований, нервно- психических, сердечно-сосудистых заболеваний и др., перехо­дом от эпизодической пропаганды к научно обоснованной сис­теме углубленного гигиенического обучения и воспитания на базе центров медицинской профилактики.