logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Административное / Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта _ Хабриева_11

4. Создание специализированных органов содействия

инновационным и социально значимым проектам,

малому и среднему бизнесу

Следующее основное направление преодоления административных барьеров - учреждение специализированных органов содействия инновационным и социально значимым проектам, малому и среднему бизнесу.

Особого внимания заслуживает опыт Франции. Ключевую роль здесь играют региональные центры инноваций и передачи технологий (centres regionaux d'innovation et de transfer de technologie). Они обеспечивают связь между научными и образовательными учреждениями, исследовательскими центрами и лабораториями, с одной стороны, и предпринимательскими структурами, с другой стороны.

Задачи обеспечения такого взаимодействия возложены и на правительственные учреждения и их региональные подразделения. Среди них следует отметить Национальное агентство исследований, Национальную ассоциацию технических исследований, Агентство по вопросам окружающей среды и энергетики, Агентство по распространению технологической информации.

Особого внимания заслуживает Национальное агентство исследований, которое было создано в 2005 г. в целях финансирования исследовательских проектов как государственных, так и частных структур. Во многом оно напоминает Национальный научный фонд США. В 2006 г. Агентству было выделено 800 млн. евро на исследовательские проекты очень широкого спектра, в том числе на междисциплинарные исследования.

Не менее интересен опыт Агентства по оценке исследований и высшего образования, которое наделено полномочиями проверять деятельность научных и высших образовательных учреждений. Ежегодно Агентство готовит доклады о состоянии научной сферы во Франции. Функции Агентства были расширены с принятием Органического закона 2001 г. о Законе о финансах <1>. Согласно Органическому закону начиная с бюджета 2006 г. выдвигаются повышенные требования к обеспечению транспарентности публичных счетов, в том числе в сфере науки.

--------------------------------

<1> LOI organique no 2001-692 du 1er aofit 2001 relative aux lois de finances (1) // http:// www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do? cidTexte= J0RFTEXT000000394028& fastPos= 1&fastReqId= 1081444995& categorieLien= id&oldAction= rechTexte.

В 2005 г. была создана Группа OSEOв результате слияния Национального агентства валоризации исследований и Банка развития малых и средних предприятий. В ее задачи входит оказание финансовой поддержки в самых критических для инноваций стадиях: создания инновационных предприятий, внедрения инноваций в производство и т.д. Группа имеет широко разветвленную сеть региональных подразделений.

На региональном уровне функции координации выполняют центры технологического развития и региональные делегации по вопросам исследований и технологий, действующие в тесном взаимодействии с Министерством высшего образования и исследований.

На местах инновационную политику осуществляют центры совершенства (excellence),многочисленные подразделения Института Карно(Institut Carnot),а также государственные и частные научные и образовательные центры.

Иная модель введена в действие в Ирландии. Задачи содействия экономическому развитию страны осуществляются такими органами, как Агентство по инвестициям и развитию (The Investment and Development Agency),Национальный политический и консультативный совет по вопросам предпринимательства, торговли, науки, технологиям и инновациям(The National Policy and Advisory Board for Enterprise, Trade, Science, Technology and Innovation),Министерство предпринимательства, торговли и занятости(Department of Enterprise, Trade and Employment;сокращенно -Enterprise Ireland),Агентство по высшему образованию(The Higher Education Agency)и др.

Идет поиск новых организационных структур содействия бизнесу. Так, по распоряжению премьер-министра была создана Специальная рабочая группа по инновациям (Innovation Taskforce).Ее основные задачи - оценка вариантов увеличения уровней инновационного развития и коммерциализации инноваций; расширение базы национальных интеллектуальных продуктов; разработка рекомендаций по углублению кооперации между частными предприятиями и правительственными учреждениями и агентствами; разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Многие государства Европы пытаются построить трехуровневую систему содействия инновационному развитию. Примечателен опыт Великобритании. В настоящее время органом, ответственным за экономическое развитие, является Министерство бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки (Department for Business, Innovation and Skills; BIS).

На региональном уровне задачи содействия экономическому развитию на основании Закона о региональных агентствах по развитию 1998 (Regional Development Agencies Act1998 <1>) решают девять региональных агентств по развитию.

--------------------------------

<1> Regional Development Agencies Act 1998 (1998 CHAPTER 45) // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/45.

Целями таких региональных агентств являются:

1) содействие экономическому развитию и возрождению территории;

2) содействие повышению эффективности ведения бизнеса, осуществлению инвестиций, конкурентоспособности территории;

3) повышение занятости;

4) содействие приобретению и применению навыков, необходимых для трудоустройства;

5) внесение вклада в достижение стабильного развития Соединенного Королевства в той мере, в которой это возможно на данной территории.

Региональные агентства с согласия государственного секретаря могут оказывать финансовую помощь, предоставлять земельные участки по цене ниже "разумной" (рыночной), получать (формировать, приобретать) доли в уставном капитале. Помимо региональных агентств, существуют также самостоятельные агентства развития Северной Ирландии, Шотландии, Уэльса, подотчетные региональным представительным органам.

Трехуровневая система содействия экономическому развитию существует во многих странах мира. В частности, в Швеции она включает национальное Агентство инвестиций Швеции, региональные и городские органы. Таким же образом она построена в Испании.

В рамках этого направления особое внимание уделяется вопросам содействия малому и среднему бизнесу, поскольку для них финансовое бремя по исполнению административных процедур в пропорции к численности занятых работников примерно в пять раз выше, чем для крупных предприятий. Такие факты красноречиво свидетельствуют о необходимости принятия особых мер содействия малому и среднему бизнесу.

Можно выделить несколько подходов к решению этих проблем.

Первый подход - активное содействие малым и средним предприятиям в выполнении тех формальных процедур и требований, которые установлены действующим законодательством.

Второй подход - устранение либо упрощение соответствующих формальных процедур и требований, что делает их менее обременительными для малого и среднего бизнеса.

Третий подход - создание особых органов, призванных учитывать и защищать интересы малых и средних предприятий (в США - Администрации малого бизнеса; в Великобритании - Службы по вопросам малого бизнеса, и т.д.).

В отдельных странах были приняты общенациональные программы содействия малому и среднему бизнесу либо комплексные законодательные акты, регулирующие этот сегмент национальных экономик. Так, в США в 1996 г. был принят Закон о справедливом административном регулировании малого бизнеса <1>. В Великобритании в рамках правительственной инициативы "Сперва поддержка в малом" был осуществлен комплекс мер по стимулированию малого бизнеса (в частности, были упрощены бухгалтерские отчетные документы для предприятий с численностью работников менее 50 человек).

--------------------------------

<1> Small Business Regulatory Enforcement Fairness Act of 1996. P.L. 104 - 121, March 29, 1996 // http://archive.sba.gov/advo/laws/sbrefa.html.

В Австралии в 1996 г. была создана Служба дерегулирования малого бизнеса. В момент ее создания только на решение административных проблем (подготовка отчетных документов, согласование вопросов и т.д.) малые предприятия тратили в среднем 16 рабочих часов в неделю.

Во многих странах устанавливаются более продолжительные сроки вступления в силу тех актов, которые регулируют деятельность малых и средних предприятий. Так, в Великобритании по общему правилу они могут вступить в силу не ранее чем через 12 недель после их принятия.

* * *

В заключение отметим необходимость изучения опыта зарубежных стран по преодолению административных барьеров. Конечно, не все механизмы и средства применимы к российской реальности. В частности, необходимо очень осторожно использовать инструменты дерегулирования. В условиях неразвитости институтов гражданского общества они могут принести больше вреда, чем пользы. С другой стороны, в практике зарубежных стран можно найти немало универсальных механизмов и средств, которые применяются вне зависимости от различий в экономических и политических укладах. И именно такие механизмы и средства должны стать предметом пристального внимания законодателей.