logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Административное / Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта _ Хабриева_11

3. Совершенствование качества административных актов

и административных процедур

Третье основное направление реформ - сокращение времени и упрощение процедур принятия решений.

Хрестоматийным примером здесь служит опыт США. В этой стране разработка административных актов осуществляется в рамках общих норм, установленных Законом о правилах административной процедуры <1>. В частности, предусмотрены следующие требования. Соответствующие ведомства должны опубликовать в Собрании федеральных актов (Federal Register)информацию о разработке проектов нормативных актов. Заинтересованные предприятия и организации могут представить свои предложения и замечания к опубликованным проектам и принять участие в публичных слушаниях. Нормативные акты могут вступить в силу не ранее чем через 30 дней после их принятия (§ 553 тит. 5 Свода законов США).

--------------------------------

<1> Administrative Procedure Act (5 U.S.C. Subchapter II) // http:// www.archives.gov/ federal-register/ laws/ administrative- procedure.

Аналогичные процедуры установлены во многих странах (Великобритании, Канаде, Германии, Швеции, Норвегии, Дании и др.).

Пример Соединенных Штатов использовался и для решения проблемы сокращения документооборота.

В США она решается с 1980 г., когда был принят Закон о сокращении бумажного документооборота <1>. Закон учредил в рамках Администрации Президента специальное Ведомство по вопросам информации и управления. В обязанности Ведомства входит оценка нагрузки административных актов на общество, в том числе на предпринимательские структуры. Управление анализирует проекты актов федеральных министерств и ведомств. Если Ведомство отказывает в их одобрении, они не могут быть приняты соответствующим министерством или ведомством. Как отмечалось выше, все проекты административных актов должны быть предварительно опубликованы. При этом следует подчеркнуть, что они публикуются с отметкой и с указанием номера решения Ведомства об их одобрении.

--------------------------------

<1> Paperwork Reduction Act. 44 U.S.C. 3501 // http:// www.archives.gov/ federal-register/ laws/ paperwork- reduction.

Одобрение Ведомства по вопросам информации и управления действует только три года. По истечении этого срока действующий акт должен быть вновь им оценен на предмет наличия излишнего обременения. Проект решения предварительно - за 30 дней до вступления в силу публикуется, что дает возможность заинтересованным лицам высказать свои возражения или предложения. При необходимости проводятся публичные слушания, многие из которых широко освещаются в средствах массовой информации.

Во многих странах приняты особые меры по сокращению сроков принятия актов. Так, в Италии Закон об административной процедуре 1990 г. <1> устанавливает, что срок принятия решений по заявлениям физических и юридических лиц не может превышать трех месяцев.

--------------------------------

<1> Legge 7 agosto 1990, n. 241 Nuove norme in materia di procedimento amministrativo e di diritto di accesso ai documenti amministrativi // http://www.altalex.com/index.php?idnot=550.

В Нидерландах срок рассмотрения документов не может превышать четыре недели. И только в исключительных случаях он может быть продлен еще на четыре недели.

В Испании Закон об административной процедуре 1992 г. установил максимальный срок принятия решений в шесть месяцев.

В последние годы многие государства существенно упростили процедуры принятия решений по заявлениям и жалобам физических и юридических лиц (Закон об административной процедуре Греции 1999 г.; Закон Франции от 12 апреля 2000 г. <1> и т.д.).

--------------------------------

<1> LOI no 2000-321 du 12 avril 2000 relative aux droits des citoyens dans leurs relations avec les administrations (1) JORF n88 du 13 avril 2000 page 5646 texte N 1 // http:// www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do? cidTexte= J0RFTEXT000000215117& fastPos= 2&fastReqId= 802645501& categorieLien= id&oldAction= rechTexte.

При этом некоторые из них ввели институт "подразумеваемых решений", в которых действует правило "молчание означает согласие". Этот институт установлен Законом об административной процедуре Италии, Федеральным законом об административных процедурах Мексики и т.д. Он широко применяется во Франции <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см. ниже статьюП. Кассиа.

Во многих странах вслед за США проекты нормативных актов согласовываются с представителями бизнеса. Особое внимание обращается на язык административных правил. Так, во Франции в 2001 г. был сформирован Комитет по совершенствованию языка административных актов (Comite d'orientationpour I'amelioration du langage administrate).В США был создан особый веб-сайт, призванный помочь населению в понимании текстов административных актов.

В отдельных странах приняты хартии публичных услуг. Так, в Южной Корее с 1998 г. по инициативе Министерства государственного управления и внутренних дел (MOHAGA)был начат процесс по разработке хартий публичных услуг с подробным описанием критериев публичных услуг, порядка их предоставления, мер по защите прав потребителей таких услуг.

В этой стране раз в два года проводятся национальные конференции, на которых представители неправительственных организаций выдвигают свои предложения по совершенствованию административных процедур, ликвидации и сокращению административных барьеров.

В Дании с 1996 г. проводятся опросы 500 представителей бизнеса по отдельным вопросам управления в сфере предпринимательской деятельности, которые обобщаются и публикуются.

В большей части развитых государств сформированы особые органы, которые координируют усилия правительств по снижению административного бремени.

Во Франции в 1998 г. была образована Комиссия по упрощению административных процедур. Она ежегодно представляет премьер-министру доклады по вопросам проведения указанных реформ. Аналогичные функции были предоставлены Агентству по упрощению административных процедур Бельгии.

В 2000 г. в Мексике была создана Федеральная комиссия по совершенствованию управления (COFEMER).В Южной Корее по Закону 1997 г. был сформирован Комитет реформы управления. В 2000 г. Правительство Нидерландов учредило Консультативный комитет по оценке административного бремени(ACTAL).

В совершенствовании административных актов и процедур особое значение придается широкому внедрению информационных технологий. Так, во Франции Комиссия по упрощению административных процедур (COSA)обеспечивает с 1998 г. действие общенациональной программы по оказанию публичных услуг через Интернет. К октябрю 2000 г. в Интернете в открытом доступе были размещены 1000 из 1600 существующих административных форм, анкет, образцов заявлений и т.д. К 2009 г. практически все они стали доступными.

Столь же широко обеспечивается доступ через Интернет к административным документам в других странах, что позволяет не только снизить административные барьеры, но и существенно сократить административные расходы. Например, в Корее экономия государственных средств от внедрения интернетовских технологий составляет около 100 млн. долл. в год.

При этом создаются как объединенные, так и специализированные порталы. К примеру, в США объединенный правительственный портал позволяет войти в любой из 20000 сайтов федеральных органов и ведомств и бесплатно получить любую информацию по самому широкому кругу вопросов.

Следует отметить еще одно преимущество информационных технологий. Они позволяют инвесторам быть в курсе того, что происходит в правительстве. Это безусловно повышает "кредит доверия" к регулирующим органам.

На сайтах правительств, административных органов размещаются проекты нормативных актов, дается информация, которая необходима физическим и юридическим лицам. Так, например, в Дании правительственный портал содержит пособия для предпринимателей с подробным изложением существующих административных правил и требований.

Благодаря этому достигается существенная экономия времени и средств инвесторов (в Австралии были проведены исследования, которые показали, что технологии Интернета позволяют сэкономить в среднем от одного до двух часов на получение информации по вопросу, который интересует инвестора).

Следующая форма использования интернет-технологий - направление посредством Интернета отчетов, справок, иных документов, которые предприятия, организации и граждане должны представлять регулирующим либо контролирующим органам. Так, например, в Нидерландах Налоговое ведомство, Служба социального обеспечения и Национальная служба статистики разработали соответствующие единые стандарты отчетной документации.

Кроме того, в Нидерландах завершилось создание единой системы обмена информации между коммерческими предприятиями и административными органами. Это позволит существенно снизить (до 50%) уровень существующих административных барьеров.

В большей части развитых стран завершается программа по созданию единых интернет-реестров коммерческих предприятий. Так, в Австралии создан Австралийский реестр бизнеса, который основан на использовании единых идентификационных номеров коммерческих организаций во всех правительственных учреждениях.

Во многих странах через Интернет осуществляется заключение контрактов на поставку государственным органам товаров и услуг. Например, в Италии создана централизованная система государственных закупок (Consip S.p.A.),действующая в рамках Министерства экономики и финансов. Аналогичная система действует в Бельгии, Канаде, ряде других государств.