1. Дерегулирование
Одно из главных направлений преодоления административных барьеров - дерегулирование. Оно не означает отказа от регулирования как такового, но вводит его в рамки тех минимальных ограничений, которые необходимы для обеспечения защиты государства и общества, территориальных и профессиональных сообществ, физических и юридических лиц.
Все большее число стран отказывается от детализации требований, предъявляемых законодательством к субъектам регулирования.
В частности, в сфере предпринимательской деятельности все реже используются стандарты или нормативы, для которых характерны подробное изложение требований, предъявляемых к продукции и услугам. И все более широко применяются директивы, в которых в основном формулируются принципы технических решений, ожидаемые результаты и требования к безопасности продукции и услуг.
Дерегулирование осуществляется также в форме делегирования функций саморегулируемым организациям. Ассоциации производителей товаров и услуг разрабатывают правила, многие из которых утверждаются соответствующими административными органами.
Все более широко распространяется и практика "корпоративных" нормативных актов, которые принимаются крупными корпорациями. Так, например, в рамках концерна "Сименс" действует большое число локальных актов. В качества примера можно указать документ "Стандартизация, техническое регулирование и оценка соответствия: основные принципы".
Дерегулирование дает ряд преимуществ, а именно:
- процесс разработки и согласования правовых актов становится менее трудоемким;
- обеспечивается большая гибкость соответствующих правовых актов, позволяющая приспосабливать их к непрерывному процессу обновления общественных отношений;
- для общества и граждан обеспечивается большая свобода действий при сохранении мер ответственности.
И, что особенно важно в контексте рассматриваемой темы, существенно снижается уровень административных барьеров.
Поэтому рассмотрим этот механизм подробнее.
В Европейском союзе изначально был избран путь дерегулирования. И дело даже не в сложности согласования решений или трудностях разработки детально проработанных стандартов для всей номенклатуры товаров и услуг, а в стремлении обеспечить большую свободу предпринимательской и иной деятельности. Поэтому был избран путь разработки директив по соответствующим категориям товаров (услуг) в четко обозначенных границах: "существенные требования к охране здоровья и безопасности".
Вместе с тем наряду с новыми директивами в Европейском союзе разрабатывались и традиционные стандарты в виде "технических спецификаций" для отдельных товаров.
Такая же тенденция к замене стандартов директивами или актами иного уровня (в том числе актами саморегулируемых организаций) наблюдается не только в государствах Европейского союза, следующих в общем русле его правовой политики, но и в других странах мира. В частности, в США стандарты, принимаемые государственными органами, сохраняются в основном лишь в отношении тех продуктов, которые требуют повышенных мер безопасности либо имеют особую значимость для обеспечения жизнедеятельности общества в целом. Примером может служить энергетика. Регулирование и контроль в этой сфере осуществляют многие органы: Министерство энергетики, Министерство торговли, Министерство труда, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Агентство по защите окружающей среды, Комиссия по регулированию в атомной энергетике, Комиссия междуштатной торговли, Инженерный армейский корпус США.
В этой сфере весомая роль принадлежит и органам власти штатов. Такой перекрестный контроль (со стороны федерации и отдельных штатов) обеспечивает достаточно высокий уровень безопасности энергетики. На территории США не признаются энергетические стандарты, принятые в других странах. Импортная продукция должна отвечать соответствующим требованиям федеральных и штатных стандартов.
Еще один пример достаточно жесткого регулирования - информационные технологии, входящие в сферу компетенции Федеральной комиссии связи (FCC). Разработанные этим ведомством документы в целом основываются на стандартах Международной электротехнической комиссии <1> (в том числе на стандартах ее структурных подразделений, например Международного специального комитета по радиопомехам).
--------------------------------
<1> http://www.iec.ch/smartgrid/standards
Такой же уровень регулирования сохраняется в отношении лекарств. Администрация продуктов питания и лекарственных препаратов, действующая в рамках Министерства здравоохранения и социальных услуг, разрабатывает стандарты с учетом требований Всемирной организации здравоохранения (в частности, стандарта "Надлежащая практика по производству фармацевтических продуктов" <1>).
--------------------------------
<1> Code de la FIIM sur les bonnes pratiques de promotion des medicaments Revision 2006 // http:// www.ifpma.org/ documents/ NR5933/ IFPMA_ Code_ 2006_ Revision_ FR.pdf.
В целом следует отметить, что политика дерегулирования практически повсеместно оказывает заметное влияние на изменение характера и снижение частоты проведения всевозможных проверок, иных форм контроля со стороны административных органов. Поэтому по общему признанию ее рассматривают как одно из основных направлений политики преодоления административных барьеров.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг