1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
Французский административный процесс долгое время характеризовался отсутствием систематизированного законодательства. Поэтому именно административному суду приходилось устанавливать основные требования к деятельности администрации в рамках судебного контроля. Подобная судебная практика складывалась с опорой на общие принципы права при помощи научных доктрин, что способствовало разработке концепции, которая могла бы быть использована при регламентации таких процедур.
И по сей день, сколь бы ни были многочисленны правовые акты, которые постепенно принимались в этой области для уточнения или дополнения норм и которые основывались на судебной практике, ни одного всеобъемлющего акта, ни одного кодекса, регламентирующего внесудебный административный процесс, во Франции так и не было принято, в отличие от соседних стран.
В качестве примеров нормативных актов общего характера можно привести Закон от 17 июля 1978 г. N 78-753 (далее - Закон от 17 июля 1978 г.), направленный на совершенствование отношений между административными органами и обществом и устанавливающий порядок доступа к административным документам; Закон от 11 июля 1979 г. N 79-587 (далее - Закон от 11 июля 1979 г., Закон 1979 г.), касающийся вопросов обоснования административных актов; и Закон от 12 апреля 2000 г. N 2000-321 о правах граждан в их отношениях с административными органами, который подтверждает уже выработанную судебную практику во многих сферах и закрепляет таким образом первые шаги по прояснению административного внесудебного процесса.
Правообразующая роль судебной практики в этой области не должна удивлять, так как признано, что судопроизводство по разрешению споров играет главную роль в защите материальных прав граждан, обеспечивая принятие справедливых решений в их пользу. С этой точки зрения, французская административная юстиция представляется вполне сформированной, и если сравнить ее процессуальные нормы с требованиями таких действующих во Франции актов, как Хартия основных прав Европейского союза 2000 г., предусматривающая в ст. 41"право граждан на хорошее управление", можно утверждать, что французское право дает каждому гражданину удовлетворительные средства защиты.
Статья 41Хартии Европейского союза об основных правах <1>
--------------------------------
<1> http://eu-law.ru/?page_id=181
Право на хорошее управление.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг