logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Административное / Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта _ Хабриева_11

1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.

Французский административный процесс долгое время характеризовался отсутствием систематизированного законодательства. Поэтому именно административному суду приходилось устанавливать основные требования к деятельности администрации в рамках судебного контроля. Подобная судебная практика складывалась с опорой на общие принципы права при помощи научных доктрин, что способствовало разработке концепции, которая могла бы быть использована при регламентации таких процедур.

И по сей день, сколь бы ни были многочисленны правовые акты, которые постепенно принимались в этой области для уточнения или дополнения норм и которые основывались на судебной практике, ни одного всеобъемлющего акта, ни одного кодекса, регламентирующего внесудебный административный процесс, во Франции так и не было принято, в отличие от соседних стран.

В качестве примеров нормативных актов общего характера можно привести Закон от 17 июля 1978 г. N 78-753 (далее - Закон от 17 июля 1978 г.), направленный на совершенствование отношений между административными органами и обществом и устанавливающий порядок доступа к административным документам; Закон от 11 июля 1979 г. N 79-587 (далее - Закон от 11 июля 1979 г., Закон 1979 г.), касающийся вопросов обоснования административных актов; и Закон от 12 апреля 2000 г. N 2000-321 о правах граждан в их отношениях с административными органами, который подтверждает уже выработанную судебную практику во многих сферах и закрепляет таким образом первые шаги по прояснению административного внесудебного процесса.

Правообразующая роль судебной практики в этой области не должна удивлять, так как признано, что судопроизводство по разрешению споров играет главную роль в защите материальных прав граждан, обеспечивая принятие справедливых решений в их пользу. С этой точки зрения, французская административная юстиция представляется вполне сформированной, и если сравнить ее процессуальные нормы с требованиями таких действующих во Франции актов, как Хартия основных прав Европейского союза 2000 г., предусматривающая в ст. 41"право граждан на хорошее управление", можно утверждать, что французское право дает каждому гражданину удовлетворительные средства защиты.

Статья 41Хартии Европейского союза об основных правах <1>

--------------------------------

<1> http://eu-law.ru/?page_id=181

Право на хорошее управление.