logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Административное / Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта _ Хабриева_11

2. Продолжительность срока возникновения

подразумеваемого решения о согласии

14. Обычно этот срок составляет два месяца в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона от 12 апреля 2000 г.: "Отсутствие ответа административных органов в течение двух месяцев влечет подразумеваемое решение о согласии в случаях, предусмотренных постановлениями Государственного совета".

Многими декретами Государственного совета применялось это правило: в соответствии со ст. R.424-1 Кодекса о градостроительстве в редакции Декрета от 5 января 2007 г. N 2007-18 необъявление решения в течение двухмесячного срока влечет подразумеваемое решение о согласии в ответ на обращение о получении разрешения на строительство индивидуального дома <1>; согласно ст. R.4321-129 Кодекса здравоохранения в редакции Декрета от 3 ноября 2008 г. N 2008-1135, содержащего Кодекс профессиональной этики массажистов и специалистов по лечебной физкультуре, непринятие решения советом массажистов и специалистов по лечебной физкультуре департамента в течение двух месяцев со времени подачи заявления об открытии одного или нескольких дополнительных мест практической работы по этим профессиям "влечет молчаливое разрешение".

--------------------------------

<1> По поводу этого положения Государственный совет уточнил, что "проситель разрешения на строительство не может считаться получившим разрешение по умолчанию, пока его не уведомили ни о каком решении, до истечения законного срока изучения поданных им документов; что это уведомление должно считаться полученным на день доставки по адресу заявителя соответствующего извещения"(решение Государственного совета от 7 июля 2008 г. по делу г. Окье).

15. Срок может быть другим, что оправдывается сложностью или срочностью процедуры.

Иногда срок увеличивается, когда процедура рассмотрения заявки является сложной.Так, ст. R.1322-37 Кодекса здравоохранения в редакции Декрета от 21 мая 2003 г. N 2003-463 предусматривает трехмесячный срок для рассмотрения префектом ходатайства предприятия о получении разрешения на бутилирование воды <1>; ст. R.331-6 Кодекса законов о сельском хозяйстве применительно к просьбе о разрешении использования сельскохозяйственных земель гласит:"В случае отсутствия извещения о решении в четырехмесячный срок, начиная с момента регистрации документов, или в случае продления этого срока на условиях, предусмотренных статьей R.331-5, до шести месяцев, начиная с этого же времени, разрешение признается предоставленным";шестимесячный срок предусмотрен для принятия префектом подразумеваемого решения о согласии на совершение безвозмездных сделок религиозных ассоциаций, фондов и учреждений <2>.

--------------------------------

<1> "Любое предприятие, желающее заниматься бутилированием природной минеральной воды для ее реализации населению, должно получить разрешение на бутилирование, выданное префектом департамента. Отсутствие ответа на заявление о получении разрешения в течение периода более трех месяцев влечет подразумеваемое решение об отказе".

<2> Статья 5 Декрета от 11 мая 2007 г. N 2007-807 относительно ассоциаций, оснований объединений, конгрегаций и общественных религиозных учреждений и применяющаяся к ним ст. 910 Гражданского кодекса (Journal officiel republique frangaise. 2007. 12 mai. P. 8698) гласят: "Префект подтверждает получение ходатайств о разрешении безвозмездных сделок юридических лиц, упомянутых в статье 4, на условиях, предусмотренных вышеуказанным Декретом от 6 июня 2000 г.

Кроме случаев возражения выгодоприобретателей по сделке, отсутствие явно выраженного решения в срок до шести месяцев с момента подачи запроса влечет подразумеваемое решение о согласии".

Иногда срок уменьшается, например в случае крайней необходимости.Так, ст. D.1332-5 Кодекса здравоохранения устанавливает месячный срок, по истечении которого ходатайство о разрешении на доступ к архивным документам, касающимся качества вод "благоустроенных мест купания" (в первую очередь бассейнов), считается удовлетворенным префектом.

16. Следует отметить одну особенность в сфере градостроительства: в то время как по общему правилу акты административно-территориальных единиц приобретают силу обязательных к исполнению только после их передачи представителю государства, а не в день их принятия, указанное правило не применяется к решениям молчаливого согласия по ходатайствам о выдаче разрешения на строительство. Статья L.424-8 Кодекса о градостроительстве в редакции от 1 июля 2007 г. предусмотрела, что разрешение по умолчанию (как решение об отсутствии возражений против некоторых видов строительных работ) подлежит исполнению начиная с момента его принятия; для того чтобы оно подлежало исполнению, в его передаче префекту нет необходимости, что улучшает положение граждан, поскольку снижает контроль за законностью со стороны префекта <1>.

--------------------------------

<1> До 2007 г. в случае молчаливого согласия префект должен был немедленно получить пакет документов ходатайства; в противном случае молчаливое согласие не было бы обеспечено.