2. Продолжительность срока возникновения
подразумеваемого решения о согласии
14. Обычно этот срок составляет два месяца в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона от 12 апреля 2000 г.: "Отсутствие ответа административных органов в течение двух месяцев влечет подразумеваемое решение о согласии в случаях, предусмотренных постановлениями Государственного совета".
Многими декретами Государственного совета применялось это правило: в соответствии со ст. R.424-1 Кодекса о градостроительстве в редакции Декрета от 5 января 2007 г. N 2007-18 необъявление решения в течение двухмесячного срока влечет подразумеваемое решение о согласии в ответ на обращение о получении разрешения на строительство индивидуального дома <1>; согласно ст. R.4321-129 Кодекса здравоохранения в редакции Декрета от 3 ноября 2008 г. N 2008-1135, содержащего Кодекс профессиональной этики массажистов и специалистов по лечебной физкультуре, непринятие решения советом массажистов и специалистов по лечебной физкультуре департамента в течение двух месяцев со времени подачи заявления об открытии одного или нескольких дополнительных мест практической работы по этим профессиям "влечет молчаливое разрешение".
--------------------------------
<1> По поводу этого положения Государственный совет уточнил, что "проситель разрешения на строительство не может считаться получившим разрешение по умолчанию, пока его не уведомили ни о каком решении, до истечения законного срока изучения поданных им документов; что это уведомление должно считаться полученным на день доставки по адресу заявителя соответствующего извещения"(решение Государственного совета от 7 июля 2008 г. по делу г. Окье).
15. Срок может быть другим, что оправдывается сложностью или срочностью процедуры.
Иногда срок увеличивается, когда процедура рассмотрения заявки является сложной.Так, ст. R.1322-37 Кодекса здравоохранения в редакции Декрета от 21 мая 2003 г. N 2003-463 предусматривает трехмесячный срок для рассмотрения префектом ходатайства предприятия о получении разрешения на бутилирование воды <1>; ст. R.331-6 Кодекса законов о сельском хозяйстве применительно к просьбе о разрешении использования сельскохозяйственных земель гласит:"В случае отсутствия извещения о решении в четырехмесячный срок, начиная с момента регистрации документов, или в случае продления этого срока на условиях, предусмотренных статьей R.331-5, до шести месяцев, начиная с этого же времени, разрешение признается предоставленным";шестимесячный срок предусмотрен для принятия префектом подразумеваемого решения о согласии на совершение безвозмездных сделок религиозных ассоциаций, фондов и учреждений <2>.
--------------------------------
<1> "Любое предприятие, желающее заниматься бутилированием природной минеральной воды для ее реализации населению, должно получить разрешение на бутилирование, выданное префектом департамента. Отсутствие ответа на заявление о получении разрешения в течение периода более трех месяцев влечет подразумеваемое решение об отказе".
<2> Статья 5 Декрета от 11 мая 2007 г. N 2007-807 относительно ассоциаций, оснований объединений, конгрегаций и общественных религиозных учреждений и применяющаяся к ним ст. 910 Гражданского кодекса (Journal officiel republique frangaise. 2007. 12 mai. P. 8698) гласят: "Префект подтверждает получение ходатайств о разрешении безвозмездных сделок юридических лиц, упомянутых в статье 4, на условиях, предусмотренных вышеуказанным Декретом от 6 июня 2000 г.
Кроме случаев возражения выгодоприобретателей по сделке, отсутствие явно выраженного решения в срок до шести месяцев с момента подачи запроса влечет подразумеваемое решение о согласии".
Иногда срок уменьшается, например в случае крайней необходимости.Так, ст. D.1332-5 Кодекса здравоохранения устанавливает месячный срок, по истечении которого ходатайство о разрешении на доступ к архивным документам, касающимся качества вод "благоустроенных мест купания" (в первую очередь бассейнов), считается удовлетворенным префектом.
16. Следует отметить одну особенность в сфере градостроительства: в то время как по общему правилу акты административно-территориальных единиц приобретают силу обязательных к исполнению только после их передачи представителю государства, а не в день их принятия, указанное правило не применяется к решениям молчаливого согласия по ходатайствам о выдаче разрешения на строительство. Статья L.424-8 Кодекса о градостроительстве в редакции от 1 июля 2007 г. предусмотрела, что разрешение по умолчанию (как решение об отсутствии возражений против некоторых видов строительных работ) подлежит исполнению начиная с момента его принятия; для того чтобы оно подлежало исполнению, в его передаче префекту нет необходимости, что улучшает положение граждан, поскольку снижает контроль за законностью со стороны префекта <1>.
--------------------------------
<1> До 2007 г. в случае молчаливого согласия префект должен был немедленно получить пакет документов ходатайства; в противном случае молчаливое согласие не было бы обеспечено.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг