4. Создание специализированных органов содействия
инновационным и социально значимым проектам,
малому и среднему бизнесу
Следующее основное направление преодоления административных барьеров - учреждение специализированных органов содействия инновационным и социально значимым проектам, малому и среднему бизнесу.
Особого внимания заслуживает опыт Франции. Ключевую роль здесь играют региональные центры инноваций и передачи технологий (centres regionaux d'innovation et de transfer de technologie). Они обеспечивают связь между научными и образовательными учреждениями, исследовательскими центрами и лабораториями, с одной стороны, и предпринимательскими структурами, с другой стороны.
Задачи обеспечения такого взаимодействия возложены и на правительственные учреждения и их региональные подразделения. Среди них следует отметить Национальное агентство исследований, Национальную ассоциацию технических исследований, Агентство по вопросам окружающей среды и энергетики, Агентство по распространению технологической информации.
Особого внимания заслуживает Национальное агентство исследований, которое было создано в 2005 г. в целях финансирования исследовательских проектов как государственных, так и частных структур. Во многом оно напоминает Национальный научный фонд США. В 2006 г. Агентству было выделено 800 млн. евро на исследовательские проекты очень широкого спектра, в том числе на междисциплинарные исследования.
Не менее интересен опыт Агентства по оценке исследований и высшего образования, которое наделено полномочиями проверять деятельность научных и высших образовательных учреждений. Ежегодно Агентство готовит доклады о состоянии научной сферы во Франции. Функции Агентства были расширены с принятием Органического закона 2001 г. о Законе о финансах <1>. Согласно Органическому закону начиная с бюджета 2006 г. выдвигаются повышенные требования к обеспечению транспарентности публичных счетов, в том числе в сфере науки.
--------------------------------
<1> LOI organique no 2001-692 du 1er aofit 2001 relative aux lois de finances (1) // http:// www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do? cidTexte= J0RFTEXT000000394028& fastPos= 1&fastReqId= 1081444995& categorieLien= id&oldAction= rechTexte.
В 2005 г. была создана Группа OSEOв результате слияния Национального агентства валоризации исследований и Банка развития малых и средних предприятий. В ее задачи входит оказание финансовой поддержки в самых критических для инноваций стадиях: создания инновационных предприятий, внедрения инноваций в производство и т.д. Группа имеет широко разветвленную сеть региональных подразделений.
На региональном уровне функции координации выполняют центры технологического развития и региональные делегации по вопросам исследований и технологий, действующие в тесном взаимодействии с Министерством высшего образования и исследований.
На местах инновационную политику осуществляют центры совершенства (excellence),многочисленные подразделения Института Карно(Institut Carnot),а также государственные и частные научные и образовательные центры.
Иная модель введена в действие в Ирландии. Задачи содействия экономическому развитию страны осуществляются такими органами, как Агентство по инвестициям и развитию (The Investment and Development Agency),Национальный политический и консультативный совет по вопросам предпринимательства, торговли, науки, технологиям и инновациям(The National Policy and Advisory Board for Enterprise, Trade, Science, Technology and Innovation),Министерство предпринимательства, торговли и занятости(Department of Enterprise, Trade and Employment;сокращенно -Enterprise Ireland),Агентство по высшему образованию(The Higher Education Agency)и др.
Идет поиск новых организационных структур содействия бизнесу. Так, по распоряжению премьер-министра была создана Специальная рабочая группа по инновациям (Innovation Taskforce).Ее основные задачи - оценка вариантов увеличения уровней инновационного развития и коммерциализации инноваций; расширение базы национальных интеллектуальных продуктов; разработка рекомендаций по углублению кооперации между частными предприятиями и правительственными учреждениями и агентствами; разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Многие государства Европы пытаются построить трехуровневую систему содействия инновационному развитию. Примечателен опыт Великобритании. В настоящее время органом, ответственным за экономическое развитие, является Министерство бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки (Department for Business, Innovation and Skills; BIS).
На региональном уровне задачи содействия экономическому развитию на основании Закона о региональных агентствах по развитию 1998 (Regional Development Agencies Act1998 <1>) решают девять региональных агентств по развитию.
--------------------------------
<1> Regional Development Agencies Act 1998 (1998 CHAPTER 45) // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/45.
Целями таких региональных агентств являются:
1) содействие экономическому развитию и возрождению территории;
2) содействие повышению эффективности ведения бизнеса, осуществлению инвестиций, конкурентоспособности территории;
3) повышение занятости;
4) содействие приобретению и применению навыков, необходимых для трудоустройства;
5) внесение вклада в достижение стабильного развития Соединенного Королевства в той мере, в которой это возможно на данной территории.
Региональные агентства с согласия государственного секретаря могут оказывать финансовую помощь, предоставлять земельные участки по цене ниже "разумной" (рыночной), получать (формировать, приобретать) доли в уставном капитале. Помимо региональных агентств, существуют также самостоятельные агентства развития Северной Ирландии, Шотландии, Уэльса, подотчетные региональным представительным органам.
Трехуровневая система содействия экономическому развитию существует во многих странах мира. В частности, в Швеции она включает национальное Агентство инвестиций Швеции, региональные и городские органы. Таким же образом она построена в Испании.
В рамках этого направления особое внимание уделяется вопросам содействия малому и среднему бизнесу, поскольку для них финансовое бремя по исполнению административных процедур в пропорции к численности занятых работников примерно в пять раз выше, чем для крупных предприятий. Такие факты красноречиво свидетельствуют о необходимости принятия особых мер содействия малому и среднему бизнесу.
Можно выделить несколько подходов к решению этих проблем.
Первый подход - активное содействие малым и средним предприятиям в выполнении тех формальных процедур и требований, которые установлены действующим законодательством.
Второй подход - устранение либо упрощение соответствующих формальных процедур и требований, что делает их менее обременительными для малого и среднего бизнеса.
Третий подход - создание особых органов, призванных учитывать и защищать интересы малых и средних предприятий (в США - Администрации малого бизнеса; в Великобритании - Службы по вопросам малого бизнеса, и т.д.).
В отдельных странах были приняты общенациональные программы содействия малому и среднему бизнесу либо комплексные законодательные акты, регулирующие этот сегмент национальных экономик. Так, в США в 1996 г. был принят Закон о справедливом административном регулировании малого бизнеса <1>. В Великобритании в рамках правительственной инициативы "Сперва поддержка в малом" был осуществлен комплекс мер по стимулированию малого бизнеса (в частности, были упрощены бухгалтерские отчетные документы для предприятий с численностью работников менее 50 человек).
--------------------------------
<1> Small Business Regulatory Enforcement Fairness Act of 1996. P.L. 104 - 121, March 29, 1996 // http://archive.sba.gov/advo/laws/sbrefa.html.
В Австралии в 1996 г. была создана Служба дерегулирования малого бизнеса. В момент ее создания только на решение административных проблем (подготовка отчетных документов, согласование вопросов и т.д.) малые предприятия тратили в среднем 16 рабочих часов в неделю.
Во многих странах устанавливаются более продолжительные сроки вступления в силу тех актов, которые регулируют деятельность малых и средних предприятий. Так, в Великобритании по общему правилу они могут вступить в силу не ранее чем через 12 недель после их принятия.
* * *
В заключение отметим необходимость изучения опыта зарубежных стран по преодолению административных барьеров. Конечно, не все механизмы и средства применимы к российской реальности. В частности, необходимо очень осторожно использовать инструменты дерегулирования. В условиях неразвитости институтов гражданского общества они могут принести больше вреда, чем пользы. С другой стороны, в практике зарубежных стран можно найти немало универсальных механизмов и средств, которые применяются вне зависимости от различий в экономических и политических укладах. И именно такие механизмы и средства должны стать предметом пристального внимания законодателей.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг