Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
Терещенко Л.К. Процедуры и гарантии, обеспечивающие участие физических и юридических лиц в их отношениях с органами публичной администрации
Понтье Ж.-М. Предоставление публичных услуг частными лицами
I. Классические договоры, предполагающие осуществление публичной службы
1. Концессия
2. Иные контракты делегирования публичной службы
II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
1. Административный эмфитевзис (BEA) и продажа строительного объекта до окончания строительства (VEFA,)
2. Договоры о партнерстве
А. Определение договора о партнерстве
B. Условия обжалования договора о партнерстве
III. Договоры, не предполагающие делегирование публичной службы
Путило Н.В. Участие частных организаций в предоставлении публичных услуг
ВВЕДЕНИЕ
В книге Рене Давида "Основные правовые системы современности" утверждается, что именно во Франции "административное право достигло наиболее высокой степени развития" <1>. Эту оценку разделяют ученые многих стран: США, Великобритании, Германии, Испании и др. Поэтому работы французских административистов столь широко публикуются за рубежом. Не является исключением и Россия.
--------------------------------
<1> Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967. С. 100.
Одной из первых работ, опубликованных на русском языке, стал классический труд Л. Дюги "Конституционное право. Общая теория государства" (1908 г.). Двадцать лет спустя вышло в свет русское издание книги М. Ориу "Основы публичного права" (1929 г.).
Издание фундаментальных работ по административному праву Франции было продолжено через несколько десятилетий. В 1973 г. публикуется книга Ж. Веделя "Административное право", в 1982 г. - монография Р. Драго "Административная наука", в 1988 г. - труд Г. Брэбана "Французское административное право", в 1995 г. - исследование М. Гунеля "Введение в публичное право".
В 1990-е гг. под эгидой посольства Франции в Москве издается серия обзорных работ французских ученых: "Организация административной власти во Франции" (1993 г.), "Контроль за деятельностью публичной администрации во Франции" (1994 г.), "Общие сведения об административном праве Франции" (1995 г.) и др.
Публикуется большое число статей французских административистов. Многие из них оказали влияние на развитие советского, а впоследствии и российского законодательства. Примером могут служить статьи М. Лессажа "Судебный контроль за деятельностью администрации во Франции" <1> и Ж. Марку "Функция юридического консультирования центральных органов. Подход сравнительного права" <2>.
--------------------------------
<1> Советское государство и право. 1981. N 11.
<2> Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. N 1.
В 1988 г. выходит в свет книга "Французская Республика: Конституция и законодательные акты", в которой значительную часть составили переводы актов административного законодательства.
Появляется большое число работ российских ученых (С.В. Боботова, А.Н. Козырина, М.А. Крутоголова, А.В. Оболонского, Э.В. Талапиной, В.А. Туманова, П.И. Савицкого и др.), посвященных различным вопросам административного права Франции.
И тем не менее многие стороны французского административного права остаются еще не исследованными. К их числу относятся вопросы административных процедур и контроля, ставшие предметом совместного исследования двух крупнейших научных правовых центров России и Франции - Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и юридического факультета Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна.
Выбор темы исследования не был случайным. Административные процедуры и контроль - это ключевые вопросы права. От того, как они регламентируются, зависит многое: уровень защищенности прав и свобод личности, эффективность государственного управления, развитие экономики, устойчивость государства в целом.
Задача нормативно-правового закрепления административных процедур и контроля очень сложна. Законодатель должен сбалансировать различные интересы - общие и частные. Он должен тщательно просчитать последствия принимаемых решений. Если этого не сделать, административные процедуры и контроль из средств гармонизации отношений в сфере административного управления превратятся в невыносимо тяжелые оковы либо в непреодолимые барьеры, препятствующие реализации прав граждан и развитию общества в целом.
Не менее сложные задачи стоят перед юридической наукой. Она должна оценить не только современное состояние и перспективы правового регулирования административных процедур и форм контроля, но и выработать научно обоснованные предложения по их совершенствованию и укреплению.
Конечно, задачи юридических наук России и Франции не совпадают. Административное право России находится еще в стадии становления. Предстоит еще многое сделать, устраняя груз прошлого, исправляя допущенные ошибки, вырабатывая новые решения прежних либо вновь возникающих проблем.
В частности, нерешенной остается проблема законодательного закрепления общих принципов административных процедур, что неизбежно вызывает сложности в применении существующих регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций и оказания государственных (муниципальных) услуг.
Несовершенны механизмы контроля за деятельностью административных органов, что негативно сказывается на эффективности управления в целом.
Недостаточны формы участия граждан в принятии решений административных органов, что обусловливает настороженное восприятие либо отторжение обществом этих решений.
Необходимо законодательное закрепление института административных актов с целью унификации требований, предъявляемых к их оформлению и исполнению.
Эти вопросы занимают ключевое место в представленном совместном исследовании. Оно публикуется на русском и французском языках, что делает его доступным для более широкого круга читателей <1>. Это необходимо с учетом не только важности, но и широкой постановки тех проблем, которые обсуждаются в книге.
--------------------------------
<1> Издание книги во Франции будет осуществлено в конце 2011 г.
По сути, это - одно из первых сравнительно-правовых исследований административных процедур и контроля, в котором законодательство России и Франции раскрывается в свете международно-правовых стандартов и правового развития других европейских стран. Впрочем, значение этой книги определяется не только ее информационно-познавательной ценностью, но и возможностью практического применения тех выводов, которые содержатся в ней.
Так, для России особый интерес представляет опыт Франции по закреплению общих принципов и совершенствованию административных процедур; применению административных подразумеваемых решений, исключающих бюрократические проволочки; участию судов в контроле за деятельностью административных органов, в том числе посредством создания системы административной юстиции, образцами для которой могут служить административные суды Франции, Германии, ряда других европейских стран.
Несомненно, и наши зарубежные коллеги могут почерпнуть много полезного из опыта России, представленного в статьях ученых Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. В частности, речь идет о нормативном закреплении процедур оказания отдельных государственных (муниципальных) услуг, ответственности чиновников за выполнение возложенных на них функций и т.д.
Заключая краткое введение, я хотела бы выразить глубокую благодарность ректорату Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Российскому союзу промышленников и предпринимателей за организационную и финансовую поддержку в реализации этого проекта, а также за укрепление традиций научно-правового диалога наших двух стран.
Т.Я. Хабриева
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг