2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
Во всех зарубежных странах применяется лицензирование в целях охраны государственных интересов, сохранения окружающей среды, защиты прав потребителей и т.д. В отдельных странах общее число требуемых лицензий, разрешений, согласований составляет от нескольких сот до нескольких тысяч, что негативно влияет на динамику экономического и социального развития.
В поиске решения этой проблемы во многих государствах были созданы постоянно действующие механизмы мониторинга административных барьеров и ограничений.
Так, в Нидерландах была введена методика мониторинга MISTRAL (Meetinstrument Administratieve Lastendruk). С ее помощью было установлено, что за период с 1993 по 1998 г. административные расходы нидерландских предприятий возросли с 5,9 млрд. до 7,6 млрд. евро. Основываясь на этих данных, Правительство Нидерландов приняло ряд мер по сокращению бремени таких расходов. К 2002 г. они сократились на 25%.
В частности, использовались следующие меры. Были ограничены возможности административных органов требовать предоставления той информации, которая имелась в их распоряжении. Кроме того, унификация многих форм позволила направлять одни и те же документы в разные административные органы. Широко внедрялись информационные технологии, которые облегчали поиск информации и документооборот. Правительство отменило либо упростило наиболее обременительные процедуры. В частности, были пересмотрены нормативные акты, которые устанавливали процедуры сбора информации. Правительство резонно рассудило, что более важен результат, чем процедуры его достижения.
В Бельгии Закон, принятый в 1998 г. <1>, уполномочил Агентство по упрощению административных процедур разработать систему оценки и сокращения бремени административных процедур. В действие была введена особая "оценочная шкала" (tableau de bord),которая позволяет определять тяжесть административного бремени.
--------------------------------
<1> Loi-programme pour la promotion de l'entreprise inddpendante du 10 fevrier 1998 // http:// www.ejustice.just.fgov.be/ cgi_loi/ change_ lg.pl?language= fr&la= F&cn= 1998021033&table_ name= loi.
В Норвегии в 1997 г. был принят закон, который предписал создание Реестра обязательств предприятий по предоставлению отчетности.
В США принят Закон о сокращении бумажного документооборота <1>, который уполномочил Административно-бюджетное управление (Office of Budget and Management)проводить мониторинг действия административных процедур.
--------------------------------
<1> Paperwork Reduction Act. 44 U.S.C. 3501 // http:// www.archives.gov /federal-register/ laws/ paperwork- reduction.
Решения о ликвидации, упрощении либо объединении процедур лицензирования и согласований, как правило, принимаются в рамках единых правительственных программ. В основном они базируются на следующих принципах:
- лицензии и согласования должны применяться только в тех случаях, когда существует очевидный риск для интересов общества;
- не допускаются последующие обращения за лицензиями, разрешениями, согласованиями, если нет сомнений в компетентности (квалификации) заявителей;
- требования к компетентности (квалификации) заявителей должны определяться с учетом преимущественно одного фактора - ведения бизнеса без угрозы для интересов общества;
- требования к объему информации и соблюдению процедур должны ограничиваться вышеуказанными целями.
Так, в Нидерландах применение этих принципов позволило в 1998 г. сократить более 500 процедур получения лицензий, разрешений и согласований, предусмотренных правилами Общей аудиторской службы.
В Бельгии в 2000 г. Агентство по упрощению управления (Agence pour la Simplification Administrative)провело исследование всех существующих процедур, связанных с созданием коммерческих структур. На его основе было организовано внедрение единой процедуры регистрации юридических лиц в отдельных отраслях экономики.
В Польше с 1999 г. были сокращены с 30 до восьми те виды экономической деятельности, для занятия которыми требуются лицензии.
С 2000 г. во Франции было осуществлено несколько инициатив по сокращению процедур лицензирования, разрешений и согласований, что позволило сократить их общее число более чем на четверть.
В Мексике в январе 2002 г. была учреждена Система быстрого открытия бизнеса (Sistema de Apertura Rapida de Empresas).Она позволила сократить количество процедур, требуемых в федеральных ведомствах для регистрации коммерческих предприятий. В настоящее время существуют только две регистрации - как налогоплательщика и как юридического лица. Юридическое лицо регистрируется в течение нескольких дней (индивидуальные предприниматели - в течение одного дня). Но при этом в течение трех месяцев после регистрации вновь образованное юридическое лицо должно исполнить все иные, хотя и существенно упрощенные, формальные требования, предусмотренные федеральным законодательством.
Одним из наиболее действенных средств сокращения процедур лицензирования и согласований стало введение принципа "одного окна". Эта мера используется для регистрации новых предприятий и решения текущих проблем их деятельности, для оказания публичных услуг населению, рассмотрения жалоб и заявлений граждан.
Внедрение принципа "одного окна" дает много преимуществ. Оно облегчает открытие бизнеса и ведение дел, сокращает затраты денег и времени на поиск информации и согласование вопросов, обеспечивает более высокий уровень отчетности предприятий и их взаимодействия с регулирующими и контролирующими органами.
В практике зарубежных стран применяется несколько моделей. Они могут быть общими и специализированными: для малых и средних предприятий, для отдельных отраслей промышленности, для решения вопросов обслуживания населения и т.д.
Так, в Ирландии в 1998 г. было создано Ведомство по делам предприятий (Enterprise Ireland),которое предоставляет услуги в основном малым предприятиям с ирландским капиталом, занятым в сфере производства и организации экспорта товаров. Ведомство функционирует по принципу "одного окна", предоставляя весь комплекс информации и услуг по организации и ведению бизнеса.
В Италии с 1999 г. действует Агентство регионального и предпринимательского развития (Sviluppo Italia).Оно объединило ранее действовавшие учреждения, созданные для поддержки и развития предпринимательской активности. Одно из основных направлений его деятельности - привлечение инвестиций и повышение эффективности их использования.
В Греции в 1997 г. было создано специализированное ведомство по привлечению иностранных инвестиций, действующее по принципу "одного окна" (ELKE).
Заслуживает внимания опыт Мексики, где соответствующие структуры созданы в рамках не государственных структур, а общественных объединений, в основном торгово-промышленных палат (например, Торгово-промышленной палаты города Мехико).
Наиболее широко принцип "одного окна" применяется для решения вопросов лицензирования. Так, в Австралии создана Служба информации о лицензировании бизнеса (BLISS),которая обеспечивает получение всех лицензий, разрешений, согласований, установленных на всех уровнях управления - национальном, региональном (отдельных штатов) и местном. По некоторым оценкам, внедрение принципа "одного окна" позволило сократить расходы на организацию бизнеса в 10 - 15 раз.
Аналогичные службы, содействующие открытию бизнеса, существуют во Франции (Центры оформления документации бизнеса), в Испании, Люксембурге, ряде других государств.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг