В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
Введение. Постановка проблемы
В последние десятилетия одной из основных задач законодательной политики стало снижение уровня административных барьеров, препятствующих реализации конституционных прав и свобод личности, политическому, экономическому и социальному развитию общества.
Проблема сокращения административных барьеров постоянно находится и в центре внимания международных организаций: разрабатываются рекомендации, проводится оценка предпринимаемых на национальном уровне мер, выявляются факторы, препятствующие их реализации.
Проблема сокращения административных барьеров решается и многими наднациональными объединениями, в том числе Европейским союзом. Так, Директива от 12 декабря 2006 г. 2006/123/EC Европейского Парламента и Совета <1> об оказании услуг на внутреннем рынке Союза призывает устранить барьеры, препятствующие свободе учреждения предпринимательских структур либо свободе оказания услуг в государствах - участниках Союза. При этом особо подчеркивается необходимость обеспечения "юридической определенности" (legal certainty)в осуществлении указанных прав и свобод (ст. 5).
--------------------------------
<1> Directive 2006/123/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 on services in the internal market // http:// eur- lex.europa.eu/ LexUriServ/ LexUriServ.do?uri= 0J:L:2006:376:0036:0068:en:PDF.
Тем не менее задача снижения уровня административных барьеров далека от решения. Одна из причин - крайне сложно найти ту грань, которая отделяет административные процедуры от административных барьеров. Она очень подвижна. Многие административные процедуры перерождаются в административные барьеры. С другой стороны, отдельные административные барьеры со временем начинают восприниматься как необходимые административные процедуры, которые упорядочивают отношения в обществе и обеспечивают его безопасность.
Нередко инициативы по сокращению административных барьеров вызывают сопротивление бюрократических структур. Без поддержки общества его не преодолеть. Но многие предложения не воспринимаются в силу сложности юридического языка, а также отчужденности власти от общества.
Каждое государство ищет свой путь в преодолении административных барьеров. И тем не менее существуют общие закономерности, которые позволяют выделить следующие основные тенденции.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг