1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
21. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии является факультативным для администрации; административный орган не связан обязанностью принятия решения об отзыве также в случаях обращения к нему третьего лица с соответствующей просьбой <1>. В этом смысле орган власти должен будет подтвердить, что он может законно инициировать процедуру отзыва подразумеваемого решения о согласии.
--------------------------------
<1> См. решение Государственного совета от 7 июля 2008 г. по делу г. Окье: "Из положений Закона от 12 апреля 2000 г. следует, что незаконное согласие по умолчанию, полученное г. Окье, было обоснованно отозвано мэром г. Венаска в сроки, предусмотренные положениями указанного Закона, этот отзыв являлся факультативным, а не обязательным в том смысле, что для мэра он не является обязанностью при рассмотрении запроса".
22. Случаи отзыва установлены ст. 23 Закона от 12 апреля 2000 г. <1>: "Подразумеваемое решение о согласии может быть отозвано органом власти по причине его незаконности:
--------------------------------
<1> Ранее из решений Государственного совета следовала невозможность отзыва подразумеваемого решения о согласии (кроме случаев, когда возможность отзыва оговаривалась специально) (см. решение Государственного совета от 14 ноября 1969 г.).
1) в течение срока обжалования, с принятием мер по уведомлению третьих лиц;
2) в течение двух месяцев со времени вступления в силу решения, если не были приняты меры по уведомлению третьих лиц <1>;
--------------------------------
<1> Для применения этого правила см. решение Государственного совета от 29 ноября 2002 г. N 244873: кроме случаев, когда имеет место ходатайство третьего лица, сертификат на завершение работ по разделению земельного участка, полученный по умолчанию без предупреждения заинтересованных третьих лиц, может быть отозван с двумя условиями: 1) этот отзыв осуществляется в пределах двухмесячного срока со дня получения сертификата по умолчанию; 2) незаконность сертификата мотивирована в первую очередь причиной невозможности полного или частичного осуществления работ по разделу участка.
3) во время срока рассмотрения жалобы в органе в случае предъявления иска".
Государственный совет уточнил, каким образом соотносятся п. 2 и 3: ввиду того, что иск был предъявлен, отзыв обжалуемого решения возможен в течение всего срока рассмотрения его в органе по истечении двухмесячного срока, упомянутого в п. 2 ст. 23, и даже тогда, когда не были приняты меры по уведомлению третьих лиц <1>.
--------------------------------
<1> См. заключение Государственного совета от 12 октября 2006 г. N 292263; Questions d'actualite du droit administratif. Paris, 2006. P. 2394.
Существуют также специальные положения в законодательстве, не соответствующие ст. 23 Закона от 12 апреля 2000 г. Согласно ст. L.424-5 Кодекса о градостроительстве, действующего с 1 октября 2007 г., молчаливое разрешение на строительство может быть отозвано в течение трех месяцев с момента его вступления в силу, только если оно незаконно; по истечении этого срока разрешение может быть отозвано исключительно по явно выраженной просьбе его получателя.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг