logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Административное / Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта _ Хабриева_11

1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий

для принятия подразумеваемого решения

18. До 1979 г. юридическая практика рассматривала подразумеваемое решение об отказе как незаконное в случае, если текст закона предусматривал необходимость принятия мотивированного решения компетентным органом. Это несоответствие между подразумеваемым решением об отказе и обязательной мотивацией было преодолено в два этапа.

Для неблагоприятных индивидуальных решений, в частности о полицейских мерах, наложении взыскания, прекращении или отмене решения о предоставлении права, ст. 5 Закона от 11 июля 1979 г. N 79-587 (далее - Закон от 11 июля 1979 г., Закон 1979 г.), касающегося обоснованности административных актов, предусматривала законное освобождение от необходимости обоснования: "Подразумеваемое решение, принятое в случае, когда требовалось принять явно выраженное мотивированное решение, не считается незаконным только лишь оттого, что оно не обоснованно".

Для индивидуальных решений, в которых обязательная мотивация была предусмотрена специальной нормой (а не Законом 1979 г.), практика выработала механизм исключения подразумеваемого решения: при отсутствии мотивации они признавались незаконными. Государственный совет возвратился к этой позиции в 2001 г., постановив, что освобождение от обоснования применимо к любому подразумеваемому решению, мотивировка которого в явно выраженной форме предусмотрена законом; в данном случае, хотя ст. 27 Гражданского кодекса требовала, чтобы было обосновано отклонение ходатайства о восстановлении во французском гражданстве, подразумеваемое решение об отказе могло быть принято в виде отсутствия ответа администрации по данному ходатайству <1>.

--------------------------------

<1> См. решение Государственного совета от 14 декабря 2001 г.