1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
для принятия подразумеваемого решения
18. До 1979 г. юридическая практика рассматривала подразумеваемое решение об отказе как незаконное в случае, если текст закона предусматривал необходимость принятия мотивированного решения компетентным органом. Это несоответствие между подразумеваемым решением об отказе и обязательной мотивацией было преодолено в два этапа.
Для неблагоприятных индивидуальных решений, в частности о полицейских мерах, наложении взыскания, прекращении или отмене решения о предоставлении права, ст. 5 Закона от 11 июля 1979 г. N 79-587 (далее - Закон от 11 июля 1979 г., Закон 1979 г.), касающегося обоснованности административных актов, предусматривала законное освобождение от необходимости обоснования: "Подразумеваемое решение, принятое в случае, когда требовалось принять явно выраженное мотивированное решение, не считается незаконным только лишь оттого, что оно не обоснованно".
Для индивидуальных решений, в которых обязательная мотивация была предусмотрена специальной нормой (а не Законом 1979 г.), практика выработала механизм исключения подразумеваемого решения: при отсутствии мотивации они признавались незаконными. Государственный совет возвратился к этой позиции в 2001 г., постановив, что освобождение от обоснования применимо к любому подразумеваемому решению, мотивировка которого в явно выраженной форме предусмотрена законом; в данном случае, хотя ст. 27 Гражданского кодекса требовала, чтобы было обосновано отклонение ходатайства о восстановлении во французском гражданстве, подразумеваемое решение об отказе могло быть принято в виде отсутствия ответа администрации по данному ходатайству <1>.
--------------------------------
<1> См. решение Государственного совета от 14 декабря 2001 г.
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг