I. Принцип состязательности
Принцип состязательности обязывает администрацию учитывать мнение граждан при принятии решения, способного нанести им ущерб. Таким образом, его суть - "выслушать мнение другой стороны".
Применение этого принципа позволяет, следовательно, осуществлять превентивную защиту интересов граждан, обеспечивая им полную осведомленность об их положении и о последствиях вступления в силу актов администрации.
При утверждении обсуждаемого решения принцип состязательности может совпадать с правами защиты. Его гарантии рассматриваются как общий принцип права (решение Государственного совета от 26 октября 1945 г. по делу Aramu) и как принцип конституционного значения (решение Конституционного совета от 28 декабря 1990 г. по делу о Законе о финансах 1990 г.).
В других областях, где применяется этот принцип, он может быть гарантирован особыми нормативными актами (ст. 65 Закона от 22 апреля 1905 г., который предусматривает передачу спора должностному лицу; принят после скандала с "делом о карточках", применявшихся с целью ухудшить положение католических военнослужащих) или ст. 24 принятого уже в наши дни Закона от 12 апреля 2000 г. N 2000-31 (далее - Закон от 12 апреля 2000 г.), который дает возможность пересматривать ранее вынесенные решения.
Список отдельных неблагоприятных решений, подпадающих под действие указанного Закона, закреплен Законом от 11 июля 1979 г. об обосновании решений (он включает санкции, меры полицейского характера, меры, содержащие отступление от установленных норм, и т.д.; см. ниже).
Такие решения могут на законных основаниях оказывать определенное влияние на ситуацию только после того, как заинтересованное лицо: 1) в письменном виде представит свои замечания, в том числе по факту, что его дело было передано ему с некоторой задержкой; 2) представит замечания в устном виде и, если необходимо, при участии адвоката.
Исключениями из этого правила являются: 1) дела, возбужденные по исковому заявлению гражданина, поскольку он уже имел возможность представить свою точку зрения в своем заявлении; 2) дела со срочным порядком рассмотрения либо в исключительной ситуации; решения, принятые в порядке особой процедуры, основанной на других нормативных актах, как, например, дело о мерах, касающихся отношений администрации со своими уполномоченными, так как в данном случае применяется вышеупомянутый особый порядок Закона 1905 г.; ситуации, когда принятие решения угрожает общественному порядку. В последнем случае судебная практика четко установила, что это не влечет устранения всех мер полицейского характера в состязательном процессе.
Статья 24 Закона от 12 июня 2000 г.
Исключениями стали случаи принятия по ходатайствам решений, которые должны были мотивироваться согласно требованиям ст. ст. 1 и 2 Закона от 11 июля 1979 г. N 79-587 об обосновании административных решений и улучшении отношений между администрацией и населением; которые вступают в силу только после того, как заинтересованное лицо имело возможность представить письменные и при необходимости, по его настоянию, устные замечания. Это лицо может воспользоваться услугами адвоката или передать полномочия доверенному лицу по собственному выбору. Административные власти не удовлетворяли ходатайства о неправомерных слушаниях, в частности, из-за их количества, а также из-за повторяющегося и систематичного характера. Положения предыдущего абзаца неприменимы:
- Институт законодательства и сравнительного правоведения
- Раздел I. Сравнительное правоведение в исследовании институтов административного права
- Раздел II. Административные решения и акты в России и во Франции
- Раздел III. Принципы административного процесса в России и во Франции
- Раздел IV. Административные органы и частные лица: механизмы и проблемы обеспечения взаимодействия
- Раздел I. Сравнительное правоведение
- Ж. Марку административные акты и процедуры россии и других государств европы
- I. Односторонние административные акты
- II. Регламентарные акты: компетенция и процедура
- III. Процедуры, относящиеся к нерегламентарным актам
- Т.Я. Хабриева административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения
- 1. О проблеме соотношения административных процедур
- 2. Теоретические подходы к разграничению
- В.И. Лафитский механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование)
- 1. Дерегулирование
- 2. Сокращение процедур лицензирования и согласований
- 3. Совершенствование качества административных актов
- 4. Создание специализированных органов содействия
- Раздел II. Административные решения и акты в россии
- И во франции
- А.Ф. Ноздрачев
- Административные акты: понятие, признаки, динамика
- Ж. Марку
- Марку ж. Регламентарная власть и субъекты частного права
- Во французской системе права: предоставление,
- Осуществление и контроль регламентарной власти
- I. Нормотворческая компетенция исполнительных органов
- II. Осуществление регламентарной власти
- П. Кассиа подразумеваемые решения в административном праве франции
- I. Возникновение подразумеваемых решений
- 1. Правило двухмесячного срока
- 2. Исключения из правила
- 1. Момент возникновения подразумеваемого решения о согласии
- 2. Продолжительность срока возникновения
- II. Режим подразумеваемых решений
- 1. Требование обоснованности, отсутствие препятствий
- 2. Существование "корректирующего механизма"
- 1. Отзыв незаконных подразумеваемых решений о согласии
- 2. Отзыв незаконных подразумеваемых решений об отказе
- Раздел III. Принципы административного процесса
- В россии и во франции
- Д. Капитан
- Общие принципы административного процесса во франции
- 1. Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами, органами и учреждениями Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок.
- 2. Это право включает, в частности:
- I. Принцип состязательности
- 1) В случае срочных дел или в исключительных обстоятельствах;
- 2) Когда вступление решений в силу способно поставить под угрозу общественный порядок или международные отношения;
- 3) В решениях, для которых нормы закона установили особую форму состязательного процесса.
- II. Принцип прозрачности
- III. Принцип юридической безопасности
- Ю.А. Тихомиров административные процедуры: доктрина и практика
- Раздел IV. Административные органы и частные лица:
- Предоставление публичных услуг частными лицами
- I. Классические договоры,
- 1. Концессия
- 2. Иные контракты делегирования публичной службы
- II. Новые виды договоров делегирования публичных служб
- 1. Административный эмфитевзис (bea) и продажа
- 2. Договоры о партнерстве
- III. Договоры, не предполагающие
- Н.В. Путило
- В предоставлении публичных услуг