logo
Пропеда - ответы

13. Что такое главные и дополнительные жалобы? Методика расспроса.

Значимость той или иной жалобы часто бывает трудно оценить сразу. К главным (основным) жалобам принято относить те, ко-торые имеют для больного наибольшее значение (т.е. наиболее субъективно значимы). Зачастую неприятные ощущения, даже вы-раженные весьма резко и эмоционально окрашенные, не имеют прямого отношения к основному заболеванию. Однако в типич-ных случаях главные жалобы с детальным их уточнением имеют решающее диагностическое значение.

После рассказа больного о своих жалобах необходимо начать активный расспрос о тех жалобах, которые пациент мог не назвать (случайно или преднамеренно). Например, повышенное АД мо-жет не беспокоить больного, адаптировавшегося к артериальной гипертензии. Тем не менее больной в большинстве случаев име-ет представление о наиболее типичных для него повышенных зна-чениях АД. Не следует забывать задавать вопросы о наличии об-ших проявлений болезни: слабости, лихорадки, озноба, головных болей, раздражительности, расстройствах аппетита, жажды, поте-ри массы тела и пр.

В момент обследования больные могут и не предъявлять каких-либо жалоб, чувствуя себя здоровыми. К врачу их приводят, на-пример, обнаруженное окружающими изменение цвета кожи, на-пример желтуха, выявленные при диспансерном или «случайном» обследовании изменения на рентгенограмме лёгких, появление белка или глюкозы в моче.

Врач должен проанализироватъ, осмыслить жапобы и составить конкретные предположения о характере заболевания. Дальнейшее изучение анамнеза и объективное обследование дают важную до-полнительную информацию, позволяющую подтвердить эти пред-положения или сделать новые заключения.