Алгоритм действий при странгуляционной асфиксии (удушении) на догоспитальном этапе
Удушение - повреждение, основу которого составляют острейшие обструктивные нарушения дыхания на уровне верхних дыхательных путей в сочетании с прямым механическим сдавливанием кровеносных сосудов и нервных образований шеи с возможными переломами подъязычной кости и щитовидного хряща гортани, и даже шейного отдела позвоночника.
Необходимо, как можно быстрее прекратить удушение, освободив шею пострадавшего от сдавливающей петли (отсечь, распустить) и не допустить, чтобы пострадавший упал на землю или пол.
При отсутствии дыхания и кровообращения - сердечно-легочная реанимация.
Интубация трахеи является необходимым решением по поддержанию проходимости дыхательных путей, учитывая опасность регургитации и развития аспирационного пневмонита.
Купирование клонико-тонических судорог седативной терапией, вплоть до применения недеполяризующих мышечных релаксантов на фоне ИВЛ.
Лечение отека-набухания головного мозга.
Пациенты в обязательном порядке госпитализируются в стационар, где имеется возможность использования ИВЛ, противоотечного лечения, профилактики и лечения быстро прогрессирующей пневмонии и аспирационного синдрома.
Странгуляционная асфиксия, которая длится более 7-9 минут - смертельна.
Интенсивная терапия кардиогенного шока.
Кардиогенный шок – критическое нарушение кровообращения с артериальной гипотонией и развитием синдрома гипоперфузии органов и тканей.
1. Клинические проявления:
1.1. снижение артериального давления ниже 90 мм рт.ст.
1.2. снижение пульсового давления до 20 мм рт. ст.
1.3. нарушение сознания
1.4. гипотермия
1.5. снижение диуреза менее 30 мл/час
1.6. признаки расстройства микроциркуляции
1.7. снижение скорости кровотока (определяют по времени исчезновения белого пятна после надавливания на ногтевое ложе или ладонь: в норме – 2 сек.)
1.8. возможна молниеносная форма, дебютирующая с отека легких
2. Лечебная тактика при угрожающем состоянии:
2.1. Оценить проходимость дыхательных путей, степень дыхательной недостаточности.
2.2. Немедленно начать оксигенотерапию.
2.3. Обеспечить венозный доступ (предпочтительна катетеризация центральной вены и измерение ЦВД).
2.3.1. ЦВД ниже 50 мм вод. ст. в сочетании с артериальной гипотонией
свидетельствует о развитии гиповолемии.
2.3.2. ЦВД более 150 - 200 мм вод. ст. отмечается при нарушении насосной
функции сердца, полной атриовентрикулярной блокаде, хронических
заболеваниях легких, ТЭЛА, разрывах межжелудочковой
перегородки.
2.4. Уложить больного горизонтально с приподнятыми под углом 15 – 20
градусов нижними конечностями.
2.5. Внутривенно ввести 10000 ЕД. гепарина с последующей капельной инфузией препарата со скоростью 1000 ЕД./час.
2.6. Купирование болевого синдрома.
2.7. Подключить кардиомонитор, пульсоксиметр, аппарат для автоматического неинвазивного измерения артериального давления. Снять ЭКГ в 12-ти отведениях.
2.8. Провести рентгенографию грудной клетки.
3. Лечебная тактика на последующих этапах.
3.1. Измерение ОЦК.
3.1.1. Оценить необходимость проведения инфузионной терапии. При ЦВД 50 – 200 мм вод. ст. и отсутствии застойных явлений в легких провести пробу на толерантность к инфузионной терапии.
3.1.2. Методика проведения пробы: внутривенно в течение 10 мин. вводят 200 мл жидкости под контролем ЦВД, АД и диуреза. Если ЦВД изменилось не более чем на 20-30 мм вод. ст. и нет влажных хрипов в легких, а артериальная гипотония сохраняется, вводят еще 200 мл жидкости.
3.1.3. Если артериальная гипотония сохраняется, ЦВД не более 150 мм вод. ст. нет влажных хрипов в легких, продолжают инфузионную терапию со скоростью до 500 мл в час, контролируя вышеуказанные показатели каждые 15 мин.
3.1.4. При исходном ЦВД 200 мм вод. ст. и более инфузионная терапия противопоказана.
3.1.5. Для инфузионной терапии используют раствор реополиглюкина и 10% раствор глюкозы с инсулином, магнием и калием. Последний раствор вводят внутривенно капельно со скоростью не более 40 капель в минуту.
3.1.6. Реополиглюкин в дозе свыше 20 мл/кг/сут. вызывает явления гипокоагуляции.
3.2. Нарушение насосной функции сердца.
3.2.1. При систолическом давлении 70 мм рт. ст. и ниже можно применить норадреналин внутривенно (0,5 – 30 мкг/кг/мин.) + допамин внутривенно (5 - 20 мкг/кг/мин.). При повышении артериального давления введение норадреналина прекращают. Инфузию допамина продолжают, постепенно уменьшая дозу.
3.2.2. При систолическом давлении 70 - 100 мм рт. ст. вливать допамин внутривенно (2,5 – 20 мкг/кг/мин.). Если возникает необходимость в увеличении дозы допамина, необходимо добавить норадреналин. Норадреналин вводится только на растворах глюкозы. Он очень быстро теряет свою активность, в связи, с чем для его стабилизации добавляют в инфузионный раствор 0,5 г/л аскорбиновой кислоты.
3.2.3. Систолическое артериальное давление 100 мм рт.ст., диастолическое в пределах нормы. Лечение начинают с постоянной инфузии добутамина внутривенно (2–20 мкг/кг/мин.) в сочетании с допамином (0,5–2 мкг/кг/мин.).
3.2.4. Диастолическое артериальное давление выше 110 мм рт.ст. Лечение начинают с постоянной инфузии нитроглицерина внутривенно 10 мкг/мин., постепенно увеличивая скорость инфузии до достижения эффекта. Можно также применить натрия нитропруссид внутривенно (0,1–5 мкг/кг/мин.).
3.3. Аритмогенный коллапс может протекать в двух основных вариантах: брадикардия и тахикардия:
3.3.1. Брадикардия диагностируется при ЧСС менее 60 в мин.
Оценить проходимость дыхательных путей и принять меры к
ее улучшению.
Оксигенотерапия.
Обеспечить венозный доступ.
Подключить кардиомонитор, пульсоксиметр, снять ЭКГ в
12-ти отведениях и сделать рентгенограмму грудной клетки.
При АВ-блокаде 2-й или 3-й степени приступить к
электрокардиостимуляции (ЭКС).
При отсутствие АВ-блокады 2-й или 3-й степени
последовательно применить: атропин 1 мг внутривенно струйно до достижения эффекта через 3 – 5 мин. (максимальная доза 0,04 мг/кг), чрескожную электрокардиостимуляцию, допамин (5–20 мкг/кг/мин.), адреналин (2–10 мкг/кг/мин.), изопротеренол, изадрин или алупент. Лидокаин при желудочковых экстрасистолах в сочетании с АВ-блокадой лучше не применять.
3.3.2. При тахикардии свыше 150 в мин. сочетающейся с артериальной гипотонией, подготовиться к проведению электроимпульсной терапии (ЭИТ).
Если позволяет состояние больного, провести премедикацию и обезболивание.
Синхронизированная ЭИТ.
При частоте сокращений желудочков менее 150 в мин. применить медикаментозную коррекцию аритмии.
4. Отек легких– типичное осложение кардиогенного шока. Наиболее
частая причина – острая левожелудочковая недостаточность.
4.1. Лечебная тактика при угрожающем состояние.
4.1.1. Больного усаживают в постели с опущенными ногами (если отек легких не сопровождается артериальной гипотонией).
4.1.2. Оксигенотерапия проводится путем ингаляции 100% кислорода через носовые канюли.
4.1.3. Пеногашение путем ингаляции 30% раствора этилового спирта или 2 –3 мл 10 % раствора антифомсилана. Применяют и внутривенное введение 5 мл 96% этилового спирта с 15 мл 5% раствора глюкозы. Эндотрахеальное введение этилового спирта допустимо лишь при неэффективности других методов терапии.
4.2. Лечебная тактика на последующих этапах.
Каждый этап начинает проводиться в случае неэффективности предыдущего.
4.2.1. Фуросемид внутривенно 0,5 – 1 мг/кг, морфин внутривенно 1-3 мг/кг, оксигенотерапия.
4.2.2. Нитроглицерин внутривенно при систолическом артериальном давлении выше 100 мм рт. ст., натрия нитропруссид внутривенно при систолическом артериальном давлении выше 100 мм рт. ст., добутамин (условия те же), допамин внутривенно при систолическом артериальном давлении ниже 100 мм рт. ст. Применение режимов ПДКВ и НПД (при отсутствии признаков гиповолемии).
Амринон внутривенно 0,75 мг/кг, затем 5 – 15 мкг/(кг·мин.), эуфиллин 5 мг/кг (при бронхоспазме), тромболитические препараты (если нет шока), дигоксин (при мерцании предсердий), внутриаортальная контрпульсация, и, если можно – хирургическое лечение.
Действие на адренорецепторы.
α1 Вазоконстрикция, мидриаз, саливация, повышение тонуса сфинктеров, повышение моторики кишечника и мочевых путей, сокращение матки, снижение перфузии внутренних органов и кожи.
α2 Снижение тонуса и моторики кишечника.
β1 Положительный инотропный и хронотропный эффект, сокращение времени проведения импульса в миокарде, торможение моторики кишечника и его тонуса
β2 Вазодилятация, бронходилятация, положительное хронотропное действие снижение тонуса и моторики кишечника, мобилизация жира и гликогенолиз.
DA1 (DA-дофаминэргические) Дилятация коронаров, почечных, мезентериальных, церебральных сосудов.
DA2 Вазодилятация и подавление выброса норадреналина.
Адренергическая активность катехоламинов. Действие на рецепторы.
Препарат | α | β1 | β2 | DA1 | DA2 |
Норадреналин | ++++ | ++++ | 0 | 0 | 0 |
Адреналин | ++++ | ++++ | ++ | 0 | 0 |
Изопротеренол | ++++ | ++++ | ++ | ++++ | ++++ |
Допамин | + | ++++ | ++ | 0 | 0 |
Добутамин | 0 | ++++ | ++++ | 0 | 0 |
Допамин (дофамин)
- Государственное образовательное учреждение
- 060101 Лечебное дело
- Состав учебно-методического комплекса
- Министерство образования Российской Федерации
- 2. Требования к уровню подготовки абитуриента
- 3.Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности
- 040100 - Лечебное дело
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания
- Основной образовательной программы
- Подготовки врача
- По специальности 040100 - Лечебное дело
- 5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 040100 - Лечебное дело
- 6. Требования к разработке и условиям реализации
- 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
- 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
- 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
- 6.5. Требования к организации практик
- 7. Требования к уровню подготовки выпускника
- 7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
- 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.
- Об учебно-методическом комплексе
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов Ярославской государственной медицинской академии
- Положение о рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов разработанное на кафедре
- Министерство здравоохранения
- Программа
- Учебный план по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
- Программа по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
- Общие вопросы анестезиологии
- Изменения функций жизненно важных органов и систем во время анестезии и операции
- Частная анестезиология (выбор метода обезболивания при различных оперативных вмешательствах)
- Общие вопросы реаниматологии и интенсивной терапии
- Клиническая реаниматология
- Примерная тематика лекций и практических занятий.
- III курс
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- I курс Лекция - 2 часа
- Практические занятия - 6 часов
- III курс
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- I курс Лекция - 2 часа
- Практические занятия - 6 часов
- V курс Лекции - 6 часов
- Практические занятия - 15 часов
- V курс Лекции - 6 часов
- Практические занятия - 36 часов
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- Рекомендуемая литература
- Государственное образовательное учреждение высшего
- 2. Учебный план
- 3. Рабочий план
- 4. Модульная карта дисциплины.
- Тематический план практических занятий.
- Ярославская государственная медицинская академия
- Методическая разработка практического занятия
- Литература:
- Методическая разработка практического занятия
- Причины острой дыхательной недостаточности:
- Клиника одн
- Характеристика стадий одн
- Неотложная помощь при одн
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3. Сколько миллилитров газа смешивается с альвеолярным воздухом у взрослого человека, имеющего дыхательный объем 500мл.
- Темы для семинара
- Литература
- Методическая разработка практического занятия Тема «Современные методы анестезии»
- Краткое содержание занятия
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- Вопросы к семинару
- Рекомендуемая литература
- Методическая разработка практического занятия
- Краткое содержание занятия
- Контрольные вопросы:
- Тестирование:
- Вопросы для семинара:
- Краткое содержание занятий
- В конце занятия проводится семинар по следующим темам
- Тестовые задания
- Ситуационная задача
- Анализы
- Литература:
- Ярославская государственная медицинская академиия
- Методическая разработка практического занятия
- Ярославль 2008
- Краткое содержание занятий
- В конце занятия проводится семинар по следующим темам
- Тестовые задания
- Литература:
- Оглавление
- 1. Восстановление и поддержание дыхания.
- 2. Восстановление и поддержание кровообращения
- 3. Электроимпульсная и медикаментозная терапия.
- 1.2. При асистолии:
- 4. Медикаментозная коррекция кислотно–основного и электролитногосдвигов.
- 5. Мониторинг сердечной деятельности и эффективности массажа
- Юридические аспекты
- 1. Инородное тело глотки и/или гортани – чаще всего кусок пищи - закрывает просвет верхних дыхательных путей и вызывает асфиксию.
- 2. Инородное тело трахеи.
- Алгоритм действий при странгуляционной асфиксии (удушении) на догоспитальном этапе
- Характеристика
- 2. Госпитальный этап
- 2.3. Интенсивная терапия
- Патогенетическое лечение геморрагического инсульта (консервативное)
- Оценка повреждения легких
- Нет повреждения легких - 0
- Противопоказания к «допустимой гиперкапнии»
- 2. Воздействие на гемостаз и воспалительный процесс.
- Геморрагический шок – это совокупность реакций организма в ответ на сверхсильную кровопотерю с чрезмерным напряжением механизмов регуляции гомеостаза.
- Перфторан - газотранспортная среда
- Дифференциальный диагноз между острой почечной недостаточностью и функциональной олигурией
- Острые отравления Основные лекарственные препараты для специфического (антидотного) лечения острых отравлений
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап:
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап:
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап.
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап.
- Синдром полиорганной недостаточности.
- Медиаторы пон
- Показания к переводу больного на ивл
- Нарушение обмена воды и натрия
- Парентеральное питание
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение.
- Регуляция кислотно-щелочного гомеостаза
- Форма нарушений кислотно-щелочного состояния
- Классификация кислотно-основных нарушений по степени.
- Метаболический ацидоз
- Метаболический алкалоз
- Респираторный ацидоз
- 2. Выпотной плеврит
- 3. Пневмоторакс
- 4. Травма
- 5. Сколиоз
- Респираторный алкалоз
- Смешанные нарушения кислотно-основного состояния
- Молочнокислый ацидоз (лактат-ацидоз)
- Кетоацидоз
- Диабетический кетоацидоз
- Лечение:
- Алкогольный кетоацидоз
- Нарушение кислотно-основного равновесия в анестезиологической практике
- Рекомендуемая литература
- Лабораторные показатели
- Расчет объема ощелачивающих растворов.
- 154*- Содержание Cl- (мэкв) в 1 литре 0,9% раствора NaCl
- Коррекция метаболического алкалоза внутривенным введением хлористоводородной кислоты
- Показатели углеводного обмена
- Оглавление
- Перечень практических умений, обязательный для усвения:
- Текущий контроль успеваемости студентов. Анестезиологическое пособие
- Острая дыхательная недостаточност
- Кровотечение
- Эталон ответов на занятие 3
- Травматология
- Сердечно-легочная реанимация
- Итоговый контроль успеваемости студентов используемые сокращения:
- Общая анестезиология.
- Эталоны ответов. Общая анестезиология:
- Острая дыхательная шедостаточность:
- Геморрагический шок:
- Травматология:
- Сердечно – легочная реанимация:
- Инфузионная терапия: