Программа
ПО АНЕСТЕЗИОЛОГИИ, РЕАНИМАТОЛОГИИ
И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ
для студентов высших медицинских учебных заведений
Технический редактор О.В.Иванова
Компьютерный набор Е.Л.Велицкая
Корректор М.Г.Чацкая
Лицензия ЛР №020929 от 24.10.94.
Подписано в печать . 96. Формат бумаги 6090/16.
Бумага типографская №2. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 4.88.
Тираж 500 экз. Изд № .
Всероссийский учебно-научно-методический центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Минздрава РФ
125284, Москва, ул. Поликарпова, 10/12.
Тел.946-03-99. Факс: (095) 945-1128.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За время, прошедшее с момента создания предыдущей программы по анестезиологии и реаниматологии для студентов медицинских институтов (1985), в развитии клинической анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии произошли значительные качественные изменения, позволившие повысить эффективность лечения тяжело больных врачами всех специальностей, знакомых с основными методами реанимации и интенсивной терапии, а также с основами анестезиологии.
С тех пор, как 16 октября 1846 г. была успешно проведена первая публичная демонстрация наркоза, осуществленная дантистом Вильямом Мортоном, анестезиология и реаниматология прошла большой путь раз-вития и превратилась в самостоятельную клиническую специальность, имеющую важное значение для лечения больных различного профиля, особенно пациентов, находящихся в критических и терминальных состояниях. С успехами анестезиологии и реаниматологии связаны революционизирующие этапы развития других клинических специальностей, и в первую очередь, хирургии. Благодаря открытию и внедрению в широкую практику общего обезболивания стало возможным развитие большой хирургии, комбинированный эндотрахеальный наркоз с мышечными релаксантами сделал возможным проведение операций у самых тяжелых больных и обеспечил быстрое развитие торакальной и сердечно-сосудистой хирургии, а открытие нейролептанальгезии способствовало безопасности проведения оперативных вмешательств у пациентов высокого риска.
Многие приемы и методы, разработанные вначале для обеспечения хирургических вмешательств, теперь с успехом используются в общей реаниматологии и интенсивной терапии для лечения больных различного профиля. К таким методам относятся искусственная и вспомогательная вентиляция легких, различные методы интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности, гипербарическая оксигенация, управляемые гипотермия, гипотония и гемодилюция, длительная инфузионная терапия, экстракорпоральные методы детоксикации и др. Поэтому без знакомства с основами анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии не-возможна подготовка современного врача, так как, независимо от своей специальности:
1. Каждый врач должен иметь четкое представление о возможностях современной специализированной анестезиолого-реанимационной службы, к которой он может при необходимости обратиться.
2. Каждый врач должен владеть простейшими методами обезболивания при выполнении болезненных процедур и вмешательств, особенно у детей, для купирования острых и хронических болевых синдромов.
3. Каждый врач должен уметь провести комплекс реанимационных мероприятий при клинической смерти и терминальных состояниях.
4. Каждый врач должен уметь применять современные методы реанимации и интенсивной терапии при оказании помощи больным и пострадавшим в критических состояниях различной этиологии.
На I курсе студенты должны овладеть простейшими методами первичной реанимации, на III курсе - ознакомиться с основами анестезиологии, на V курсе - с основами интенсивной терапии; на VI курсе - изучить общие и частные вопросы современной реаниматологии и интенсивной терапии, а также вопросы неотложной анестезиологии.*
Практические занятия проводятся в отделениях реанимации и интенсивной терапии, в операционной и в условиях службы скорой помощи.
*Примечание: дополнительные часы для преподавания вопросов анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии, по-видимому, можно выделить на I-II курсах из часов, предназначенных для занятий по уходу за больными; на III курсе - из запланированных у учебном плане в общей хирургии и анестезиологии; на VI курсе - из часов хирургии, терапии, педиатрии, детской хирургии и других клинических дисциплин, а также из раздела экстремальной медицины. Кроме того, по решению Совета ВУЗа можно ввести элективный курс "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия" на всех факультетах медицинских ВУЗов с учетом их особенностей.
- Государственное образовательное учреждение
- 060101 Лечебное дело
- Состав учебно-методического комплекса
- Министерство образования Российской Федерации
- 2. Требования к уровню подготовки абитуриента
- 3.Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности
- 040100 - Лечебное дело
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания
- Основной образовательной программы
- Подготовки врача
- По специальности 040100 - Лечебное дело
- 5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 040100 - Лечебное дело
- 6. Требования к разработке и условиям реализации
- 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
- 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
- 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
- 6.5. Требования к организации практик
- 7. Требования к уровню подготовки выпускника
- 7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
- 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.
- Об учебно-методическом комплексе
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов Ярославской государственной медицинской академии
- Положение о рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов разработанное на кафедре
- Министерство здравоохранения
- Программа
- Учебный план по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
- Программа по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
- Общие вопросы анестезиологии
- Изменения функций жизненно важных органов и систем во время анестезии и операции
- Частная анестезиология (выбор метода обезболивания при различных оперативных вмешательствах)
- Общие вопросы реаниматологии и интенсивной терапии
- Клиническая реаниматология
- Примерная тематика лекций и практических занятий.
- III курс
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- I курс Лекция - 2 часа
- Практические занятия - 6 часов
- III курс
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- I курс Лекция - 2 часа
- Практические занятия - 6 часов
- V курс Лекции - 6 часов
- Практические занятия - 15 часов
- V курс Лекции - 6 часов
- Практические занятия - 36 часов
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- Рекомендуемая литература
- Государственное образовательное учреждение высшего
- 2. Учебный план
- 3. Рабочий план
- 4. Модульная карта дисциплины.
- Тематический план практических занятий.
- Ярославская государственная медицинская академия
- Методическая разработка практического занятия
- Литература:
- Методическая разработка практического занятия
- Причины острой дыхательной недостаточности:
- Клиника одн
- Характеристика стадий одн
- Неотложная помощь при одн
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3. Сколько миллилитров газа смешивается с альвеолярным воздухом у взрослого человека, имеющего дыхательный объем 500мл.
- Темы для семинара
- Литература
- Методическая разработка практического занятия Тема «Современные методы анестезии»
- Краткое содержание занятия
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- Вопросы к семинару
- Рекомендуемая литература
- Методическая разработка практического занятия
- Краткое содержание занятия
- Контрольные вопросы:
- Тестирование:
- Вопросы для семинара:
- Краткое содержание занятий
- В конце занятия проводится семинар по следующим темам
- Тестовые задания
- Ситуационная задача
- Анализы
- Литература:
- Ярославская государственная медицинская академиия
- Методическая разработка практического занятия
- Ярославль 2008
- Краткое содержание занятий
- В конце занятия проводится семинар по следующим темам
- Тестовые задания
- Литература:
- Оглавление
- 1. Восстановление и поддержание дыхания.
- 2. Восстановление и поддержание кровообращения
- 3. Электроимпульсная и медикаментозная терапия.
- 1.2. При асистолии:
- 4. Медикаментозная коррекция кислотно–основного и электролитногосдвигов.
- 5. Мониторинг сердечной деятельности и эффективности массажа
- Юридические аспекты
- 1. Инородное тело глотки и/или гортани – чаще всего кусок пищи - закрывает просвет верхних дыхательных путей и вызывает асфиксию.
- 2. Инородное тело трахеи.
- Алгоритм действий при странгуляционной асфиксии (удушении) на догоспитальном этапе
- Характеристика
- 2. Госпитальный этап
- 2.3. Интенсивная терапия
- Патогенетическое лечение геморрагического инсульта (консервативное)
- Оценка повреждения легких
- Нет повреждения легких - 0
- Противопоказания к «допустимой гиперкапнии»
- 2. Воздействие на гемостаз и воспалительный процесс.
- Геморрагический шок – это совокупность реакций организма в ответ на сверхсильную кровопотерю с чрезмерным напряжением механизмов регуляции гомеостаза.
- Перфторан - газотранспортная среда
- Дифференциальный диагноз между острой почечной недостаточностью и функциональной олигурией
- Острые отравления Основные лекарственные препараты для специфического (антидотного) лечения острых отравлений
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап:
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап:
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап.
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап.
- Синдром полиорганной недостаточности.
- Медиаторы пон
- Показания к переводу больного на ивл
- Нарушение обмена воды и натрия
- Парентеральное питание
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение.
- Регуляция кислотно-щелочного гомеостаза
- Форма нарушений кислотно-щелочного состояния
- Классификация кислотно-основных нарушений по степени.
- Метаболический ацидоз
- Метаболический алкалоз
- Респираторный ацидоз
- 2. Выпотной плеврит
- 3. Пневмоторакс
- 4. Травма
- 5. Сколиоз
- Респираторный алкалоз
- Смешанные нарушения кислотно-основного состояния
- Молочнокислый ацидоз (лактат-ацидоз)
- Кетоацидоз
- Диабетический кетоацидоз
- Лечение:
- Алкогольный кетоацидоз
- Нарушение кислотно-основного равновесия в анестезиологической практике
- Рекомендуемая литература
- Лабораторные показатели
- Расчет объема ощелачивающих растворов.
- 154*- Содержание Cl- (мэкв) в 1 литре 0,9% раствора NaCl
- Коррекция метаболического алкалоза внутривенным введением хлористоводородной кислоты
- Показатели углеводного обмена
- Оглавление
- Перечень практических умений, обязательный для усвения:
- Текущий контроль успеваемости студентов. Анестезиологическое пособие
- Острая дыхательная недостаточност
- Кровотечение
- Эталон ответов на занятие 3
- Травматология
- Сердечно-легочная реанимация
- Итоговый контроль успеваемости студентов используемые сокращения:
- Общая анестезиология.
- Эталоны ответов. Общая анестезиология:
- Острая дыхательная шедостаточность:
- Геморрагический шок:
- Травматология:
- Сердечно – легочная реанимация:
- Инфузионная терапия: