Методическая разработка практического занятия
ТЕМА: “Сердечно – легочная реанимация”
Ярославль 2008 г.
Целевая установка: ознакомить студентов с клиническими признаками клинической смерти и научить правильно осуществлять сердечно – легочную реанимацию на разных этапах. После изучения темы студенты должны знать и уметь:
а). Понятие клинической смерти.
б). Клинические признаки клинической смерти и как быстро их определить.
в). Знать причины смерти.
г). Знать и уметь осуществлять немедленный этап сердечно – легочной реанимации с одним реаниматологом, с двумя реаниматологами.
д). Особенности реанимации у детей.
е). Задачи специализированного этапа сердечно – легочной реанимации.
ж). Показания к медикаментозной стимуляции сердечной мышцы.
з). Формы остановки сердца.
и). Медикаментозные средства для стимуляции сердечной мышцы и пути их введения.
к). Показания к дефибрилляции и методика ее ведения.
л). Профилактика гипоксии.
м). Патогенетическое лечение отека мозга.
н). Открытый массаж сердца.
Учебное время:
-
Участие в утренней клинической конференции
Опрос студентов по изучаемой теме
Лекция “Сердечно – легочная реанимация”
Работа в отделении реанимации
Самостоятельная работа студентов
30 минут.
30 минут.
3 часа.
30 минут
1,2 часа.
Место проведения занятии: учебная комната, отделения анестезиологии и реанимации.
Оснащение занятий: муляж для сердечно – легочной реанимации, реанимационный набор - дыхательная аппаратура, лярингоскопы, эндотрахеальные трубки, медикаменты для сердечно – легочной реанимации, шприцы, ЭКГ, дефибриллятор, кардиостимулятор, реанимационный комплект, каталка.
Ход занятия:
№ 1 Преподаватель проводит учет присутствующих студентов, контролирует внешний вид, знакомит их с планом проведения занятия.
№ 2 Участие в утренней клинической конференции: студенты идут в конференц-зал, где участвуют в утренней клинической конференции. Слушают отчет дежурного реаниматолога, обсуждают тяжелых больных, разбор проведенных на кануне в клинике операций и анестезиологических пособий, разбор больных идущих на операцию. При этом студенты имеют возможность на равне с врачами задавать вопросы и участвовать в обсуждении больных.
№ 3 Опрос студентов. Проводится преподавателем в учебной комнате, а также в отделении реанимации:
а). Клинические признаки смерти
б). Методика искуственной вентиляции легких
в). Методика закрытого массажа сердца
г). Методика открытого массажа сердца
д). Методика интубации трахеи
е). Режим сердечно – легочной реанимации
ж). Медикаменты для стимуляции сердечной мышцы
з). Методика дефебрилляции
и). Время сердечно – легочной реанимации
к). Юридические аспекты при проведении сердечно-легочной реанимации
л). Самостоятельно осуществить на муляже немедленный этап сердечно-легочной реанимации
м). Разбор различных ситуационных задач и решение тестов.
№ 4 Лекция “Сердечно – легочная реанимация”. В лекции дается определение клинической смерти. Обращается внимание на то, что исход реанимации зависит от:
1). От того, как быстро начнутся мероприятия.
2). От причины вызвавшей клиническую смерть.
3). От правильности выполнения реанимационных мероприятий.
4). От условий сердечно – легочной реанимации.
В этой связи разбираются основные 4 признака клинической смерти, как быстро их можно определить. Затем изучают причины смерти – любой орган хорошо функционирует, только, когда он хорошо кровоснабжается. Клиническая смерть – это обратимое состояние, характеризующееся прекращением крообращения в жизненноважных органах. Причины смерти находятся в угнетении системы кровообращения на различных уровнях ее составляющих. Последовательно рассматриваются действия на немедленном этапе сердечно – легочной реанимации с одним и двумя реаниматолагами. Уточняется кто и когда осуществляет контроль эффективности реанимационных мероприятий. Особенности реанимации у детей. Правильное положение рук при закрытом массаже. Разбираются основные задачи специализированного этапа сердечно – легочной реанимации:
А. Обеспечение адекватной или более адекватной искусственной вентиляции легких.
Б. Установление формы остановки сердца.
В. Медикаментозная стимуляция сердца при асистолии и мелковолновой фибрилляции.
Г. При крупноволновых фибрилляциях – дефибрилляция.
Д. При появлении на ЭКГ комплексов приступают к лечению той причины, которая вызвала клиническую смерть.
Е. Профилактика гипоксии.
Ж. Лечение отека мозга.
З. Также рассматриваются показания к проведению открытого массажа сердца.
№5 Работа в отделении реанимации. Преподаватель вместе со студентами рассматривают все приспособления и приборы, которые необходимы для осуществления специализированного этапа сердечно – легочной реанимации. Студенты докладывают последовательность действий и осуществляют специализированный этап на муляже. Осваивают дефибрилляцию, наблюдают за работой кардиомонитора, кардиостимулятора. Затем в учебной комнате осуществляются визуальное закрепление материала путем показа тематических слайдов.
№6 Самостоятельная работа студентов. Студенты закрепляют изученный материал путем заслушивания тематических докладов, готовят рефераты по полученным темам. Компьютерное тестирование.
№7 Подведение итогов занятия. Заключение преподавателя – итогов проведенного занятия, указывает на ошибки, допущенные студентами.
Контрольные ситуационные задачи:
Больная находится на ИВЛ в течение 24 часов, сердечная деятельность сохраняется, в остальном – глубокая атоническая кома. Можете ли вы отключить аппарат для ИВЛ?
Пострадавший – преступник, только что совершивший убийство. После самоповешения у него произошла остановка сердца. Будете ли вы проводить реанимацию?
У больной 70-лет сахарный диабет, длительно текущая кома, остановка сердца. Обязаны ли вы проводить реанимацию?
У больной генерализованный опухолевый процесс. Во время операции произошла остановка сердца. Обязаны ли вы проводить реанимацию?
У больной 90 лет вследствие необратимого поражения нервно-мышечного аппарата произошла остановка дыхания. Больная в сознании, родственники просят не продолжать ИВЛ. Ваша тактика?
Тестовые задачи:
Какой вид нарушений ритма сердца наблюдается наиболее часто при контактном поражении электрическим током (напряжение 200в, сила150мА):
А) асистолия
Б) синдром МАС
В) ФЖ
Г) мерцание предсердий
Где располагают ладони при проведении закрытого массажа сердца?
А) в области средней трети грудины
Б) в области мечевидного отростка
В) слева от грудины в области 4-го межреберья
Г) на два поперечных пальца выше основания мечевидного отростка +
Д) на границе верхней и средней трети грудины
На какое время прекращается ИВЛ и массаж сердца если необходимо провести специальные методы СЛР (дефибрилляция, в/в препараты)?
А) 5-10 сек +
Б) 15-20 сек
В) 40-60 сек
Г) 60-90 сек
Д) 2-3 мин
Самая частая причина смерти при ОИМ?
А) кардиогенный шок
Б) левожелудочковая недостаточность
В) нарушение ритма +
Г) полная атрио-вентрикулярная блокада
Д) тампонада сердца
Практические навыки:
ИВЛ “рот ко рту”
Закрытый массаж сердца.
Дефибрилляция сердца.
ИВЛ ручными дыхательными аппаратами.
- Государственное образовательное учреждение
- 060101 Лечебное дело
- Состав учебно-методического комплекса
- Министерство образования Российской Федерации
- 2. Требования к уровню подготовки абитуриента
- 3.Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности
- 040100 - Лечебное дело
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания
- Основной образовательной программы
- Подготовки врача
- По специальности 040100 - Лечебное дело
- 5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 040100 - Лечебное дело
- 6. Требования к разработке и условиям реализации
- 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
- 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
- 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
- 6.5. Требования к организации практик
- 7. Требования к уровню подготовки выпускника
- 7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
- 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.
- Об учебно-методическом комплексе
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов Ярославской государственной медицинской академии
- Положение о рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов разработанное на кафедре
- Министерство здравоохранения
- Программа
- Учебный план по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
- Программа по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
- Общие вопросы анестезиологии
- Изменения функций жизненно важных органов и систем во время анестезии и операции
- Частная анестезиология (выбор метода обезболивания при различных оперативных вмешательствах)
- Общие вопросы реаниматологии и интенсивной терапии
- Клиническая реаниматология
- Примерная тематика лекций и практических занятий.
- III курс
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- I курс Лекция - 2 часа
- Практические занятия - 6 часов
- III курс
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- I курс Лекция - 2 часа
- Практические занятия - 6 часов
- V курс Лекции - 6 часов
- Практические занятия - 15 часов
- V курс Лекции - 6 часов
- Практические занятия - 36 часов
- VI курс Лекции - 10 часов
- Практические занятия - 72 часа
- Рекомендуемая литература
- Государственное образовательное учреждение высшего
- 2. Учебный план
- 3. Рабочий план
- 4. Модульная карта дисциплины.
- Тематический план практических занятий.
- Ярославская государственная медицинская академия
- Методическая разработка практического занятия
- Литература:
- Методическая разработка практического занятия
- Причины острой дыхательной недостаточности:
- Клиника одн
- Характеристика стадий одн
- Неотложная помощь при одн
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3. Сколько миллилитров газа смешивается с альвеолярным воздухом у взрослого человека, имеющего дыхательный объем 500мл.
- Темы для семинара
- Литература
- Методическая разработка практического занятия Тема «Современные методы анестезии»
- Краткое содержание занятия
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- Вопросы к семинару
- Рекомендуемая литература
- Методическая разработка практического занятия
- Краткое содержание занятия
- Контрольные вопросы:
- Тестирование:
- Вопросы для семинара:
- Краткое содержание занятий
- В конце занятия проводится семинар по следующим темам
- Тестовые задания
- Ситуационная задача
- Анализы
- Литература:
- Ярославская государственная медицинская академиия
- Методическая разработка практического занятия
- Ярославль 2008
- Краткое содержание занятий
- В конце занятия проводится семинар по следующим темам
- Тестовые задания
- Литература:
- Оглавление
- 1. Восстановление и поддержание дыхания.
- 2. Восстановление и поддержание кровообращения
- 3. Электроимпульсная и медикаментозная терапия.
- 1.2. При асистолии:
- 4. Медикаментозная коррекция кислотно–основного и электролитногосдвигов.
- 5. Мониторинг сердечной деятельности и эффективности массажа
- Юридические аспекты
- 1. Инородное тело глотки и/или гортани – чаще всего кусок пищи - закрывает просвет верхних дыхательных путей и вызывает асфиксию.
- 2. Инородное тело трахеи.
- Алгоритм действий при странгуляционной асфиксии (удушении) на догоспитальном этапе
- Характеристика
- 2. Госпитальный этап
- 2.3. Интенсивная терапия
- Патогенетическое лечение геморрагического инсульта (консервативное)
- Оценка повреждения легких
- Нет повреждения легких - 0
- Противопоказания к «допустимой гиперкапнии»
- 2. Воздействие на гемостаз и воспалительный процесс.
- Геморрагический шок – это совокупность реакций организма в ответ на сверхсильную кровопотерю с чрезмерным напряжением механизмов регуляции гомеостаза.
- Перфторан - газотранспортная среда
- Дифференциальный диагноз между острой почечной недостаточностью и функциональной олигурией
- Острые отравления Основные лекарственные препараты для специфического (антидотного) лечения острых отравлений
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап:
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап:
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап.
- Догоспитальный этап.
- Госпитальный этап.
- Синдром полиорганной недостаточности.
- Медиаторы пон
- Показания к переводу больного на ивл
- Нарушение обмена воды и натрия
- Парентеральное питание
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение.
- Регуляция кислотно-щелочного гомеостаза
- Форма нарушений кислотно-щелочного состояния
- Классификация кислотно-основных нарушений по степени.
- Метаболический ацидоз
- Метаболический алкалоз
- Респираторный ацидоз
- 2. Выпотной плеврит
- 3. Пневмоторакс
- 4. Травма
- 5. Сколиоз
- Респираторный алкалоз
- Смешанные нарушения кислотно-основного состояния
- Молочнокислый ацидоз (лактат-ацидоз)
- Кетоацидоз
- Диабетический кетоацидоз
- Лечение:
- Алкогольный кетоацидоз
- Нарушение кислотно-основного равновесия в анестезиологической практике
- Рекомендуемая литература
- Лабораторные показатели
- Расчет объема ощелачивающих растворов.
- 154*- Содержание Cl- (мэкв) в 1 литре 0,9% раствора NaCl
- Коррекция метаболического алкалоза внутривенным введением хлористоводородной кислоты
- Показатели углеводного обмена
- Оглавление
- Перечень практических умений, обязательный для усвения:
- Текущий контроль успеваемости студентов. Анестезиологическое пособие
- Острая дыхательная недостаточност
- Кровотечение
- Эталон ответов на занятие 3
- Травматология
- Сердечно-легочная реанимация
- Итоговый контроль успеваемости студентов используемые сокращения:
- Общая анестезиология.
- Эталоны ответов. Общая анестезиология:
- Острая дыхательная шедостаточность:
- Геморрагический шок:
- Травматология:
- Сердечно – легочная реанимация:
- Инфузионная терапия: