2.3.2. Определение общего белка
Состав белков непостоянен. Обычно белки состоят из углерода (50–55%), кислорода (25–30%), азота (9–15%), серы (0,5–2,5%). При анализе продуктов питания часто под словом «белок» понимается количество общего азота, определенного по Кьельдалю, умноженное на соответствующий коэффициент пересчета, указанный в таблицах (в среднем – 6,25). Метод Кьельдаля – один из наиболее широко применяемых методов анализа. Он не требует специального оборудования и удобен для серийного анализа большого количества образцов. Это стандартный метод определения белкового азота в зерне, мясе и других биологических материалах.
Суть метода состоит в том, что анализируемый образец окисляют горячей концентрированной серной кислотой; в процессе окисления связанный азот превращается в ион аммония. Затем раствор обрабатывают избытком сильного основания, в результате чего выделяется аммиак, который определяют различными методами. По способу определения количества выделившегося аммиака метод Кьельдаля может иметь титриметрическое или фотометрическое окончание.
Важнейшей стадией в методе Кьельдаля является окисление серной кислотой. Углерод и водород, содержащиеся в образце, превращаются соответственно в углекислый газ и воду. Степень превращения азота, однако, зависит от его состояния в исходном соединении. Если он присутствует в виде амида или амина, как, например, в белковых веществах, превращение его в ион аммония происходит всегда почти количественно. Если же азот присутствует в высоких степенях окисления, например, в виде нитро-, азо- и азоксигрупп, на стадии окисления образца он превращается в молекулярный азот или оксиды азота и не удерживается серной кислотой. Это приводит к занижению результатов, и чтобы предотвратить потери, образец подвергают предварительной обработке восстановителем (салициловой кислотой или тиосульфатом натрия). При такой обработке азот переходит в соединения с более низкими степенями окисления, из которых он легче превращается в ион аммония при обработке серной кислотой. Стадия окисления является наиболее длительной в методе Кьельдаля – час и более. Для ускорения стараются повысить температуру кипения серной кислоты и, следовательно, температуру процесса окисления, путем добавления нейтральной соли, например, сульфата калия. Попытки ускорить стадию окисления введением таких сильных окислителей, как хлорная кислота, перманганат калия и перекись водорода, оказались неудачными, поскольку ион аммония частично окисляется до летучих оксидов азота.
Стадию окисления катализируют многие вещества: ртуть, медь и селен – как в связанном состоянии, так и в элементном. В качестве катализаторов используют также комбинацию упомянутых веществ. Главный эффект селена состоит в том, что он сокращает время разложения до образования прозрачного раствора, хотя образование совершенно прозрачного раствора не всегда равнозначно количественному разложению вещества. Следует применять незначительное количество селенового катализатора, так как при его увеличении возрастает потеря азота. Продолжительность нагревания тоже не должна быть слишком большой. Таким образом, количество катализатора и продолжительность нагрева имеют оптимум, который необходимо учитывать.
При определении общего азота в колбу Кьельдаля (длиногорлая колба, предназначенная для окисления и отгонки аммиака) помещают точно взвешенную навеску анализируемой пробы в пергаментной бумаге, приливают серную кислоту. Для удаления образующейся пены добавляют кусочек парафина. Колбу помещают на плитку и нагревают. После завершения окисления (жидкость осветлится) содержимое колбы разбавляют водой и добавляют щелочь (30% NaOH) для выделения аммиака. Аммиак отгоняют (часто с водяным паром) в колбу с раствором кислоты.
Титритримеческое определения азота по Кьельдалю. Существуют два титриметрических способа определения собранного аммиака. В одном из них в приемник помещают известное количество стандартного раствора кислоты. По окончании отгонки избыток кислоты оттитровывают стандартным раствором щелочи. Другой удобный способ, требующий применения только одного стандартного раствора, состоит в том, что в приемник вводят некоторый избыток борной кислоты.
HBO2 + NH3 = NH4+ + BO2–
Образующийся борат, количество которого эквивалентно количеству аммиака, является достаточно сильным основанием и его можно титровать стандартным раствором HCl:
BO2– + H3O+ = HBO2 + H2O.
Титрование проводится потенциометрически или с использованием индикаторов.
Как уже говорилось, метод Кьельдаля позволяет выделять азот в виде аммиака только из аминов и их производных. Некоторые азотсодержащие соединения (нитро-, нитрозо-, азо-соединения и др.) в этих условиях образуют на ряду с аммиаком молекулярный азот, что приводит к получению заниженных данных. Однако, несмотря на это, метод Кьельдаля нашел широкое применения в биохимии и анализе пищевых продуктов. Метод относительно прост, легко поддается автоматизации и хорошо воспроизводим. В настоящее время процедура определения белка по Кьельдалю стандартизирована в международном масштабе и выпускается оборудование, позволяющее быстро и точно определять содержание общего азота. Такое оборудование включает блок разложения и систему дистилляции. Блоки разложения проб позволяют одновременно разлагать до 12 проб различного объема. Разложение идет под действием серной кислоты с использованием ИК-лучей и максимальная температура процесса может достигать 750ºС. Система дистилляции дает возможность отгонять аммиак с паром и титриметрически (с использованием стеклянного электрода) определять его количество. Следует отметить, что существуют такие системы, в которых и дистилляция, и титрование проводятся в автоматическом режиме и работа, как системы дистилляции, так и блока разложения контролируется микропроцессором, а результаты анализа могут регистрироваться с помощью персонального компьютера.
Фотометрическое определение азота по Кьельдалю. Для ускорения определения аммиака используется его фотометрическое определение. Фотометрически аммиак может быть определен либо по реакции с реактивом Несслера, либо по реакции образования индофенола.
При определении первым способом, к раствору, содержащему ионы аммония, добавляют реактив Несслера, представляющий собой щелочной раствор K2[HgI4]. Продукт реакции окрашен в красно-коричневый цвет ( = 106). Оптическую плотность полученного раствора измеряют при 436 нм. Концентрацию аммиака находят по калибровочному графику, построенному по стандартным растворам сульфата аммония.
Красно-коричневый
436 нм е = 106
Определение, основанное на образовании индофенола, заключается в совместном окислении фенола и аммиака.
NH3 + NaOCl = NH2Cl + NaOH
C6H5OH + NH2Cl + NaOH = H2NC6H4OH + NaCl
H2NC6H4OH + C6H5OH + NH2Cl = HOC6H4NHC6H4OH + NH4Cl
Полученный индофенол окрашивает раствор в интенсивно синий цвет ( = 620 нм, = 4,5·104) по оптической плотности которого и определяют содержание аммиака. В качестве окислителей используют NaClO, хлорную или бромную вода, перекись водорода.
Завершая рассмотрения метода Кьельдаля, следует отметить, что этим методом определяют не чистый белок, а так называемый «сырой протеин», так как вместе с азотом белка одновременно определяется азот и других соединений: аминоксилоты, амиды, алкалоиды (кофеин и др.), неорганические азотсодержащие соединения. Содержание небелковых веществ может достигать 10%.
Для перевода количества азота в содержание белка используют коэффициент 6,25. Принят он потому, что большинство белков содержит 16% азота (100/6,25 = 16). Однако более правильным является использование коэффициентов, соответствующих фактическому содержанию сырого белка в каждом его виде. Так, для пшеницы получен коэффициент 5,7, так как ее белки содержат 17,5% азота. Для других белковых ресурсов коэффициенты перевода приняты следующими: 5,7 – рожь, ячмень, овес, семена подсолнечника; 5,8 – соя; 6,25 – кукуруза, мясо; 6,38 – молоко.
Существует и некоторая условность в методе Кьельдаля при расчете количества белка, заключающаяся в использовании переводного коэффициента. Однако, несмотря на недостатки, метод Кьельдаля, как уже говорилось, является унифицированным, он включен в ГОСТы на многие пищевые продукты.
Имеются и другие методы определения азота, такие как метод Дюма, нейтронно-активационный и с фенолятгипохлоритом на приборе «Техникон». Принцип метода Дюма заключается в разложении органического соединения в атмосфере оксида углерода до газообразного состояния с последующим измерением объема азота. В нейтронно-активационном методе атомы азота образца бомбардируются нейтронами в ядерном реакторе с получением изотопа I3N. Содержание белка рассчитывают по количеству гамма-лучей. Определение азота на приборе «Техникон» осуществляется колориметрическим способом, в котором измеряется интенсивность сине-голубой окраски, образующейся по реакции взаимодействия сульфата аммония, выделяющегося в процессе минерализации образца, со щелочным раствором фенола и гипохлорита. Все описанные здесь методы по точности анализа не уступают методу Кьельдаля, однако они являются достаточно дорогими.
Широкое распространение получил метод инфракрасной спектроскопии, в основе которого лежит поглощение белками света с определенной длиной волны и измерение интенсивности его отражения в приборах-анализаторах. Приборы калибруют по образцам зерна (эталонам) с известным содержанием белка, определяемым по методу Кьельдаля.
Известны методы количественного определения белка, основанные на различной степени помутнения (нефелометрический метод), способности белков адсорбировать красители (кумасси синий R-250, амидочерный и др.) и преломлять лучи света (по показателю преломления). Они характеризуются высокой точностью и простотой определения, хотя имеют ряд ограничений. Наиболее удобными являются методы с кумасси синим, биуретовый и Лоури. В основе биуретового метода лежит биуретовая реакция, в основе метода Лоури – восстановление фосфомолибденовой кислоты тирозином и триптофаном с одновременным протеканием биуретовой реакции. По оптической плотности с использованием калибровочных графиков находят концентрацию белка в растворах.
- Введение
- Глава 1. Хакактеристика пищевых продуктов
- § 1.1. Особенности формирования органолептических свойств
- 1.1.1. Химический состав
- 1.1.2. Биохимические особенности, определяющие органолептические свойства
- § 1.2. Особенности процесса усвоения пищевых продуктов
- 1.2.1. Усвоение белков
- 1.2.2. Усвоение углеводов
- 1.2.3. Усвоение жиров
- Желчные кислоты
- Контрольные вопросы:
- Глава 2. Качество продуктов питания
- § 2.1. Виды и отбор проб. Пробоподготовка
- § 2.2. Вода в пищевых продуктах и ее определение
- 2.2.1. Определение общего содержания влаги
- 2.2.2. Определение свободной и связанной влаги
- Контрольные вопросы:
- § 2.3. Белки
- 2.3.1. Классификация белков и их значение для жизнедеятельности организма
- 2.3.2. Определение общего белка
- 2.3.3. Определение аминокислот
- 2.3.4. Определение аминокислотного состава
- Контрольные вопросы:
- § 2.4. Углеводы
- 2.4.1 Классификация углеводов и их функции в организме
- 2.4.2. Усваиваемые и неусваиваемые углеводы. Органические кислоты
- 2.4.3. Определение углеводов в продуктах питания
- Контрольные вопросы:
- § 2.5. Жиры (липиды)
- 2.5.1. Состав липидов. Функции липидов и жирных кислот в организме
- 2.5.2. Методы извлечения и количественного определения липидов
- 2.5.3. Химические характеристики липидов
- 2.5.4. Определение фракционного состава липидов и состава жирных кислот пищевых продуктов
- Контрольные вопросы:
- § 2.6. Витамины
- 2.6.1. Жирорастворимые витамины
- 2.6.2. Водорастворимые витамины
- 2.6.3. Витаминоподобные вещества
- 2.6.4. Определение витаминов в продуктах питания
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- Контрольные вопросы:
- § 2.7. Минеральные вещества
- 2.7.1. Макроэлементы
- 2.7.2. Микроэлементы
- Контрольные вопросы:
- Глава 3. Безопасность продуктов питания
- Классификация загрязняющих веществ пищевых продуктов. В литературе встречаются различные виды классификаций загрязняющих веществ пищевых продуктов. Рассмотрим некоторые из них.
- Контрольные вопросы:
- § 3.1. Бактериальные токсины
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- § 3.3. Токсичные элементы
- Контрольные вопросы:
- § 3.4. Радиоактивное загрязнение
- Контрольные вопросы:
- § 3.5. Диоксины и диоксинподобные соединения (полихлорированные ароматические соединения)
- Контрольные вопросы:
- § 3.6. Полициклические ароматические углеводороды
- Контрольные вопросы:
- § 3.7. Пестициды
- Контрольные вопросы:
- § 3.8. Нитраты, нитриты, нитрозоамины
- Контрольные вопросы:
- § 3.9. Пищевые добавки
- Контрольные вопросы:
- § 3.10. Генетически модифицированные продукты
- Агробактериальная трансформация
- Баллистическая трансформация
- Контрольные вопросы:
- Глава 4 лабораторный практикум
- § 4.1. Оценка органолептических свойств нативного крахмала
- § 4.2. Выделение и идентификация белка
- § 4.3. Определение белкового азота в мясе и мясных продуктах
- § 4.4. Определение диастазного числа меда
- Цель: овладеть методикой диастазного числа меда и определить качество меда по данному показателю.
- 2.1. Подготовка к испытанию.
- § 4.5. Определение массовой доли редуцирующих сахаров и сахарозы в натуральном меде
- Выдержка из государственного стандарта «Мед натуральный» гост 19792-87
- § 4.6. Определение сырой клетчатки в овощах
- § 4.7. Определение содержания аскорбиновой кислоты в соках по методу Тильманса
- Вещества, используемые в анализе:
- 3. Изучение термостойкости витамина с. Четыре пробы стандартного раствора ак по 5 мл нагреть в конических колбах:
- § 4.8. Определение массовой доли кофеина фотометрическим методом
- Выдержка из межгосударственного стандарта «Кофе натуральный жареный» гост 6805-97
- § 4.9. Экстракционно-фотометрическое определение кофеина в чае
- § 4.10. Определение содержания таннина в чае
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение Микроорганизмы
- Республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр национальной академии наук беларуси по продовольствию» Республика Беларусь, 220037, г. Минск, ул. Козлова, 29,