§ 3.10. Генетически модифицированные продукты
Общая характеристика. Генетически модифицированные (трансгенные) продукты питания представляют особый интерес. В рассуждениях, как специалистов, так и простых потребителей о безопасности продуктов питания часто упоминаются и тяжелые металлы, и нитраты, и пестициды и ряд других ксенобиотиков, причем даже неспециалисты представляют их опасность и мнение об их негативном влиянии на организм едино. Когда же речь заходит о генетически модифицированных продуктах, даже мнения людей, профессионально изучающих данный вопрос, оказываются диаметрально противоположными.
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал: 68% россиян не готовы потреблять продукты, изготовленные с использованием генно-модифицированных организмов (ГМО). Между тем 31% респондентов не знают о них вообще ничего, свыше 45% что-то слышали о генно-модифицированных продуктах, и только 22% знают о них достаточно много.
Что же это за продукты? Как и когда они появились? Зачем они нужны и нужны ли вообще? Опасны ли генетически модифицированные продукты для здоровья и какие продукты на нашем столе могут оказаться модифицированными? Это далеко не все вопросы, возникающие у человека, заботящегося о своем здоровье, и уж совем на немногие из них он может ответить. Исходя из вышесказанного, представляется полезным и даже необходимым подробнее рассмотреть вопрос о генетически модифицированных продуктах: истории и причинах их появления, методах их создания и исследования и, конечено, опасности для организма.
За ХХ в. численность населения Земли увеличилась с 1,5 до 6 млрд. человек. Предполагается, что к 2020 г. она вырастет до 8 млрд. При этом производство сельскохозяйственной продукции за последние 40 лет выросло в среднем в 2,5 раза, и дальнейший его рост традиционными методами представляется маловероятным.
Решение проблемы увеличения производства продуктов питания старым методом уже невозможно. Традиционные сельскохозяйственные технологии исчерпали себя: в последние 20 лет человечеством потеряно свыше 15% плодородного почвенного слоя, а большая часть пригодных к возделыванию почв уже вовлечена в хозяйственный оборот.
Создание в 1983 г. первого трансгенного растения, а затем и, проведенные в 1986 г. первые успешные полевые испытания, открыли широкие перспективы использования генной инженерии в сельском хозяйстве для изменения агротехнических характеристик культур с целью увеличения их урожайности, а также улучшения пищевой и кормовой ценности продукции. Вследствие этого с каждым годом появляется все больше генетически модифицированных организмов (ГМО), которые используют в качестве продуктов питания (картофель, кукуруза, помидоры, рыба и др.) или включают ГМ-компоненты (например, крахмал, соевая мука, томатная паста и др.).
В настоящее время 18 стран выращивают трансгенную продукцию: США, Канада, Мексика, Гондурас, Колумбия, Аргентина, Уругвай, Бразилия, ЮАР, Индия, Австралия, Индонезия, Филиппины, Китай, Германия, Румыния и др. И если в 1996 г. под трансгенные растения в мире было засеяно 1,7 млн. га, то уже в 2005 г. – 90 млн га. В нашей стране пока запрещено в промышленных масштабах выращивать генетически модифицированную сельскохозяйственную продукцию. В России запланировано выращивать в 2008–2010 гг. три сорта картофеля, кукурузу, сою, сахарную свеклу, рапс. В других странах таких растений около 100, а разработаны и проходят полевые испытания еще более 700. В России 77 видов пищевых продуктов, поступающих в продажу, – трансгенные, хотя официально разрешено использовать в питании только 14 генетически модифицированных растений. Они используются при изготовлении колбас, майонезов, кондитерских изделий и других продуктов питания.
Против генетически модифицированных источников существуют различные мнения.
Первое, замена одних генов на другие в живых организмах нарушает систему гомеостаза – ослабляет их жизненные силы. Считается, что конечным результатом может быть создание лишь курьезных домашних животных и растений, не жизнеспособных в природе, т.е. трансгенные виды могут не дать потомства или же обладать свойствами, которые приведут к гибели этих животных или растений. А те полезные свойства, ради которых и разрабатывались эти культуры, через несколько поколений практически исчезнут.
Второе, биологическая наука не дает ответа на вопрос: насколько высока возможность генно-инженерных культур стать инвазивными (инвазия – нашествие), вытесняющими традиционные сорта сельхозрастений. Спустя десятилетия последние могут исчезнуть на Земле, поскольку урожайность трансгенных выше на 10–20% и они провоцируют возникновение инфекционных заболеваний у обычных растений – ржавчина или головня хлебных злаков, поражение грибком картофеля. Кроме того, ученые, перенося ген с одного организма на другой в надежде, что с ним перейдет некое полезное свойство, не учитывают, что переходят и вредные свойства.
Третье, в результате все более масштабного производства трансгенных растений, происходит сужение генетической базы семеноводства и монополизация четырьмя-пятью транснациональными компаниями производства и рынка всего мирового семенного фонда.
Четвертое, многие ученые сходятся на том, что трансгенные растения могут наносить вред здоровью человека.
И так, чтоже это за продукты, как их получают и чем они опасны.
Генетически модифицированный организм (ГМО) – организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов.
Генетически модифицированные источники пищи (ГМИ) – пищевые продукты или компоненты пищевых продуктов, полученные из генетически модифицированных организмов, и используемые человеком в пищу в натуральном или переработанном виде.
Получение генетически модифицированных организмов. Получение генетически модифицированных организмов связано со «встраиванием» целевого гена в ДНК других растений или животных (производят транспортировку гена, т.е. трансгенизацию) с целью изучения свойств или параметров последних.
Несовершенство «встраивания» гена в геном другого организма является одной из причин опасности ГМО. В настоящее время наиболее распространенными являются два способа введения гена (рис. 3.1): агробактериальный и биобаллистический. При применении первого способа используют плазмиды (кольцевые ДНК) почвенных бактерий (Agrobacterium tumefaciens и Agrobacterium rhizogenes), с помощью которых и «встраивают» нужный ген в геном клетки (приложение). При биобаллистическом способе в специальной вакуумной камере производят «обстрел» растительных клеток микроскопическими вольфрамовыми или золотыми частицами с нанесенными на них генами и нуклеотидными последовательностями, управляющими этими генами (прямой ввод гена в геном клетки-хозяина). При обоих способах «встраивания» гена производят селекцию трансформированных клеток и регенерацию трансгенных растений. Наиболее распространенным является агробактериальный способ введения целевого гена. Оба способа «встраивания» гена являются несовершенными и не дают полной гарантии безопасности тех организмов, которые создаются с их помощью. При биобаллистическом способе достаточно высока вероятность «встраивания» сразу многих копий ДНК-векторов, «обрывков» ДНК и других сбоев. При этом могут появляться растения с неизвестными свойствами. Другой способ, агробактериальный, является еще более опасным и непредсказуемым, чем первый.
Сторонники ГМО уверенны, что ГМ-вставки полностью распадаются в желудочно-кишечном тракте человека. Они утверждают, что присутствие в пищевых продуктах и кормах рекомбинантной ДНК само по себе не представляет опасности для здоровья человека и животных, по сравнению с традиционными продуктами, так как любая ДНК состоит из нуклеотидных оснований, а генетическая модификация оставляет неизменной их химическую структуру и не увеличивает общего содержания генетического материала. Человек ежедневно потребляет с пищей ДНК и РНК в количестве от 0,1 до 1,0 г в зависимости от вида
Получение целевых генов
- Введение
- Глава 1. Хакактеристика пищевых продуктов
- § 1.1. Особенности формирования органолептических свойств
- 1.1.1. Химический состав
- 1.1.2. Биохимические особенности, определяющие органолептические свойства
- § 1.2. Особенности процесса усвоения пищевых продуктов
- 1.2.1. Усвоение белков
- 1.2.2. Усвоение углеводов
- 1.2.3. Усвоение жиров
- Желчные кислоты
- Контрольные вопросы:
- Глава 2. Качество продуктов питания
- § 2.1. Виды и отбор проб. Пробоподготовка
- § 2.2. Вода в пищевых продуктах и ее определение
- 2.2.1. Определение общего содержания влаги
- 2.2.2. Определение свободной и связанной влаги
- Контрольные вопросы:
- § 2.3. Белки
- 2.3.1. Классификация белков и их значение для жизнедеятельности организма
- 2.3.2. Определение общего белка
- 2.3.3. Определение аминокислот
- 2.3.4. Определение аминокислотного состава
- Контрольные вопросы:
- § 2.4. Углеводы
- 2.4.1 Классификация углеводов и их функции в организме
- 2.4.2. Усваиваемые и неусваиваемые углеводы. Органические кислоты
- 2.4.3. Определение углеводов в продуктах питания
- Контрольные вопросы:
- § 2.5. Жиры (липиды)
- 2.5.1. Состав липидов. Функции липидов и жирных кислот в организме
- 2.5.2. Методы извлечения и количественного определения липидов
- 2.5.3. Химические характеристики липидов
- 2.5.4. Определение фракционного состава липидов и состава жирных кислот пищевых продуктов
- Контрольные вопросы:
- § 2.6. Витамины
- 2.6.1. Жирорастворимые витамины
- 2.6.2. Водорастворимые витамины
- 2.6.3. Витаминоподобные вещества
- 2.6.4. Определение витаминов в продуктах питания
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- Контрольные вопросы:
- § 2.7. Минеральные вещества
- 2.7.1. Макроэлементы
- 2.7.2. Микроэлементы
- Контрольные вопросы:
- Глава 3. Безопасность продуктов питания
- Классификация загрязняющих веществ пищевых продуктов. В литературе встречаются различные виды классификаций загрязняющих веществ пищевых продуктов. Рассмотрим некоторые из них.
- Контрольные вопросы:
- § 3.1. Бактериальные токсины
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- § 3.3. Токсичные элементы
- Контрольные вопросы:
- § 3.4. Радиоактивное загрязнение
- Контрольные вопросы:
- § 3.5. Диоксины и диоксинподобные соединения (полихлорированные ароматические соединения)
- Контрольные вопросы:
- § 3.6. Полициклические ароматические углеводороды
- Контрольные вопросы:
- § 3.7. Пестициды
- Контрольные вопросы:
- § 3.8. Нитраты, нитриты, нитрозоамины
- Контрольные вопросы:
- § 3.9. Пищевые добавки
- Контрольные вопросы:
- § 3.10. Генетически модифицированные продукты
- Агробактериальная трансформация
- Баллистическая трансформация
- Контрольные вопросы:
- Глава 4 лабораторный практикум
- § 4.1. Оценка органолептических свойств нативного крахмала
- § 4.2. Выделение и идентификация белка
- § 4.3. Определение белкового азота в мясе и мясных продуктах
- § 4.4. Определение диастазного числа меда
- Цель: овладеть методикой диастазного числа меда и определить качество меда по данному показателю.
- 2.1. Подготовка к испытанию.
- § 4.5. Определение массовой доли редуцирующих сахаров и сахарозы в натуральном меде
- Выдержка из государственного стандарта «Мед натуральный» гост 19792-87
- § 4.6. Определение сырой клетчатки в овощах
- § 4.7. Определение содержания аскорбиновой кислоты в соках по методу Тильманса
- Вещества, используемые в анализе:
- 3. Изучение термостойкости витамина с. Четыре пробы стандартного раствора ак по 5 мл нагреть в конических колбах:
- § 4.8. Определение массовой доли кофеина фотометрическим методом
- Выдержка из межгосударственного стандарта «Кофе натуральный жареный» гост 6805-97
- § 4.9. Экстракционно-фотометрическое определение кофеина в чае
- § 4.10. Определение содержания таннина в чае
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение Микроорганизмы
- Республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр национальной академии наук беларуси по продовольствию» Республика Беларусь, 220037, г. Минск, ул. Козлова, 29,