2. Череп как целое.
Внутреннее основание черепа (basis cranii interna). Оно служит опорой для основания мозга и принимает его рельеф. Его разделяют на три черепные ямки.
Передняя черепная ямка (fossa cranii anterior) спереди и с боков ограничена лобной чешуей, а сзади — задним краем малых крыльев клиновидной кости. Ямка образована лобной (глазничные части), решетчатой (решетчатая пластинка) и клиновидной (малые крылья) костями. Дно ее неровное. Глазничные части возвышаются, между ними над решетчатой пластинкой одноименной кости располагается ложбинка. В области средних отделов ямки видны слепое отверстие и петуший гребень, по сторонам от которого расположены многочисленные отверстия продырявленной пластинки решетчатой кости, служащие для прохождения обонятельных нитей. В передней черепной ямке находятся лобные доли полушарий большого мозга.
Средняя черепная ямка (fossa cranii media) образована клиновидной и височными костями. Она значительно глубже передней. От задней черепной ямки отделяется верхним краем пирамиды височной кости и спинкой турецкого седла. Ямка углублена, содержит височные доли полушарий большого мозга. У вершины пирамиды височной кости находится рваное отверстие. В центральной части, в гипофизарной ямке, располагается нижний придаток мозга—гипофиз. От центральной части в обе глазницы ведут каналы зрительных нервов. В боковых частях у основания больших крыльев клиновидной кости располагаются круглое, овальное и остистое отверстия. Круглое отверстие сообщает среднюю черепную ямку с крыловидно-небной ямкой. Овальное отверстие соединяет среднюю черепную ямку с подвисочной. Медиальнее этих отверстий на боковой поверхности тела клиновидной кости хорошо выражена сонная борозда для одноименной артерии. Между малыми и большими крыльями клиновидной кости образуется большая щель — верхняя глазничная. Через нее из средней черепной ямки в глазницу идут глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы и первая ветвь тройничного нерва. Несколько латеральнее в боковых отделах средней черепной ямки на передней поверхности пирамиды височной кости находятся крыша барабанной полости, тройничное вдавление, расщелины малого и большого каменистых нервов, дугообразное возвышение.
Задняя черепная ямка (fossa cranii posterior) расположена глубже предыдущих. Образована преимущественно затылочной костью, задней поверхностью пирамиды височной кости, телом клиновидной и задним углом теменной костей. В центральных отделах ямки, кпереди от большого (затылочного) отверстия, на скате располагается стволовая часть головного мозга, а по бокам — полушария мозжечка. Через большое (затылочное) отверстие полость черепа соединяется с позвоночным каналом. По сторонам видны яремные отверстия и подъязычные каналы. На задней поверхности пирамиды заметно внутреннее слуховое отверстие.
Наружное основание черепа (basis cranii externa). В его образовании принимают участие кости мозгового и лицевого черепа. На передней — лицевой части наружного основания черепа видно костное небо, ограниченное спереди и с боков зубами верхней челюсти. В передних его отделах видно резцовое отверстие (for. incisivum). Из полости носа к небу через него проходят сосуды и нервы. По протяжению твердого неба заметны поперечные небные борозды (suici palatini). В пределах горизонтальных пластинок небных костей видны небные отверстия.
По сторонам от неба расположены передняя поверхность верхней челюсти и скуловая кость, а кзади от него, разделенные сошником, — большие отверстия — хоаны, служащие для сообщения полости носа с глоткой. Латеральнее хоан находятся крыловидные отростки клиновидной кости. Между латеральными и медиальными пластинками крыловидных отростков определяется крыловидная ямка — место начала медиальной крыловидной жевательной мышцы. На нижнем конце медиальной пластинки крыловидного отростка выделяется крыловидный крючок, выполняющий функции блока для мышцы, напрягающей мягкое небо.
Латерально и кзади от крыловидных отростков простирается верхняя стенка подвисочной ямки с расположенным в ее пределах овальным отверстием. Еще латеральнее находятся суставной бугорок и нижневисочная ямка, входящие в состав нижнечелюстного сустава.
По сторонам от базилярной части затылочной кости с выступающим на ней глоточным бугорком располагаются отверстия неправильной формы — рваные отверстия, заполненные хрящом.
Кзади от базилярной части находится большое затылочное отверстие — область перехода головного мозга в спинной. По сторонам от него имеются затылочные мыщелки, соединяющиеся с I шейным позвонком. В основании мыщелков проходит подъязычный канал, а позади их видна мыщелковая ямка с непостоянным отверстием для венозного выпускника.
Площадки, расположенные латерально от базилярной части и затылочных мыщелков, заняты нижней поверхностью пирамиды височной кости. Здесь заметна ямка, в которой находится яремная вена и начинается сосцевидный каналец. Рядом — наружное отверстие сонного канала. В гребешке между ними заметна маленькая каменистая ямочка, в которой располагаются нервный ганглий и начало барабанного канальца. Между выступающим шиловидным отростком и массивным сосцевидным находится шилососцевидное отверстие — место выхода лицевого нерва. Около рваного отверстия на границе с задним краем пирамиды височной кости видно наружное отверстие канальца улитки.
Кзади от большого затылочного отверстия посередине идет наружный гребень затылочной кости. На его конце возвышается наружный затылочный выступ. В стороны от затылочного гребня направляются выйные линии, служащие местами прикрепления и разделения начинающихся от них мышц.
Полость носа (cavitas nasi) расположена почти в центре лицевого черепа. Сверху она граничит с полостью черепа, с боков от нее находятся глазницы и верхнечелюстные пазухи, снизу—полость рта. В полости носа выделяют передние и задние отверстия, перегородку и 4 стенки: верхнюю, нижнюю и две латеральных.
Переднее грушевидное отверстие (apertura piriformis) образовано носовыми вырезками верхних челюстей и носовыми костями. Через задние отверстия — хоаны — полость носа сообщается с глоткой. С медиальной стороны хоаны разделяются между собой перегородкой, образованной сошником. С латеральной стороны каждая хоана ограничена медиальной пластинкой крыловидного отростка, снизу—горизонтальной пластинкой небной кости, сверху — телом клиновидной кости.
Костная часть перегородки носа формируется из сошника и перпендикулярной пластинки решетчатой кости. Нижней стенкой полости носа является костное небо, в которое входят небный отросток верхней челюсти и горизонтальная пластинка небной кости. Верхнюю стенку полости носа образуют спереди носовые кости, носовая часть лобной кости, решетчатая пластинка одноименной кости и тело клиновидной кости. Сложнее устроена латеральная стенка полости носа. Ее составляют: носовая и слезная кости, верхняя челюсть, лабиринт решетчатой кости, нижняя носовая раковина, перпендикулярная пластинка небной кости и медиальная пластинка крыловидного отростка клиновидной кости. С латеральной стороны свешиваются три носовые раковины: верхняя и средняя являются частью решетчатого лабиринта, а нижняя— самостоятельная кость. Раковины разделяют боковые стенки полости носа на три носовых хода. Нижний носовой ход сформирован дном полости носа и нижней носовой раковиной. В него открываются носо-слезный и резцовый каналы. Между средней и нижней носовыми раковинами идет средний носовой ход. В него открываются верхнечелюстная и лобная пазухи, передние и средние ячейки решетчатого лабиринта. Опосредованно сообщается со средним носовым ходом и крыловидно-небное отверстие (for. sphenopalatinum), соединяющее средний носовой ход с крыловидно-небной ямкой.
Верхний носовой ход располагается между верхней и средней носовыми раковинами. Он сообщается с задними ячейками решетчатого лабиринта.
Полость рта (cavitas oris) сверху ограничена костным небом, а спереди и с боков — зубными рядами и альвеолярными отростками верхней и альвеолярными частями нижней челюстей. На костном небе спереди видно резцовое отверстие, соединяющее полость рта с полостью носа, а в задних отделах — большое небное отверстие, в котором проходят сосуды и нервы.
Глазница (orbita) — парная полость в форме четырехсторонней пирамиды, с вершиной, направленной кзади и медиально. Вход в глазницу сверху ограничен надглазничным краем лобной кости, а снизу—подглазничным краем верхней челюсти и скуловой кости, медиально — лобным отростком верхней челюсти и лобной костью, латерально — скуловой костью и скуловым отростком лобной кости.
В глазнице различают 4 стенки. Верхняя стенка образована глазничной частью лобной кости и малыми крыльями клиновидной. Большую часть нижней стенки составляет глазничная поверхность верхней челюсти, ближе кпереди — скуловая кость и почти у вершины — глазничный отросток небной кости. Латеральная стенка представлена глазничной поверхностью больших крыльев клиновидной кости и скуловой костью. Наиболее сложно устроена медиальная стенка. Спереди назад ее образуют: лобный отросток верхней челюсти, слезная кость, глазничная пластинка решетчатой и тело клиновидной костей, а в верхних отделах медиальная стенка дополняется глазничной частью лобной кости.
В переднем отделе медиальной стенки видна ямка слезного мешка. Верхнелатеральный угол пирамиды глазницы спереди занят ямкой слезной железы, а сзади — верхней глазничной щелью, через которую глазница сообщается с полостью черепа. Почти весь нижнелатеральный угол занимает нижняя глазничная щель, через нее глазница сообщается с крыловидно-небной ямкой. У самой вершины пирамиды расположено отверстие зрительного канала, в котором проходит зрительный нерв. По нижней стенке проходит подглазничная борозда, в которой лежат артерия и нерв. На медиальной стенке видны переднее и заднее решетчатые отверстия и ямка слезного мешка.
Височная ямка (fossa temporalis) образована большими крыльями клиновидной кости, теменной костью, лобной чешуей и чешуйчатой частью височной кости. Сверху и сзади ямка ограничена верхней височной линией, снизу — скуловой дугой, а спереди скуловой костью.
Подвисочная ямка (fossa infratemporalis) сверху ограничена большим крылом клиновидной кости, спереди — подвисочной поверхностью верхней челюсти и скуловой костью, медиально — крыловидным отростком клиновидной кости и латерально—ветвью нижней челюсти. Ямка заполнена мышцами. Сообщается с глазницей через нижнюю глазничную щель, а посредством овального отверстия — со средней черепной ямкой. Медиально переходит в крыловидно-небную ямку.
Крыловидно-небная ямка (fossa pterygopalatine) находится за бугром нижней челюсти, сзади ограничена крыловидным отростком клиновидной кости, а медиально — перпендикулярной пластинкой небной кости. Латерально открывается в подвисочную ямку. Сообщается с полостью носа, черепа, глазницей, полостью рта и областью рваного отверстия. Содержит вегетативный нервный ганглий.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Изложение лекционного материала
- 1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
- 2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
- 3. Методы, используемые для изучения анатомии:
- 4. Этапы развития анатомии.
- 5. Древние ученые анатомы:
- 6. Анатомическая номенклатура:
- 7. Оси, плоскости, условные линии тела.
- 3 Вида плоскостей:
- В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально м положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед!
- V.Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- Латинская терминология
- Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- IV. Изложение лекционного материала
- 2. Ткани – определение, строение, функции, классификация.
- 3. Эпителиальная ткань – определение, строение, функции, классификация.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III.Контроль знаний студентов
- IV.Изложение лекционного материала
- 1. Топография, строение, классификация и функции соединительной ткани.
- 2. Плотная волокнистая соединительная ткань.
- 1. Соединительная ткань с особыми свойствами:
- 2. Скелетные твердые:
- 2. Топография, строение, классификация и функции мышечной ткани.
- 2. Поперечнополосатая мышечная ткань.
- V.Внеаудиторная работа.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Нервная ткань.
- V. Внеадиторная работа (задания на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Анатомия и физиология аппарата движения.
- 2. Виды костей.
- 4. Соединение костей.
- 5. Виды движения в суставах.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Морфофункциональная характеристика туловища.
- 2. Строение, соединение позвонков.
- 3. Строение грудной клетки.
- 4. Соединение костей торакса.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Скелет плечевого пояса. Соединение костей плечевого пояса.
- 2. Скелет свободной верхней конечности.
- 3. Соединение костей верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижней конечности».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости таза. Соединение косей таза.
- 2. Скелет свободной нижней конечности состоит из:
- 3. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 4. Стопа как целое.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Череп – определение.
- 2. Мозговой череп
- 3. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Лицевой череп».
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости лицевого черепа.
- 2. Череп как целое.
- 3. Половые различия черепа.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы.
- 2. Мышца как орган.
- 3. Классификация мышц.
- 5. Квадратная, треугольная, круглая, дельтовидная, зубчатая.
- 4. Фасции мышц.
- 5. Свойства мышц.
- 6. Работа мышц.
- 7. Механизм мышечного сокращения.
- Механизм мышечного сокращения.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- 4. Медиальная крыловидная мышца(m.Ptherygoideus medialis).
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Поверхностные мышцы шеи.
- 2. Срединная группа мышц шеи (надподъязычные и подподъязычные).
- 4. Подбородочно-подъязычная мышца.
- 3. Глубокий слой мышц шеи.
- 1. Лестничные мышцы (передняя, средняя и задняя).
- 5. Топографические образования шеи.
- Образования шеи:
- Топография шеи
- Передний треугольник делится на 3:
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы спины. Фасции спины.
- 3. Ромбовидные мышцы (большая и малая)(mm.Rhomboidei major et minor).
- 2. Ременная мышца шеи (m.Splenius cervicia).
- 3. Мышца, выпрямляющая позвоночник (m.Erector spinae).
- 2. Мышцы груди. Фасции груди.
- 3. Диафрагма.
- 4. Мышцы живота. Фасции живота.
- 2. Пирамидальная мышца.
- 1. Квадратная мышца поясницы.
- 5. Топографические образования живота.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы плечевого пояса.
- 4. Круглые мышцы (малая и большая) (m.Teres minor et major).
- 2. Мышцы плеча.
- 4. Мышцы кисти.
- 5. Фасции верхней конечности.
- 6. Топография верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы тазобедренной области.
- 2. Грушевидная мышца (m.Piriformis).
- 3. Внутренняя запирательная мышца (m.Obduratorius internus).
- 1. Двуглавая мышца (m.Biceps femoris).
- 2. Полусухожильная и полуперепоночатая мышцы (mm. Semitendinosus et semimembranosus).
- 3. Мышцы голени.
- 3. Подколенная мышца (m.Popliteus).
- 4. Мышцы стопы.
- 5. Фасции нижней конечности.
- 6. Топография нижней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Нервная система – общее понятие.
- 2. Рефлек, классификация, значение.
- 3. Синапс, понятие, виды.
- 4. Виды нервной деятельности.
- 4. Условный тормоз.
- 5. Значение, функции нервной системы.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Общее строение спинного мозга.
- 2. Функции спинного мозга.
- 3. Внутреннее строение спинного мозга.
- 5. Оболочки спинного мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия: Оснащение: таблицы, учебник, атлас.
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика смн.
- 2. Шейное сплетение (plexus cervicalis).
- 3. Плечевое сплетение(plexus brachialis).
- 4. Поясничное сплетение (plexus lumbalis).
- 5. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
- 6. Копчиковое сплетение.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общее строение головного мозга.
- 2. Продолговатый мозг, строение.
- 3. Функции продолговатого мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Задний мозг.
- 2. Средний мозг – строение, функции.
- 3. Промежуточный мозг – строение, функции.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика конечного мозга.
- 2. Борозды, извилины, доли конечного мозга.
- 3. Внутреннее строение конечного мозга.
- 4. Полость головного мозга.
- 5. Оболочки головного мозга.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Функциональные виды черепных нервов.
- 2. Черепные нервы I-VI пары.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Черепные нервы VII-XII.
- 2. Проведение возбуждения по нервному волокну (опережающее задание на дом).
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Единая нервная система условно подразделяется на 2 части:
- 2. Особенности строения вегетативной нервной системы и различия с соматической нервной системой:
- 3. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала
- 1. Понятие – сенсорная система.
- 2. Определение и характеристика рецепторов.
- Определение органов чувств. Звенья анализатора.
- 4. Общая характеристика кожи.
- 5) В коже выделяют 2 слоя:
- 5 Основных слоев эпидермиса:
- 9) Орган вкуса
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Функции сетчатки Фоторецепция
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Оптическая система глаза
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Невесомость
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 9) Регуляция образования и выделения гормонов.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Артерии верхней конечности
- Артерии нижней конечности
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная работа студентов.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала. Функциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка. Иммунитет
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Процесс дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Поджелудочная железа
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружные женские половые органы
- Внутренние женские половые органы
- Физиология женских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружние мужские половые органы
- Внутренние мужские половые органы
- Физиология мужских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов а. Тест-эталонные задания с применением компьютера (30 минут)
- IV. Изучение нового материала
- I. Общая схема иммуннитета
- II. Неспецифические факторы иммунной защиты
- Специфические факторы иммунной защиты
- Органы иммунной системы
- VI. Подведение итогов
- Эталоны ответов для тестовых заданий по анатомии и физиологии человека