IV. Изложение нового материала.
План:
Система вен сердца
Система верхней полой вены.
Система нижней полой вены
Воротная вена
Вся венозная кровь от органов тела притекает к правой венозной половине сердца по двум крупнейшим венозным стволам: верхней и нижней полым венам. Только собственные вены сердца впадают непосредственно в правое предсердие, минуя полые вены.
Большой венозный круг кровообращения состоит из трех систем:
1. Система вен сердца
2. Система верхней полой вены
3. Система нижней полой вены (в нее впадает воротная вена)
Система вен сердца: Венозная кровь по собственным венам сердца поступает по собственным венам сердца поступает в правое предсердие , минуя полые вены.
Вены сердца сливаясь, образуют венечный синус – лежит на задней поверхности сердца в венечной борозде, который открывается широким отверстием (d=10-12 мм) в правое предсердие (приоткрыто полулунной створкой).
Верхняя полая вена (v.cava superior) - толстый короткий ствол (5-8 см, ширина 21-25 см), расположенный в грудной полости справа от восходящей аорты. Она начинается из слияния правой и левой плечеголовных вен на уровне места соединения I ребра с грудиной. По ходу в нее впадает непарная вена, которая является продолжением правой восходящей поясной вены.
Плечеголовные вены (правая и левая) образуются каждая из слияния подключичной и внутренней яремной вен.
Левая плечеголовная вена почти вдвое длинней правой.
В плечеголовные вены впадают вены щитовидной железы и внутренние грудные вены.
Вены головы и шеи – сливаются в три основных парных ствола: внутреннюю, наружную и переднюю яремные вены. Самая крупная из них – внутренняя яремная вена (v.jugularis interna) – несет кровь из полости черепа от мозга, выходя через яремное отверстие. Является непосредственным продолжением сигмовидного синуса твердой оболочки головного мозга.
На шее она проходит в составе сосудисто-нервного пучка вместе с общей сонной артерией и блуждающим нервом.
Внечерепные ее притоки – лицевая, позадичелюстная, язычная, глоточная, верхняя и средняя щитовидные вены, несущие кровь от соответствующих отделов головы и шеи.
Внутричерепные притоки – 1. вены мозга (поверхностные и глубокие); 2. менингеальные – приносящие кровь от оболочек мозга; 3. внутрикостные (или диплоические) вены костей черепа – собирают кровь от костей черепа – при этом ее одна часть вливается в пазухи твердой оболочки головного мозга, а другая – посредством венозных выпускников соединяется с венами наружных покровов головы; 4. глазные вены – кровь оттекает от глазного яблока, слезной железы, век, полости носа, глазницы, области лба и наружного носа; 5. вены внутреннего уха – собирают кровь от улитки и полукружных каналов внутреннего уха.
Все вены затем несут кровь в пазухи мозговой оболочки.
Пазухи являются своеобразными венозными сосудами, стенки которых образованы листками твердой оболочки головного мозга и поэтому не спадаются.
Основные синусы головного мозга:
1. Верхний солгитальный - идет вдоль верхнего края большого серповидного отростка твердой оболочки головного мозга и впадает в поперечный синус.
2. Нижний солгитальный – проходит вдоль нижнего края большого серповидного отростка и вливается в прямой синус.
3. Прямой синус – соединяется с поперечным.
4. Пещеристый синус – вокруг турецкого седла.
5. Поперечный синус – залегает в поперечной борозде затылочных костей, латерально вливается в сигмовидный синус, переходящий во внутреннюю яремную вену.
Наружная яремная вена – образуется у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне угла нижней челюсти, под ушной раковиной, путем слияния двух венозных стволов:
1. Слияние затылочной и задней ушной вен.
2. Анастомоза с нижнечелюстной веной, впадающей во внутреннюю яремную вену.
Собирает кровь из затылочной области и ушной раковины, идет под кожей вниз и впадает в подключичную вену.
Передняя яремная вена – парная, формируется из кожных вен подбородочной области, откуда она направляется вниз вблизи средней линии, располагаясь вначале на наружной поверхности челюстно-подъязычной мышцы, а затем – на наружной поверхности грудино-подъязычной мышцы.
Над яремной вырезкой грудины передние яремные вены вступают в межфасциальное надгрудинное пространство, где соединяются друг с другом анастомозом – яремной венозной дугой. Иногда передние яремные вены сливаясь могут образовать срединную вену шеи. Чаще вливаются в наружную яремную вену или подключичную.
Подключичная – непарный ствол, является продолжением подмышечной вены, сливается с внутренней яремной веной, собирает кровь от верхней конечности. Вместе с внутренней яремной веной образуют плечеголовную вену, которые соединяясь образуют верхнюю полую вену.
Вены верхней конечности – разделяются на глубокие и поверхностные. Поверхностные вены анастомозируя между собой, образуют сети, из которых формируются 2 основные подкожные вены руки: латеральная (головная), лежащая со стороны лучевой кости и впадающая в подмышечную вену, и медиальная (основная лежащая со стороны лучевой кости и впадающая в подмышечную вену, и медиальная ()одкожные вены рукину.
ерхней конечности. друго) – расположенная с локтевой стороны, впадающая в плечевую вену.
В области локтевого сгиба они соединяютя короткой срединной веной локтя.
Глубокие вены кисти и предплечья – обычно в числе двух (вены-спутницы) сопровождают одноименные артерии (ладонные пальцевые, ладонные пястные, локтевые, лучевые).
На плече образуются две плечевые вены, которые сливаются в подмышечную вену, лежащую вместе с артерией и нервами в подмышечной области.
Она принимает ряд притоков и непосредственно продолжается в подключичную вену (см. выше).
Вены грудной полости – представлены непарной (справа) и полунепарной (слева) венами, начинающимися еще в брюшной полости.
Они лежат в заднем средостении, полунепарная вена на уровне VII грудного позвонка поворачивает вправо и впадает в непарную вену, которая впадает в верхнюю полую вену. В них впадают задние межреберные вены. По внутренней поверхности передней грудной стенки, сопровождая артерию, проходят внутренние грудные вены, которые начинаются из вен передней брюшной стенки и диафрагмы и впадают в плечеголовные вены.
Нижняя полая вена (v.cava inferior) – самый толстый венозный ствол – лежит на задней брюшной стенке справа от аорты и образуется на уровне IV поясничного позвонка из соединения правой и левой подвздошных вен. Она проходит через диафрагму в грудную полость и впадает в правое предсердие.
По ходу к нижней полой вене присоединяются париетальные и висцеральные сосуды.
Париетальные – поясничные вены (3 – 4) с каждой стороны, собирают кровь от венозных сплетений позвоночника, мышц и кожи спины; анастомозируют при помощи восходящей поясничной вены; нижние диафрагмальные вены – собирают кровь от нижней поверхности диафрагмы; впадают в нижнюю полую вену.
Висцеральные – яичниковая (яичковая) вены; почечные, надпочечниковые, печеночные. Собирает кровь от одноименных органов.
Венозная кровь от нижних конечностей, стенок и органов таза собирается в 2 крупных венозных сосуда: 1. внутреннюю подвздошную и 2. наружную подвздошную вены.
Они соединяются на уровне крестцово-подвздошного сустава и образуют общую подвздошную вену.
Обе общие подвздошные вены затем сливаются в нижнюю полую вену.
Внутренняя подвздошная вена формируется из вен, собирающих кровь от органов таза и относящихся к париетальным и висцеральным притокам.
Париетальные притоки – верхние и нижние ягодичные вены, запирательные, латеральные крестцовые, подвздошно-поясничная вены. Собирают кровь от мышц живота , бедра, таза.
Висцеральные притоки – это:
1) Внутренняя половая вена – собирает кровь от промежности, наружных половых органов.
2) Мочепузырные вены – собирают кровь от семявыносящих протоков, семенных пузырьков, мочевого пузыря, простаты, влагалища.
3) Нижние и средние прямокишечные вены – собирают кровь от стенок прямой кишки.
! Висцеральные протоки образуют венозные сплетения вокруг органов малого таза (мочевой пузырь, предстательная железа, прямая кишка и т.д.).
Вены нижней конечности разделяются на глубокие и поверхностные (или подкожные), которые соединяются между собой анастамозами.
Поверхностные вены образуют сети и сливаются в две основные вены: большую и малую скрытые вены.
Большая подкожная (скрытая вена) – v.saphena magna – начинается из вен медиального края стопы и поднимается вверх по медиальной поверхности голени и бедра, впадая в бедренную вену несколько ниже паховой связки.
Малая подкожная вена – v.saphena parva – начинается из вен латерального края стопы, переходит на заднюю поверхность голени, впадает в подколенную вену.
Глубокие вены по две сопровождают артерии стопы и голени. В подколенной ямке они сливаются в подколенную вену, которая переходит в бедренную вену, лежащую с внутренней стороны от бедренной артерии.
Бедренная вена проходит под паховой связкой в брюшную полость и продолжается в наружную подвздошную вену. На уровне крестцово-подвздошного сустава она сливается с внутренней подвздошной веной, несущей кровь от органов и стенок малого таза, образуя общую подвздошную вену. Правая и левая подвздошные вены, соединяясь, образуют нижнюю полую вену.
В области стопы подкожные вены образуют подошвенную и тыльную венозные сети стопы, в которые впадают пальцевые вены. Из венозных сетей формируются тыльные плюсневые вены, которые дают начало большой и малой подкожным венам ноги.
Система воротной вены
Воротная вена (v.portae) – входит в ворота печени вместе с печеночной артерией. Она несет кровь от непарных органов брюшной полости в печень и образуется из селезеночной, верхней и нижней брыжеечных вен. Длиной 5-6 см, диаметр 11-18 мм.
В воротную вену впадают вены желудка, тонкой и толстой кишки, селезенки, поджелудочной железы, желчного пузыря. Затем воротная вена направляется к воротам печении входит в ее паренхиму, где делится на две ветви: правая и левая, каждая из них разделяется на сегментарные, а затем междольковые вены. В дольках печени многочисленные широкие капилляры (синусоиды), образующиеся из междольковых вен и артерий, сливаются в центральные вены, которые несут кровь в печеночные вены, впадающие в нижнюю полую вену.
Таким образом, кровь от органов пищеварительного тракта проходит через печень, а затем только поступает в систему нижней полой вены.
Верхняя брыжеечная вена – идет в брыжейки тонкой кишки. Ее притоки – вены тощей и подвздошной кишки, панкреатические, панкреатодуодональные, подвзодшно-ободочная, правая желудочно-сальниковая, правая и средняя ободочные вены, вена червеобразного отростка.
Селезеночная вена – собирает кровь от селезенки, желудка, поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки, большого сальника. Притоки – желудочные вены, панкреатические, левая желудочно-сальниковая.
Нижняя брыжеечная вена – образуется путем слияния верхней прямокишечной вены, левой ободочной и сигмовидных вен.
Собирает кровь от стенок верхней части прямой кишки, сигмовидной ободочной и нисходящей ободочной кишок.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Изложение лекционного материала
- 1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
- 2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
- 3. Методы, используемые для изучения анатомии:
- 4. Этапы развития анатомии.
- 5. Древние ученые анатомы:
- 6. Анатомическая номенклатура:
- 7. Оси, плоскости, условные линии тела.
- 3 Вида плоскостей:
- В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально м положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед!
- V.Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- Латинская терминология
- Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- IV. Изложение лекционного материала
- 2. Ткани – определение, строение, функции, классификация.
- 3. Эпителиальная ткань – определение, строение, функции, классификация.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III.Контроль знаний студентов
- IV.Изложение лекционного материала
- 1. Топография, строение, классификация и функции соединительной ткани.
- 2. Плотная волокнистая соединительная ткань.
- 1. Соединительная ткань с особыми свойствами:
- 2. Скелетные твердые:
- 2. Топография, строение, классификация и функции мышечной ткани.
- 2. Поперечнополосатая мышечная ткань.
- V.Внеаудиторная работа.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Нервная ткань.
- V. Внеадиторная работа (задания на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Анатомия и физиология аппарата движения.
- 2. Виды костей.
- 4. Соединение костей.
- 5. Виды движения в суставах.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Морфофункциональная характеристика туловища.
- 2. Строение, соединение позвонков.
- 3. Строение грудной клетки.
- 4. Соединение костей торакса.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Скелет плечевого пояса. Соединение костей плечевого пояса.
- 2. Скелет свободной верхней конечности.
- 3. Соединение костей верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижней конечности».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости таза. Соединение косей таза.
- 2. Скелет свободной нижней конечности состоит из:
- 3. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 4. Стопа как целое.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Череп – определение.
- 2. Мозговой череп
- 3. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Лицевой череп».
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости лицевого черепа.
- 2. Череп как целое.
- 3. Половые различия черепа.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы.
- 2. Мышца как орган.
- 3. Классификация мышц.
- 5. Квадратная, треугольная, круглая, дельтовидная, зубчатая.
- 4. Фасции мышц.
- 5. Свойства мышц.
- 6. Работа мышц.
- 7. Механизм мышечного сокращения.
- Механизм мышечного сокращения.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- 4. Медиальная крыловидная мышца(m.Ptherygoideus medialis).
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Поверхностные мышцы шеи.
- 2. Срединная группа мышц шеи (надподъязычные и подподъязычные).
- 4. Подбородочно-подъязычная мышца.
- 3. Глубокий слой мышц шеи.
- 1. Лестничные мышцы (передняя, средняя и задняя).
- 5. Топографические образования шеи.
- Образования шеи:
- Топография шеи
- Передний треугольник делится на 3:
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы спины. Фасции спины.
- 3. Ромбовидные мышцы (большая и малая)(mm.Rhomboidei major et minor).
- 2. Ременная мышца шеи (m.Splenius cervicia).
- 3. Мышца, выпрямляющая позвоночник (m.Erector spinae).
- 2. Мышцы груди. Фасции груди.
- 3. Диафрагма.
- 4. Мышцы живота. Фасции живота.
- 2. Пирамидальная мышца.
- 1. Квадратная мышца поясницы.
- 5. Топографические образования живота.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы плечевого пояса.
- 4. Круглые мышцы (малая и большая) (m.Teres minor et major).
- 2. Мышцы плеча.
- 4. Мышцы кисти.
- 5. Фасции верхней конечности.
- 6. Топография верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы тазобедренной области.
- 2. Грушевидная мышца (m.Piriformis).
- 3. Внутренняя запирательная мышца (m.Obduratorius internus).
- 1. Двуглавая мышца (m.Biceps femoris).
- 2. Полусухожильная и полуперепоночатая мышцы (mm. Semitendinosus et semimembranosus).
- 3. Мышцы голени.
- 3. Подколенная мышца (m.Popliteus).
- 4. Мышцы стопы.
- 5. Фасции нижней конечности.
- 6. Топография нижней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Нервная система – общее понятие.
- 2. Рефлек, классификация, значение.
- 3. Синапс, понятие, виды.
- 4. Виды нервной деятельности.
- 4. Условный тормоз.
- 5. Значение, функции нервной системы.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Общее строение спинного мозга.
- 2. Функции спинного мозга.
- 3. Внутреннее строение спинного мозга.
- 5. Оболочки спинного мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия: Оснащение: таблицы, учебник, атлас.
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика смн.
- 2. Шейное сплетение (plexus cervicalis).
- 3. Плечевое сплетение(plexus brachialis).
- 4. Поясничное сплетение (plexus lumbalis).
- 5. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
- 6. Копчиковое сплетение.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общее строение головного мозга.
- 2. Продолговатый мозг, строение.
- 3. Функции продолговатого мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Задний мозг.
- 2. Средний мозг – строение, функции.
- 3. Промежуточный мозг – строение, функции.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика конечного мозга.
- 2. Борозды, извилины, доли конечного мозга.
- 3. Внутреннее строение конечного мозга.
- 4. Полость головного мозга.
- 5. Оболочки головного мозга.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Функциональные виды черепных нервов.
- 2. Черепные нервы I-VI пары.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Черепные нервы VII-XII.
- 2. Проведение возбуждения по нервному волокну (опережающее задание на дом).
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Единая нервная система условно подразделяется на 2 части:
- 2. Особенности строения вегетативной нервной системы и различия с соматической нервной системой:
- 3. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала
- 1. Понятие – сенсорная система.
- 2. Определение и характеристика рецепторов.
- Определение органов чувств. Звенья анализатора.
- 4. Общая характеристика кожи.
- 5) В коже выделяют 2 слоя:
- 5 Основных слоев эпидермиса:
- 9) Орган вкуса
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Функции сетчатки Фоторецепция
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Оптическая система глаза
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Невесомость
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 9) Регуляция образования и выделения гормонов.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Артерии верхней конечности
- Артерии нижней конечности
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная работа студентов.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала. Функциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка. Иммунитет
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Процесс дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Поджелудочная железа
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружные женские половые органы
- Внутренние женские половые органы
- Физиология женских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружние мужские половые органы
- Внутренние мужские половые органы
- Физиология мужских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов а. Тест-эталонные задания с применением компьютера (30 минут)
- IV. Изучение нового материала
- I. Общая схема иммуннитета
- II. Неспецифические факторы иммунной защиты
- Специфические факторы иммунной защиты
- Органы иммунной системы
- VI. Подведение итогов
- Эталоны ответов для тестовых заданий по анатомии и физиологии человека