IV. Изложение нового материала.
План
Полость рта, язык, зубы
Глотка, пищевод
Строение желудка, желудочный сок
Тонкий, толстый кишечник
В пищеварительную систему входят - полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки, печень, поджелудочная железа.
Органы, составляющие пищеварительную систему, располагаются в области головы, шеи, грудной клетки, брюшной полости и таза.
Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки - пищеварительного тракта и пищеварительных желез, расположенных внутри его стенки и за его пределами (печень, поджелудочная железа), но связанных с ним протоками.
Основная функция пищеварительной системы заключается приеме пищи, механической и химической ее обработке, усвоении пищевых веществ и выделении не переваренных остатков.
Полость рта (cavitas oris)- начало пищеварительной системы. Подразделяется на два отдела: преддверие рта и собственно полость рта.
Преддверие рта (vestibuhum oris) - щелевидное пространство, расположенное между губами и щеками снаружи и зубами и деснами изнутри. При сомкнутых зубах оно сообщается с собственной полостью рта позади больших коренных зубов, с внешней средой преддверие рта соединяется ротовой щелью. Ротовую щель ограничивают верхняя и нижняя губы, которые представляют собой кожно-мышечные складки. В толще губ залегает круговая мышца рта, при сокращении этой мышцы ротовое отверстие смыкается. Губы в углах рта соединены спайками губ. Наружная поверхность губ покрыта кожей, а внутренняя – слизистой оболочкой и многослойным плоским неороговевающим эпителием. В месте перехода слизистой оболочки на альвеолярные отростки челюстей находятся уздечки верхней и нижней губ.
В области альвеолярных отростков слизистая оболочка плотно срастается с надкостницей, образуя десны (gingiva).
В толще щек лежит щечная мышца и жировая клетчатка. У детей жировое тело щек выражено особенно сильно и способствует уменьшению давления со стороны атмосферы во время акта сосания. На слизистой оболочки щеки, в преддверии рта открывается проток околоушной слюнной железы.
Собственно полость рта - простирается от зубов до входа в глотку. Сверху полость рта ограничена твердым и мягким небом, снизу мышцами, образующим диафрагму рта, спереди и с боков - щеками, зубами, а сзади – через широкое отверстие – зевом.
На нижней поверхности ротовой полости лежит язык, который при закрытом рте почти полностью ее заполняет, и слой верхней поверхностью прилежит к небу. Под языком, по сторонам от средней линии, видны сосочки, на которых открываются протоки поднижнечелюстной и подъязычной слюнных желез.
Небо (pahatum) состоит из двух частей.
Передняя часть его образована отростками верхней челюсти и небной кости, соединенных между собой швом неба, и называется твердым небом.
Оно покрыто слизистой оболочкой с многослойным плоским неороговевающим эпителием и плотно сросшейся с надкостницей.
Задний отдел - мягкое небо - мышечно-апоневротическое образование, покрыто слизистой оболочкой. Передний отдел мягкого небо располагается горизонтально, а задний свисает свободно, образует небную занавеску с небным язычком посередине. Небо отделяет ротовую полость от носоглотки. По бокам от небной занавески отходят две складки - дужками:
1.Передняя небно-язычная дужка – спускается с боковой поверхности языка.
2. Задняя небно-глоточная дужка – с боковой стенки глотки.
Между дужками располагается миндаликовая ямка- это углубление с обеих сторон, в котором лежит небная миндалина. В состав мягкого неба и дужек входят мышцы, наиболее крупными из некоторых является мышца, поднимающая небную занавеску и мышца, напрягающая небную занавеску, небно-язычная и небно-глоточная мышцы, и непарная мышца язычка.
Сокращаясь, они напрягают небную занавеску, расширяют и опускают мягкое небо. Ротовая полость сообщается с глоткой при помощи отверстия - перешеек зева, который сверху ограничивается мягким небом, с боком – небно-язычными дужками, снизу - корнем языка.
Десны – (gingivoe) является продолжением слизистой оболочки губищек, идут на альвеолярные отростки челюстей и плотно окутывающих шейки зубов.
Язык (lingua) – мышечный орган.
Функции: 1.Перемешивает пищу в полости рта.
2.Определяет вкусовые качества. 3.Участвует в артикуляции. Лежит на дне полости рта. Представляет собой плоское тело овально- вытянутой формы. В языке различают тело, верхушку (кончик) и корень. Имеет верхнюю поверхность (спинку языка), нижнюю поверхность и край, спинка языка состоит из двух отделов: передний, больший, лежит в полости рта, задний - обращен в глотку. На границе между ними находятся ямка - слепое отверстие, – от которого в стороны проходит борозда. Слизистая оболочка снабжена многочисленными выростами-сосочками, придающими ему бархатистый вид.
Различают нитевидные и конусовидные сосочки общей чувствительности – прикосновение, боль, температура.
Грибовидные, листовидные, желобовидные содержат вкусовые нервные окончания. Слизистая оболочка корня языка не имеет сосочков. Здесь находится много лимфоидных узелков, которые образуют язычную миндалину. На нижней поверхности языка слизистая оболочка при переходе на дно полости рта образует по срединной линии складку – уздечку языка.
Скелетные мышцы языка: 1. Подбородочно-язычная - выдвигает язык вперед и отклоняет его в сторону.
2. Подъязычно-язычная – оттягивает язык вниз и назад.
3.Шилоязычная – оттягивает язык вверх и назад.
Собственные мышцы языка: верхняя и нижняя продольные мышцы, поперечная и вертикальная мышцы – находятся в толще языка. При сокращении они изменяют форму языка.
Зубы (dentes) – расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей.
Функция зубов - захватывают, откусывают, измельчают пищу и участвуют в звукообразовании.
У человека на протяжении жизни зубы меняются дважды: в начале в соответствующей последовательности появляется 20 молочных зубов, а затем 32 постоянных зуба. Зубы бывают молочные и постоянные.
Прорезывание молочных зубов. Истончение десны и появление коронки зуба в полости рта начинается на 5-7-м месяце жизни. Первыми прорезываются внутренние нижние резцы. К году обычно прорезываются 8 зубов (все резцы). При некоторых заболеваниях, например при рахите, прорезывание зубов задерживается. Заканчивается прорезывание молочных зубов на 3-м году. Молочных зубов 20. на каждой половине верхнего и нижнего зубного ряда по 5 зубов: 2 резца, 1 клык, 2 коренных зуба.
После 6 лет (6-7 лет) у детей начинается смена молочных зубов постоянными. Она заключается в прорезывании добавочных зубов и замене молочных зубов постоянными. Прорезывание начинается с появления первого большого коренного зуба (шестилетний моляр) и заканчивается к 13-15 годам. Зубы мудрости прорезываются в 17-26 лет (до 30 лет). Каждый зуб состоит из: коронки, шейки и корня. Коронка зуба – наиболее массивная часть зуба выдается над десной, в ней различают несколько поверхностей: язычную, вестибулярную (к преддверию рта), контактную (2 поверхности, которыми коронка обращена к двум соседним зубам), жевательная.
Корень – вставлен в зубную альвеолу (вколачивание). Каждый зуб имеет от 1 до 3 корней. Корень заканчивается верхушкой, на которой имеется отверстие, через которое в зуб входят сосуды и нервны. Корень удерживает в зубной ячейке челюсти за счет соединительной ткани – надкостницы, богатой кровеносными сосудами – периодонт.
Внутри зуба находится полость. Заполненная мякотью зуба – пульпой, которая образует полость коронки и продолжается в корень зуба в виде канала корня зуба.
Пульпа состоит из соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов. В вещество зуба входят дентин, эмаль и цемент.
Дентин – расположен вокруг полости зуба и коренного канала, он образует основную массу зуба. Снаружи коронка покрыта эмалью, а корень цементом.
Шейка зуба – небольшое сужение зуба между коронкой и корнем зуба, ее охватывает слизистая оболочка десны.
Зубы взрослого человека расположены симметрично на верхней и нижней челюсти, по 16 зубов на каждой (2 резца. 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба в каждой половине).
Резцы – разрезают, отделяют пищу.
Клыки – для разрывания.
Коренные зубы – для раздробления и растирания пищи. Т.е. каждый зуб выполняет свою функцию и имеет свою форму.
Молочная формула зубов:
-
2012
2102
2012
2102
Глотка (pharynx)- мышечная трубка, расположенная впереди тел шейных позвонков, длинной 12-15 см, является частью пищеварительной и дыхательной систем. Вверху она прикрепляется к основанию черепа – к глоточному бугорку базилярной части затылочной кости, Пирамидов височной кости, медиальной пластине крыловидного отростка. На уровне VΙ- VΙΙ шейных позвонков переходит в пищевод.
Передняя стенка почти отсутствует, т.к. здесь расположены отверстия: хоаны, зев и вход в гортань. Задняя и боковые стенки глотки образованными полостатыми поперечными мышцами, а также поднимателями глотки. Верхней стенкой глотки служит покрытая слизистой оболочкой часть основания черепа, расположенная впереди от большого затылочного отверстия. Это свод глотки.
Между задней стенкой глотки и пластинкой шейной фасции располагается заглоточное пространство, заполненное рыхлой соединительной тканью, в которой залегают заглоточные лимфоузлы.
Глотка делится на 3 части: верхнюю - носовую или носоглотку, среднюю - ротовую, и нижнюю – гортанную.
Носовая часть – относительно к дыхательным путям. На боковой стенке – глоточное отверстие слуховой трубы d= 3-4 мм – оно соединяет полость глотки с полостью среднего уха.
Здесь находятся глоточная и трубная миндалины - скопление лимфоидной ткани.
Ротовая часть – идет от небной занавески до входа в гортань. Спереди сообщается с перешейком зева, сзади соответствует ΙΙΙ шейному позвонку.
Гортанная часть – от уровня входа в гортань до перехода глотки в пищевод. На передней стенки этой части имеется отверстие, которое ведет в гортань, которое вверху ограничено надгортанником, с боков – черпало надгортанниками складками. Внизу черпаловидными хрящами гортани.
Стенка глотки образована слизистой оболочкой, которая лежит на плотной соединительнотканной пластинке, заменяющей подслизистую основу.
Снаружи от подслизистой основы – мышечная оболочка – адвентиция.
Слизистая оболочка – на уровне носоглотки покрыта мерцательными эпителием, а внизу многослойным плоским эпителием. Слизистая оболочка, внутри глотки не имеет складок.
В ней находятся слизистые железы, которые вырабатывают секрет, служащей для увлажнения ее стенок и способствующий скольжению пищевого колена при глотании.
Кольцо Пирогова – Вальдейера – это лимфоэпителиальное кольцо, которое образует глоточная и трубная миндалины, а также небо и язычная миндалина – выполняют защитную функцию по обезвреживанию микроорганизмов, попадающих в организм из внешней среды.
Мышцы глотки – образованы поперечнополосатой мышечной тканью, на подниматели и сжиматели.
Подниматели - шилоглоточная и трубноглоточная мышцы.
Сжиматели – (констрикторы) верхний, средний, нижний. При прохождении пищевого комка через глотку продольные мышцы поднимают ее, а сжиматели глотки, последовательно сокращаясь сверху вниз продвигают пищу к пищеводу. В глотку открывается 7 отверстий в носоглотке 4 отверстий - 2 хоаны + 2 отверстия слуховых труб. В ротовой части – глотка через зев сообщается с полостью рта и в гортанной части открывается вход в гортань и отверстие пищевода.
Пищевод (esophague) – узкая длинная цилиндрическая трубка 25-30 см, соединяющая глотку с желудком. Начинается на уровне VΙ шейного позвонка, проходит через грудную полость, диафрагму и впадает в желудок слева от X – XΙ грудного позвонка.
Различают 3 части пищевода:
1.Шейная – между трахеей и позвоночником на уровне VΙ шейного и до ΙΙ грудного позвонков. По бокам проходят общая сонная артерия и возвратный гортанный нерв.
2.Грудная – сначала в верхнем, а затем в заднем средостении. Здесь пищевод окружают трахея, перикард, грудная часть аорты, главный левый бронх, блуждающий нерв.
3. Брюшная – 1-3 см длинной, соединяется с кардиальным отделом желудка.
Пищевод имеет 3 сужения: 1-ое – VΙ-VΙΙ шейный позвонок; 2-ое – ΙV – V грудных позвонков (у места бифуркации трахей); 3 –ие – в месте, где пищевод проходит через диафрагму.
Различают 2 физиологических сужения:
аортное – в месте пересечения пищевода с аортой и – в месте перехода в желудок.
Пищевод образует ряд изгибов. В шейной области он отклоняется влево, далее изгиб постепенно выпрямляется и на уровне V грудного позвонка пищевод занимает срединное положение. Ниже он опять отклоняется влево и вправо по направлению к пищеводному отверстию диафрагмы.
Стенка пищевода состоит из слизистой оболочки, образующей продольные складки. Она выстлана многослойным плоским эпителием.
Подслизистая основа хорошо развита. В слизистой оболочке и в подслизистой основе находятся железы, которые своими протоками открываются в просвет пищевода.
Мышечная оболочка – формируется наружным продольным и внутренним круговыми слоями. В верхней трети пищевода мышцы поперечнополосатые, а затем они постепенно замещаются гладкими.
Снаружи пищевод покрыт адвентицией – (шейная и грудная часть) – рыхлая соединительная ткань, позволяющая пищеводу менять величину поперечного диаметра при прохождении пищи.
Брюшная часть пищевода покрыта висцеральным местком брюшины.
Желудок (ventricuhus, gaster) – представляет собой расширенную часть пищеварительного канала, служит вместилищем для пищи. Находится между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой, в верхнем этаже брюшной полости – надчеревье.
Большая его часть (5/6) лежит слева от срединной плоскости, влево подреберье.
Размеры желудка сильно варьируют как индивидуально, так и в зависимости от его наполнения (натощак – 18 – 20 см; при среднем наполнении – 24 -26 см). Вместимость желудка взрослого человека от 1,5 до 4,0 л, в среднем 3 л. Размеры желудка новорожденного невелики – около 5 см в длину
В желудке различают переднюю и заднюю стенки.
Вогнутый край желудочка, обращенный вправо и вверх, называются малой кривизной. Выпуклый его край, направленный вниз и влево, большой кривизной.
Часть желудка, прилежащую к месту входа пищевода в желудок, называют кардиальной, слева от нее образуется куполообразное выпячивание – дно желудочка. Средняя часть называется телом, а часть, переходящая в двенадцатиперстную кишку, привратниковой или пилорической.
Стенка желудка состоит из 4-х слоев:
1) слой – Слизистая оболочка – красновато – серого цвета, имеет большое количество складок, направленных преимущественно продольно. По малой кривизне – складки направленные продольно; в области дна и тела желудочка – поперечно, косо и продольно.
В месте перехода желудка в двенадцатиперстную кишку находятся кольцеобразная складка – заслонка пилоруса (привратника) – разграничивает полость желудка и двенадцатиперстной кишки при сокращении сфинктера привратника. Кроме складок, слизистая оболочка желудка имеет возвышения – желудочное поля, на которых находятся большое количество желудочных ямок. В ямки открываются железы желудка, выделяющие желудочный сок. Различают желудочные (собственные) железы, расположенные в области дна и тела его, и железы привратника.
Собственные железы очень многочисленные. Они содержат клетки 3х видов:
1 Главный (главные гландулоциты) вырабатывают ферменты.
2 Обкладочные (париетальные гландулоциты) выделяют хлористоводородную кислоту.
3 Добавочные (мукоциты) выделяют слизь.
Пилорические железы обкладочных клеток не имеют.
2) слой- Подслизестая основа – хорошо выражена, представляет собой рыхлую соединительную ткань, в которой располагается большое количество кровеносных и лимфатических сосудов и нервов.
3) слой – Мышечная оболочка – состоит из гладких мышечных клеток, расположенных в три слоя: внутренний – косое направление мышечных волокон ; средний – круговой; наружный-продольное. В привратниковой части кольцевой слой мышц утолщается, образуя сжиматель – сфинктер привратника .(m.sphincter pyhori). Слизистая оболочка в этом месте образует круговую складку – привратниковую заслонку . При сокращении сфинктера она совершенно отделяет полость желудка от полости двенадцатиперстной кишки .
4) слой- серозная оболочка – брюшина , покрывает желудок снаружи со всех сторон .Она образована слоем рыхлой волокнистой соединительной ткани и содержит эпителиальные клетки . Эпителиальные клетки выделяют серозную жидкость для снижения трения между стенками полостей и органов .
Расположение тела желудка у живого человека в стоячем положении приближается к вертикальному. Пилорическая часть при этом направлена вверх вправо и назад, и желудок напоминает форму крючка.
Помимо этой формы , наблюдаются еще две более крайние формы: желудок в виде рога, расположенный почти горизонтально, и желудок в виде чулка, или удлиненный, расположены вертикально.
Входное кардиальное отверстие на уровне тел X-XI грудных позвонков, а выходное отверстие привратника у правого края XXII грудной и I поясничных позвонков, Продольная ость желудка проходит косо сверху вниз, слева направо и сзади впереди. Передняя поверхность в кардиальной части дна и тела соприкасается с диафрагмой, а в области малой кривизны славой доли висцеральной поверхности печени. Небольшая часть тела желудка прилегает непосредственно к передней брюшной стенке.
Задняя поверхность желудочка по большой кривизне соприкасается с поперечной ободочной шишкой, а в области дна с селезенкой. Сзади желудка находятся щелевидное пространство сальная сумка, которая отграничивает его то органов, лежащих на задней брюшной стенке: левой почки, надпочечника, поджелудочные железы. Относительно устойчивое положение желудочка обеспечивается его соединительным с окружающими органами при помощи печеночно-желудочной, желудочно-ободочной и желудочно-селезеночной связок.
Тонкая кишка ( intestinum tenue) – начинается от привратника желудка на уровне I поясничного позвонка и заканчивается в правой подвздошной ямке, где она переходит в слепую кишку. Длина тонкой кишки от 2,2 до 5,5м (4,5). У мужчин она несколько длиннее, чем у женщин. Тонкая кишка имеет форму трубки, диаметр которой уменьшается сверху вниз (d в поперечнике = 47 мм, а в конце около 27мм).
Тонкая кишка делится на 3 отдела:
1отдел: Двенадцатиперстная кишка (duodtnum) начальный отдел тонкой кишки длиной 17-21см. Она фиксирована на задней брюшной стенке и подковообразной железы. В ней различают 4 части: верхнюю, нисходящую, нижнюю горизонтальную, восходящую. На уровне I-II поясничного позвонка слева она образует резкий изгиб, переходя в тощую кишку.
Двенадцатиперстная кишка располагается забрюшинно и не имеет свой брыжейки. Брюшина прилегает к кишке спереди, покрывает со всех сторон только ее начальный отдел- ампулу. Фиксируется печено-дуоденальной, двенадцатиперстной, подвешивающей связками.
Слизистая оболочка двенадцатиперстная кишки образует круговые складки, на ветреней стенке ее находится продольная складка, в нижней части которой расположен большой сосочек двенадцатиперстная кишки ( фатеров сосочек), на котором открывается общий жилочный проток и проток поджелудочной железы. В некоторых случаях на 2-3см выше от сосочка возможно наличие добавочного малого сосочка двенадцатиперстная кишки, на котором открывается добавочный проток поджелудочной железы. По всему протяжению в стенке кишки имеется большое количество простых трубчатых желез выделяющих кишечный сок ( кишечные железы). В двенадцатиперстная кишке, в ее подслизистой основе, лежат более сложно устроенные двенадцатиперстные (бруннеровы) железы, протоки которых открываются в просвет кишки.
Мышечная оболочка состоит из внутреннего циркулярного и наружного продольных слоев гладких мышечных волокон.
Снаружи двенадцатиперстная кишка покрыта адвентицией – рыхлая волокнистая соединительная ткань, в отличие от серозной оболочки не имеет эпителий.
2 отдел Тощая кишка (jejbnum) лежит после двенадцатиперстная кишки, ее петли расположены в левой верхней части брюшной полости d=3,5-4,5см.
3 отдел Подвздошная кишка ( ileum) является продолжением тощей кишки. Занимает правую нижнюю часть брюшной полости, соединяется со слепой кишкой в области правой подвздошной ямки. Длина около 2.7см.
Тощая и подвздошная кишки покрыты брюшиной, образующей наружную серозную оболочку ее стенки, которая лежит на тонкой субсерозной основе.
Брюшина формирует брыжейку, между листком которой идут кровеносные и лимфатические сосуды и нервы.
Под субсерозной оболочкой лежит мышечная – состоит из 2х слоев: наружного – продольное направление волокон, внутреннего – круговое. За мышечной – подслизистая основа – рыхлая соединительная ткань + кровеносные и лимфатические сосуды и нервы.
Слизистая оболочка – тощей и подвздошной кишок образует круговые складки высотой около 8 мм, которые охватывают 1/2-2/3 окружности кишки . Высота складок в направлении от тощей до подвздошной кишки уменьшается . Складки покрыты кишечными ворсинками высотой 0,2-1,2мм увеличивает площадь всасывания слизистой оболочки тонной кишки , которая покрыта однослойным призматическим эпителием и имеет хорошо развитую сеть кровеносных и лимфатических сосудов. В слизистой оболочки тощей кишки расположены одиночные лимфоидные узелки, а в слизистой оболочки подвздошной кишки их много и они объединяются в групповые лимфоидные узлы (пейеровы бляшки).
Основа ворсинок – соединительная ткань собственной пластинки слизистой оболочки с небольшим количеством гладких мышечных клеток . В центре – лимфатический капилляр, вокруг которого ближе к эпителию, проходят кровеносные сосуды .
Тощая и подвздошная кишки имеют брыжейки - это брыжеечная часть тонкой кишки, лежит ниже поперечной ободочной кишки, брыжейка образует 14-16 петель, покрытых спереди большим сальником . 2/5 брыжечной части - тощая, 3/5-подвздошная .
Толстая кишка (intestinumcrassum) продолжение тонкой кишки. Общая длина от 1,0-1,7м, d=4-8см. Отличается от тонкой кишки не только большим диаметром, но и наличие продольных мышечных лент на ее поверхности, вздутие (гаустры) и отростков серозной оболочки, содержащих жир . В ней завершается переваривание пищи , формируется и выводятся наружу через анальное отверстие каловые массы.
В толстую кишку входят:
1Слепая кишка – участок толстой кишки, расположенный ниже места впадения в нее толстой кишки в правой подвздошной ямке. Ее длина около 6см. ,d=7,0-7,5см. Покрывает ее брюшина со всех сторон, но не имеет брыжейки . От внутренне задней поверхности отходит червеобразный отросток –аппендикс. Длина и положение его сильно варьируют. Наиболее часто аппендикс спускается вниз ко входу в малый таз. Реже он направлен к наружи и кверху, внутрь от слепой кишки или вверх ,располагается позади нее .
Аппендикс – это вырост слепой кишки длинной 2-20см (в среднем 8см.), d=0,5-1,0см. Просвет аппендикса может с возрастом частично или полностью зарастать . Отверстие ,которым просвет его открывается в полость слепой кишки, прикрыто складкой слизистой оболочки –заслонкой . Слизистая оболочка аппендикса богата лимфоидной тканью, стенка его состоит из тех же слоев ,что и стенка кишки. .Брюшина покрывает его со всех сторон и образует брыжейку. На месте впадения тонкой кишки в толстую образуется илеоцекальное отверстие, напоминающие горизонтальную щель, ограниченную сверху и снизу двумя складками которые формируют и моцекальный клапан (баучинева заслонка ), препятствующей возвращение содержимого толстой кишки в тонкую. Несколько ниже илеоцекального клапана находится отверстие на внутренней поверхности аппендикса .
2 Восходящая оболочная кишки ( colon ascendens) продолжает слепую кишку вверх, расположена в правой боковой области брюшной полости , дойдя до висцеральной поверхности правой доли печени, кишка резко поворачивает влево и образует правый выгиб ободочной кишки, а затем переходит в поперечную ободочную кишку .
3 Поперечная ободочная кишка (colon transversum) покрыта брюшиной со всех сторон и имеет собственную брыжейку. Она занимает поперечное положение в брюшной полости, доходя слева до нижнего конца селезенки, снизу прилегают – петли тонкой кишки, спереди – передняя брюшная стенка , сзади – двенадцатиперстная кишка и поджелудочная железа .
4 Нисходящая ободочная кишка (colon descendtns) длиной 10-30см, направляется вниз и на уровне гребня подвздошной кости переходит в сигмовидную кишку. Покрыта брюшиной с боков и спереди.
Восходящая и нисходящая ободочные кишки прочно укреплены на задней брюшной стенке.
5 Сигмовидная ободочная кишка (colon sigmoideum) лежит в левой подвздошной ямке. Начало: гребни подвздошной кости и заканчивается на уровне крестцово – подвздошного сустава , где переходит в прямую кишку . По ходу сигмовидная кишка образует две петли длина от 15-67 см . Покрыта брюшиной со всех сторон , имеет брыжейку прикрепляется к задней брюшной полости .
6 Прямая кишка ( rectum) – конечный отдел толстой кишки . Располагается в малом тазу , образуя изгибы в переднезаднем и поперечном направлениях конечная часть ее прободает тазовое дно и заканчивается заднепроходным отверстием – это узкая часть кишки, проходящая через промежность . В верхнем отделе прямой кишки образуется расширение – ампула – здесь слизистая оболочка образует три поперечные складки , соответствующие изгибом кишки . Нижний отдел кишки сужен и называется анальным каналом. Здесь находятся вертикальные валики – анальные столбы , между которыми образуется углубление – анальные пазухи . Кольцевое пространство между пазухами и заднепроходным отверстием называется геморроидальной зоной, т.к. в тельце стенки кишки находится венозное сплетение . Слизистая оболочка содержит кишечные железы ( слизистые и бокаловидные) и одиночные лимфоидные узелки, образует продольные и поперечные складки.
Мышечная оболочка прямой кишки состоит из 2х слоев – продольного и кругового. Круговой слой в области заднепроходного отверстия утолщается и образует внутренний сфинктер прямой кишки (непроизвольный) высотой 2-3см. Снаружи вокруг заднепроходного отверстия сосредоточены поперечнополосатые круговые мышечные волокна, которые образую наружный (произвольный) сфинктер прямой кишки. Мышечные волокна произвольного сфинктера затем входят в состав мышц диафрагмы таза. Мышечные волокна продольного слоя в стенке прямой кишки образует сплошной слой, в который внизу вплетаются волокна мышцы, поднимающие задний проход. Прямая кишка полностью покрыта брюшной лишь в верхнем отделе, в среднем она покрывает ее с трех сторон, а внизу совсем выходит из брюшной полости.
Оболочки толстой кишки:
1 Слизевая оболочка – цилиндрический эпителий, в котором находятся слизистые (бокаловидные) клетки. Ворсинок не образует, есть только полулунный складки ободочной кишки, расположенные в три ряда и соответствуют границам гаустр (выпячивание стенки) ободочной кишки.
2 Подслизистая основа
3 Мышечная оболочка – состоит из 2х слоев – внутреннего кругового и наружного продольного. Продольный образует три продольных пучка (ленты) ободочной кишки. Лента имеет ширину 1см и называется соответственно брыжеечной, свободной и сальниковой. В стенке аппендикса и прямой кишки они сливаются в единый мышечный слой.
4 Серозная оболочка – покрывает полностью аппендикс, слепую, поперечную и сигмовидную кишки, начальный отдел прямой кишки.
Остальные части толстой кишки покрыты брюшной частью.
В области свободной и сальниковой лент, на наружный поверхности толстой кишки серозная оболочка образует сальниковые отростки из жировой ткани.
Полость живота и брюшины.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Изложение лекционного материала
- 1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
- 2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
- 3. Методы, используемые для изучения анатомии:
- 4. Этапы развития анатомии.
- 5. Древние ученые анатомы:
- 6. Анатомическая номенклатура:
- 7. Оси, плоскости, условные линии тела.
- 3 Вида плоскостей:
- В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально м положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед!
- V.Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- Латинская терминология
- Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- IV. Изложение лекционного материала
- 2. Ткани – определение, строение, функции, классификация.
- 3. Эпителиальная ткань – определение, строение, функции, классификация.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III.Контроль знаний студентов
- IV.Изложение лекционного материала
- 1. Топография, строение, классификация и функции соединительной ткани.
- 2. Плотная волокнистая соединительная ткань.
- 1. Соединительная ткань с особыми свойствами:
- 2. Скелетные твердые:
- 2. Топография, строение, классификация и функции мышечной ткани.
- 2. Поперечнополосатая мышечная ткань.
- V.Внеаудиторная работа.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Нервная ткань.
- V. Внеадиторная работа (задания на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Анатомия и физиология аппарата движения.
- 2. Виды костей.
- 4. Соединение костей.
- 5. Виды движения в суставах.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Морфофункциональная характеристика туловища.
- 2. Строение, соединение позвонков.
- 3. Строение грудной клетки.
- 4. Соединение костей торакса.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Скелет плечевого пояса. Соединение костей плечевого пояса.
- 2. Скелет свободной верхней конечности.
- 3. Соединение костей верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижней конечности».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости таза. Соединение косей таза.
- 2. Скелет свободной нижней конечности состоит из:
- 3. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 4. Стопа как целое.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Череп – определение.
- 2. Мозговой череп
- 3. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Лицевой череп».
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости лицевого черепа.
- 2. Череп как целое.
- 3. Половые различия черепа.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы.
- 2. Мышца как орган.
- 3. Классификация мышц.
- 5. Квадратная, треугольная, круглая, дельтовидная, зубчатая.
- 4. Фасции мышц.
- 5. Свойства мышц.
- 6. Работа мышц.
- 7. Механизм мышечного сокращения.
- Механизм мышечного сокращения.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- 4. Медиальная крыловидная мышца(m.Ptherygoideus medialis).
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Поверхностные мышцы шеи.
- 2. Срединная группа мышц шеи (надподъязычные и подподъязычные).
- 4. Подбородочно-подъязычная мышца.
- 3. Глубокий слой мышц шеи.
- 1. Лестничные мышцы (передняя, средняя и задняя).
- 5. Топографические образования шеи.
- Образования шеи:
- Топография шеи
- Передний треугольник делится на 3:
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы спины. Фасции спины.
- 3. Ромбовидные мышцы (большая и малая)(mm.Rhomboidei major et minor).
- 2. Ременная мышца шеи (m.Splenius cervicia).
- 3. Мышца, выпрямляющая позвоночник (m.Erector spinae).
- 2. Мышцы груди. Фасции груди.
- 3. Диафрагма.
- 4. Мышцы живота. Фасции живота.
- 2. Пирамидальная мышца.
- 1. Квадратная мышца поясницы.
- 5. Топографические образования живота.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы плечевого пояса.
- 4. Круглые мышцы (малая и большая) (m.Teres minor et major).
- 2. Мышцы плеча.
- 4. Мышцы кисти.
- 5. Фасции верхней конечности.
- 6. Топография верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы тазобедренной области.
- 2. Грушевидная мышца (m.Piriformis).
- 3. Внутренняя запирательная мышца (m.Obduratorius internus).
- 1. Двуглавая мышца (m.Biceps femoris).
- 2. Полусухожильная и полуперепоночатая мышцы (mm. Semitendinosus et semimembranosus).
- 3. Мышцы голени.
- 3. Подколенная мышца (m.Popliteus).
- 4. Мышцы стопы.
- 5. Фасции нижней конечности.
- 6. Топография нижней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Нервная система – общее понятие.
- 2. Рефлек, классификация, значение.
- 3. Синапс, понятие, виды.
- 4. Виды нервной деятельности.
- 4. Условный тормоз.
- 5. Значение, функции нервной системы.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Общее строение спинного мозга.
- 2. Функции спинного мозга.
- 3. Внутреннее строение спинного мозга.
- 5. Оболочки спинного мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия: Оснащение: таблицы, учебник, атлас.
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика смн.
- 2. Шейное сплетение (plexus cervicalis).
- 3. Плечевое сплетение(plexus brachialis).
- 4. Поясничное сплетение (plexus lumbalis).
- 5. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
- 6. Копчиковое сплетение.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общее строение головного мозга.
- 2. Продолговатый мозг, строение.
- 3. Функции продолговатого мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Задний мозг.
- 2. Средний мозг – строение, функции.
- 3. Промежуточный мозг – строение, функции.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика конечного мозга.
- 2. Борозды, извилины, доли конечного мозга.
- 3. Внутреннее строение конечного мозга.
- 4. Полость головного мозга.
- 5. Оболочки головного мозга.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Функциональные виды черепных нервов.
- 2. Черепные нервы I-VI пары.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Черепные нервы VII-XII.
- 2. Проведение возбуждения по нервному волокну (опережающее задание на дом).
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Единая нервная система условно подразделяется на 2 части:
- 2. Особенности строения вегетативной нервной системы и различия с соматической нервной системой:
- 3. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала
- 1. Понятие – сенсорная система.
- 2. Определение и характеристика рецепторов.
- Определение органов чувств. Звенья анализатора.
- 4. Общая характеристика кожи.
- 5) В коже выделяют 2 слоя:
- 5 Основных слоев эпидермиса:
- 9) Орган вкуса
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Функции сетчатки Фоторецепция
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Оптическая система глаза
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Невесомость
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 9) Регуляция образования и выделения гормонов.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Артерии верхней конечности
- Артерии нижней конечности
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная работа студентов.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала. Функциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка. Иммунитет
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Процесс дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Поджелудочная железа
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружные женские половые органы
- Внутренние женские половые органы
- Физиология женских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружние мужские половые органы
- Внутренние мужские половые органы
- Физиология мужских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов а. Тест-эталонные задания с применением компьютера (30 минут)
- IV. Изучение нового материала
- I. Общая схема иммуннитета
- II. Неспецифические факторы иммунной защиты
- Специфические факторы иммунной защиты
- Органы иммунной системы
- VI. Подведение итогов
- Эталоны ответов для тестовых заданий по анатомии и физиологии человека