IV. Изложение нового материала.
План:
Что такое орган слуха
Наружное ухо
Среднее ухо
Внутреннее ухо
Восприятие звука
Вестибулярный аппарат
Орган слуха и равновесия главной своей частью расположен в пирамиде височной кости. Преддверно-улитковый орган (organum vestibulocochleare) делится на наружное, среднее и внутреннее ухо. Эти части связаны анатомически и функционально.
Наружное ухо состоит из ушной раковины, наружное слухового прохода, барабанной перепонки. Предназначено для улавливания и проведения звуковых колебаний.
Ушная раковина образованна эластическим хрящом сложной формы, покрытым кожей. В ней различают завиток, образованный свободным загнутым краем хряща, и идущий параллельно ему валик – противозавиток. У переднего края ушной раковины лежит выступ – козелок. К заде от него расположен – противоказелок, отделённый от козелка вырезкой. Внизу ушная раковина заканчивается кожной складкой, не содержащей хряща, - долькой ушной раковины, или мочкой уха. Ушная раковина прикрепляется к височной кости связками и имеет рудиментарные мышцы, являющиеся остатками мышц, хорошо выраженных у животных. Ушная раковина устроена так, чтобы максимально концентрировать звуковые колебания и направлять их в наружное слуховое отверстие.
Наружный слуховой проход – состоит из хрящевой и костной (ткани) части. Хрящевая часть является продолжением хряща ушной раковины и составляет 1/3 его длинны, остальные 2/3 его образованы костным каналом височной кости. Вместе перехода одной части в другую наружный слуховой проход сужен (6 мм) и изогнут. Длинна слухового прохода около 36 мм, а диаметр около 9 мм, имеет вид S – образной трубки, снаружи открывается слуховым отверстием, а его внутренний конец замыкает барабанная перепонка. Он выстлан кожей и богат железами, выделяющими ушную серу и жировыми железами.
Барабанная перепонка – ( membrana tympani) – находится на границе между наружным и средним ухом. Она стоит наклонно, образуя острый угол с (его) нижней стенкой слухового прохода.
Имеет овальную форму и представляет собой тонкую фиброзную пластинку размером 11x9 мм, втянутую внутрь барабанной полости. Она покрыта снаружи истонченной кожей, а изнутри – слизистой оболочкой. В верхнем отделе она особенно тонка и не содержит фиброзной основы – это ненатянутая часть, или шрапнелиева перепонка. В центре барабанной перепонки – углубление это пупок, который соответствует прикреплению с внутренней стороны рукоятки молоточка.
Среднее ухо лежит внутри пирамиды височной кости и состоит из барабанной полости и слуховой трубы (евстахиевой), соединяющей среднее ухо с носоглоткой.
Барабанная полость – выслана слизистой оболочкой и заполнена воздухом – V = около 1 см3. По форме её сравнивают с низким цилиндром (барабаном), поставленным на ребро и направленным в сторону наружного слухового прохода. В ней различают 6 стенок:
Верхняя покрышечная – отделяет от полости черепа, находится на верхней поверхности пирамиды височной кости.
Нижняя ярёмная – отделяет барабанную полость от наружного основания черепа, находится на нижней поверхности пирамиды височной кости и соответствует области ярёмной ямки.
Медиальная лабиринтная – отделяет барабанную полость от костного лабиринта внутреннего уха. На этой стенки 2 отверстия:
1. Овальное – окно преддверия – закрытое основанием стремечка
2. Круглое – окно улитки, закрытое вторичной барабанной перепонкой.
4) Задняя сосцевидная – отделяет барабанную полость от сосцевидного отростка, имеет отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру, которая
соединяется с сосцевидными ячейками.
5) Передняя сонная – граничит с сонным каналом. На этой стенки находится барабанное отверстие слуховой трубы, чрез неё барабанная полость соединяется с носоглоткой.
6) Латеральная перепончатая – образованна барабанной перепонкой и окружающими её частями височной кости.
Евстахиева труба – (слуховая) – имеет длину около 35 мм, ширину 2 мм. Состоит из костной и хрящевой частей.
Костная часть открывается на передней стенке барабанной полости барабанным отверстием. Эта часть является нижним полуканалом мышечно-трубного канала.
Хрящевая часть образованна эластическим хрящом и открывается на боковой стенки носоглотки глоточным отверстием. Слизистая оболочка трубы выстлана в основном мерцательным эпителием, содержит слизистые железы и скопления лимфозной ткани (трубные миндалины).
Функция трубы:
Служит для поступления воздуха из глотки в барабанную полость.
Поддерживает в полости давление, одинаковое с внешним – это важно для нормальной работы звукопроводящего аппарата.
В барабанной полости располагаются 3 слуховые косточки:
1. Молоточек (malleus)
2. Наковальня (incus)
3. Стремя (stapes) – они образуют систему рычагов, передающих колебания с барабанной перепонки на овальное окно и соединёнными между собой суставами и связками.
Наковальне – молоточковый сустав
Наковальне – стременной сустав
Движение слуховых косточек обеспечивают 2 мышцы:
Мышца, напрягающая барабанную перепонку
стременная мышца
4. Внутреннее ухо – образованно сложно устроенным костными каналами, лежащими в пирамиде височной кости и получившими название лабиринта.
Он расположен между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом, через который к лабиринту подходит преддверно-улитковый нерв (VIII пара).
Выделяют костный и перепончатый лабиринт, расположенный внутри костного.
Костный лабиринт состоит из 3х отделов: преддверия, улитки и полукружных каналов.
Преддверие (vestibulum) – это полость небольших размеров, неправильной формы.
На латеральной стенке 2 отверстия: окно преддверия и окно улитки. На медиальной стенке – гребень преддверия – он делит полость на 2 углубления - переднее сферическое и заднее эллиптическое. Через отверстие на задней стенке полость преддверия соединятся с костным полукружным каналами, а через отверстие на передней стенке сферическое углубление преддверия соединяется с костным спиральным каналом улитки.
Улитка – (cohlea) образованна спиральным каналом, который свёртывается наподобие раковины улитки и образует 2,5 оборота. Это передняя часть костного лабиринта. Её основание обращено к внутреннему слуховому проходу. Костный стержень, пронизанный каналами для нервов, вокруг которого свёртываются ходы улитки, лежит горизонтально и называется веретеном. В полость канала улитки на всём протяжении от веретена отходит костная спиральная пластинка, в основании которой находится спиральный канал, сообщающиёся с каналами веретена. В нём лежат нервные узлы улитковой части нерва.
Костные полукружные каналы – это 3 дугообразно изогнутых хода – расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, сагиттальной и фронтальной. Каждый из них имеет 2 ножки, одна из которых расширена в виде ампулы. Ножки – это конец канала. Полукружные каналы открываются пятью отверстиями в полость преддверия.
Перепончатый лабиринт – лежит внутри костного и в основном повторяет его очертания. Стенки его образованны тонкой соединительной пластинкой. Внутри него находится прозрачная жидкость – эндолимфа.
Так как перепончатый лабиринт несколько меньше костного, между их стенками находится пространство, заполненное перилимфой. Из этого пространства по перелимфотическому протоку, который проходит в канальца улитки, перилимфа оттекает в подпаутинное пространство оболочек ч/м.
В преддверии расположены 2 части перепончатого лабиринта:
1. Овальной формы маточка 2. Округлой, несколько вытянутой формы мешочек. Они соединены между собой.
Маточка пятью отверстиями ( 2 ножки полукружных каналов предварительно сливаются) сообщается с полукружными перепончатыми каналами, повторяющими форму форму костных. Мешочек соединяется узким каналом с перепончатым протоком улитки.
Перепончатый проток улитки – имеет на разрезе треугольную форму. Одна его стенка срастается со стенкой костного канала улитки, две другие отделяют его от перилимфотического пространства и называются основной и преддверной мембранами. Проток улитки разделяет перилимфотическое пространство улиткового канала на 2 лестницы:
Барабанную, сообщающуюся с областью расположения круглого окна.
Преддверную, сообщающуюся с перелимфотическим пространством преддверия .
В ампулах полукружных каналов находятся гребешки, а в области маточки и мешочка – пятна, представляющиеся собой рецепторные участки вестибулярного (стоматического) аппарата, в которых заканчиваются периодические отростки клеток вестибулярного узла, расположенного во внутреннем слуховом проходе.
Эти клетки являются первым нейроном вестибулярного пути. Центральные Отростки клеток вестибулярного узла образуют вестибулярную (преддверную) часть преддверно-улиткового нерва (VIII пара) и подходят в его составе к ядрам, лежащим в ромбовидной ямке ( второй нейрон). Эти ядра имеют многочисленные связи с двигательными ядрами ствола мозга, мозжечком, спинным мозгом.
Отростки клеток вестибулярных ядер направляются в зрительный бугор ( третий нейрон), а затем к коре полушарий. В области улиткового протока, на его основной пластинке, состоящей из фиброзных волокон разной длинны, расположен спиральный (кортиев) орган, являющийся рецепторным аппаратом органа слуха.
Состоит из 5 рядов рецепторных клеток, имеющих на конце по 60 – 70 волосков. В каждом кортиевом органе 24 000 волосковых клеток. Они располагаются на бальзаной пластинке, которую сравнивают со струнами арфы. Количество таких струн у человека около 24 000. Над волосковыми клетками нависает подвижная мембрана – покрышка. Один её край свободен, а другой прикреплён к базальной мембране.
5. Восприятие звука – Ушная раковина собирает звуки и направляет их в наружный слуховой проход. На границе его и среднего уха наклонно натянута барабанная перепонка – она вибрирует над действием звуковых волн.
Полость среднего уха через слуховую трубу сообщается с полостью глотки. Это устройство обеспечивает одинаковое давление по обе стороны барабанной перепонки. Иначе при очень больших перепадах наружного давления, при сильных звуках или быстром подъёме на самолёте мог бы произойти разрыв барабанной перепонки.
Система косточек среднего уха передаёт колебания барабанной перепонки через овальное окно в канал преддверия, слуховые косточки уменьшают амплитуду колебаний барабанной перепонки и увеличивают их силу. Жидкость не сжимаема, но поскольку лестница преддверия через отверстие на вершине улитки соединяется с барабанной лестницей, волна давления звука передаётся на перилимфу вызывая выбухание круглого окна. Так, колебания барабанной перепонки, обусловленные действием звуковых волн, приводят в колебательное движение перилимфу верхнего и нижнего канала, так как мембрана, отделяющая лестницу преддверия от протока улитки, очень тонкая, то в колебание вовлекается и эндолимфа, и базальная (основная) мембрана, на которой располагаются волосковые слуховые клетки. При этом волоски касаются покровной пластинки, деформируются и в рецепторах возникает рецепторный потенциал, а в окончаниях слухового нерва – нервные импульсы. Человек воспринимает звуки с частотой 16 – 20 000 Гц (колебаний в секунду). Звук речи имеет частоту 150 – 2500 Гц. К старости человек воспринимает звуки только с частотой до 15 000 Гц, по этому звук сверчка старики не слышат. Звуки частотой меньше 16 000 Гц – инфразвуки, а выше 20 000 Гц – ультразвуки. Возбуждение от волосковых клеток кортиева органа передаётся через слуховой нерв, ганглиозные клетки которого находятся в спиральном узле улитки.
Второй нейрон располагается в продолговатом мозге, третий – в медиальном коленчатом теле и нижнем бугорке четверохолмия и четвёртый – в височных долях коры больших полушарий ( поперечные височные извилины – это корковый конец слухового анализатора). Большинство слуховых путей перекрещивается. В слуховой зоне коры нервные импульсы декорируются в слуховые ощущения.
6. Вестибулярный аппарат (орган равновесия)
Рецепторы его раздражаются наклоном или движением головы, при этом
возникают рефлекторные сокращения мышц, способствующие выпрямлению тела и сохранению позы. При помощи рецепторов органа равновесия происходит восприятие положения головы в пространстве, а также восприятие движения тела.
Разрушение полукружных каналов и преддверия вызывает потерю чувства равновесия. У человека ориентация в пространстве также осуществляется при помощи органа зрения, проприоцептивной и томтильной чувствительности.
В круглом мешочки пятнышко расположено в вертикальной плоскости, а в овальном – маточке – в горизонтальном. При нормальном положении тела сила тяжести заставляет отолиты (состоят из мелких кристалликов карбоната калия, находятся в пятнышках, а пятнышка – в эндолимфе) оказывать давление на определённые волосковые клетки. Когда давление на определённые волосковые клетки. Когда голова повёрнута теменем в низ, отолит провисает на волосках, при боковом наклоне головы один отолит давит на волоски, а другой провисает. Изменение давления отолитов вызывает возбуждение волосковых клеток, сигнализирующее о положении головы в пространстве.
Невесомость – в невесомости в результате потери массы отолиталии и эндолимфой ориентация в пространстве может осуществляться вестибулярного аппарата выше, что может вызвать нарушение вегетативных функций ( АД, дыхания, ЧСС). Отсутствие нагрузки на опорно-двигательный аппарат меньше импульсы от проприорецепторов, что ведет к снижению тонуса коры больших полушарий и скелетных мышц. При длительном пребывании в состоянии невесомости и отсутствии специальных мышечных упражнений возможна атрофия мышц и скелета вследствие выделения больших количеств кальция и фосфора.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Изложение лекционного материала
- 1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
- 2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
- 3. Методы, используемые для изучения анатомии:
- 4. Этапы развития анатомии.
- 5. Древние ученые анатомы:
- 6. Анатомическая номенклатура:
- 7. Оси, плоскости, условные линии тела.
- 3 Вида плоскостей:
- В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально м положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед!
- V.Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- Латинская терминология
- Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- IV. Изложение лекционного материала
- 2. Ткани – определение, строение, функции, классификация.
- 3. Эпителиальная ткань – определение, строение, функции, классификация.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III.Контроль знаний студентов
- IV.Изложение лекционного материала
- 1. Топография, строение, классификация и функции соединительной ткани.
- 2. Плотная волокнистая соединительная ткань.
- 1. Соединительная ткань с особыми свойствами:
- 2. Скелетные твердые:
- 2. Топография, строение, классификация и функции мышечной ткани.
- 2. Поперечнополосатая мышечная ткань.
- V.Внеаудиторная работа.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Нервная ткань.
- V. Внеадиторная работа (задания на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Анатомия и физиология аппарата движения.
- 2. Виды костей.
- 4. Соединение костей.
- 5. Виды движения в суставах.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Морфофункциональная характеристика туловища.
- 2. Строение, соединение позвонков.
- 3. Строение грудной клетки.
- 4. Соединение костей торакса.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Скелет плечевого пояса. Соединение костей плечевого пояса.
- 2. Скелет свободной верхней конечности.
- 3. Соединение костей верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижней конечности».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости таза. Соединение косей таза.
- 2. Скелет свободной нижней конечности состоит из:
- 3. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 4. Стопа как целое.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Череп – определение.
- 2. Мозговой череп
- 3. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Лицевой череп».
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости лицевого черепа.
- 2. Череп как целое.
- 3. Половые различия черепа.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы.
- 2. Мышца как орган.
- 3. Классификация мышц.
- 5. Квадратная, треугольная, круглая, дельтовидная, зубчатая.
- 4. Фасции мышц.
- 5. Свойства мышц.
- 6. Работа мышц.
- 7. Механизм мышечного сокращения.
- Механизм мышечного сокращения.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- 4. Медиальная крыловидная мышца(m.Ptherygoideus medialis).
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Поверхностные мышцы шеи.
- 2. Срединная группа мышц шеи (надподъязычные и подподъязычные).
- 4. Подбородочно-подъязычная мышца.
- 3. Глубокий слой мышц шеи.
- 1. Лестничные мышцы (передняя, средняя и задняя).
- 5. Топографические образования шеи.
- Образования шеи:
- Топография шеи
- Передний треугольник делится на 3:
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы спины. Фасции спины.
- 3. Ромбовидные мышцы (большая и малая)(mm.Rhomboidei major et minor).
- 2. Ременная мышца шеи (m.Splenius cervicia).
- 3. Мышца, выпрямляющая позвоночник (m.Erector spinae).
- 2. Мышцы груди. Фасции груди.
- 3. Диафрагма.
- 4. Мышцы живота. Фасции живота.
- 2. Пирамидальная мышца.
- 1. Квадратная мышца поясницы.
- 5. Топографические образования живота.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы плечевого пояса.
- 4. Круглые мышцы (малая и большая) (m.Teres minor et major).
- 2. Мышцы плеча.
- 4. Мышцы кисти.
- 5. Фасции верхней конечности.
- 6. Топография верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы тазобедренной области.
- 2. Грушевидная мышца (m.Piriformis).
- 3. Внутренняя запирательная мышца (m.Obduratorius internus).
- 1. Двуглавая мышца (m.Biceps femoris).
- 2. Полусухожильная и полуперепоночатая мышцы (mm. Semitendinosus et semimembranosus).
- 3. Мышцы голени.
- 3. Подколенная мышца (m.Popliteus).
- 4. Мышцы стопы.
- 5. Фасции нижней конечности.
- 6. Топография нижней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Нервная система – общее понятие.
- 2. Рефлек, классификация, значение.
- 3. Синапс, понятие, виды.
- 4. Виды нервной деятельности.
- 4. Условный тормоз.
- 5. Значение, функции нервной системы.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Общее строение спинного мозга.
- 2. Функции спинного мозга.
- 3. Внутреннее строение спинного мозга.
- 5. Оболочки спинного мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия: Оснащение: таблицы, учебник, атлас.
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика смн.
- 2. Шейное сплетение (plexus cervicalis).
- 3. Плечевое сплетение(plexus brachialis).
- 4. Поясничное сплетение (plexus lumbalis).
- 5. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
- 6. Копчиковое сплетение.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общее строение головного мозга.
- 2. Продолговатый мозг, строение.
- 3. Функции продолговатого мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Задний мозг.
- 2. Средний мозг – строение, функции.
- 3. Промежуточный мозг – строение, функции.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика конечного мозга.
- 2. Борозды, извилины, доли конечного мозга.
- 3. Внутреннее строение конечного мозга.
- 4. Полость головного мозга.
- 5. Оболочки головного мозга.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Функциональные виды черепных нервов.
- 2. Черепные нервы I-VI пары.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Черепные нервы VII-XII.
- 2. Проведение возбуждения по нервному волокну (опережающее задание на дом).
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Единая нервная система условно подразделяется на 2 части:
- 2. Особенности строения вегетативной нервной системы и различия с соматической нервной системой:
- 3. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала
- 1. Понятие – сенсорная система.
- 2. Определение и характеристика рецепторов.
- Определение органов чувств. Звенья анализатора.
- 4. Общая характеристика кожи.
- 5) В коже выделяют 2 слоя:
- 5 Основных слоев эпидермиса:
- 9) Орган вкуса
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Функции сетчатки Фоторецепция
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Оптическая система глаза
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Невесомость
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 9) Регуляция образования и выделения гормонов.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Артерии верхней конечности
- Артерии нижней конечности
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная работа студентов.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала. Функциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка. Иммунитет
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Процесс дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Поджелудочная железа
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружные женские половые органы
- Внутренние женские половые органы
- Физиология женских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружние мужские половые органы
- Внутренние мужские половые органы
- Физиология мужских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов а. Тест-эталонные задания с применением компьютера (30 минут)
- IV. Изучение нового материала
- I. Общая схема иммуннитета
- II. Неспецифические факторы иммунной защиты
- Специфические факторы иммунной защиты
- Органы иммунной системы
- VI. Подведение итогов
- Эталоны ответов для тестовых заданий по анатомии и физиологии человека