IV. Изложение нового материала.
План:
1 Понятие эндокринная железа.
2 Щитовидная железа.
3 Паращитовидная железа.
4 Поджелудочная железа.
5 Надпочечник.
6 Половые железы.
7 Гипофиз.
8 Эпифиз.
9 Выделение гормонов.
1) Железы, секрет которых поступает непосредственно в кровь, называются железами внутренней секреции, или эндокринными железами.
Процесс выработки и выделения активных веществ эндокринными железами называют - внутренней секрецией, а вырабатываемые вещества – гормонами.
Гормоны - это биологически активные вещества, которые оказывают специальное действие на обмен веществ, рост и развитие организма.
Для подержания рост, жизнедеятельности организма требуется определенный уровень содержания гормонов в крови.
В тех случаях, когда наблюдается недостаток того или иного гормона, говорят о гипофункции данной железы. Когда гормоны вырабатываются железой в избытке, говорят о гиперфункции железы. При гипо-гиперфункциях желез внутренней секреции возникают эндокринные заболевания. В настоящие время известно большое количество гормонов, многие из которых синтезированные (инсулин, адреналин и др.)
Гормоны в организме являются регуляторами биохимических процессов. Поступая в кровь, гормоны током крови разносятся по всему организму и оказывают специфическое действие: изменяют синтез белков, жиров, углеводов, активность ферментов, проницаемость мембран клеток.
В связи с тем, что гормоны оказывают влияние на организм, принято говорить о гуморальной регуляции. Однако, все процессы, протекающие в организме, находятся под постоянным контролем ЦНС. Такую двойственную регуляцию деятельности органов называют нервно- гуморальной.
В организме человека ЖВС располагаются следующим образом: в области головного мозга – гипофиз и эпифиз; в области шеи и грудной клетки щитовидная, паращитовидная и вилочковая железы; в брюшной полости – поджелудочная железа и надпочечники; в области таза – яичники и семенники.
2) Щитовидная железа ( glandula thyreoidea ) – непарный орган состоит из двух долей (правой и левой) соединенных перешейком. В 25% случаев имеется 4 доля пирамидная. Расположена в передней области шеи так, что перешеек ее соответствует уровню 1 – 3-го или 2-4 –го хряща трахеи, а верхние полюса боковых долей достигают гортани. Масса составляет у взрослого 25-30г. У женщин масса и объем ее больше, чем у мужчин. Железа имеет фиброзную капсулу, которая связывает ее с соседними органами, благодаря чему железа изменяет свое положение (например, поднимается или опускается при глотании).
От капсулы в глубину ткани отходят перегородки – трабекулы, разделяющие железу на дольки, состоящие из фолликулов, стенка которых образованна однослойным эпителием, а полости их заполнены вязкой массой – коллоидом, который содержит тироидные гормоны. Железистый фолликулярный эпителий обладает избирательной способностью к накоплению йода.
Гормонами щитовидной железы являются ТИРОКСИН (Т4) и тринодтиронин (Т3). Также вырабатывается тиреокальционин - уровень Ca в парафоликулярной ткани. Железа ежедневно выделяет в составе гормонов до 0.3 мг. йода. Следовательно человек должен ежедневно с пищей и водой получать йод.
Секреция щитовидной железы регулируется тиреотробным гормоном передней долей гипофиза. Если же в пище и воде отсутствует йод, то секреция тироксина уменьшается. Это обуславливает усиленную секрецию тиреотропных гормонов гипофиза. Вследствие этого щитовидная железа гипертрофируется, развивается зоб, хотя общая продукция тироксина снижена. Это заболевание называется эндемическим зобом. Тиреоидные гормоны оказывают влияние на обменные процессы, рост и развитие организма, они участвуют в адоптированных реакциях. Особенно выражено их влияние на энергетический обмен – повышает синтез белка, распад жиров и углеводов. В молодом возрасте гормоны имеют значения для роста, физического и психического развития.
При гипофункции – у детей КРИТЕНИЗМ – задержка роста, полового развития, нарушаются пропорции тела, развивается умственная отсталость.
При гиперфункции – БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ – повышение возбудимости ЦНС, повышен основной обмен, учащается сердцебиение, пучеглазие, уменьшается масса тела. У человека развивается сильное чувство голода, поедает большое количество пищи (ПОЛИФАГИЯ).
3) Паращитовидная железа (glandula parathyroidea superioet inferion) – это овальные тельца, расположенные на задней поверхности долей щитовидной железы. Количество этих телец – от 2до 7-8 ,в среднем 4, по 2 железы на каждую долю щитовидной железы. Длина телец 4-8 мм; ширина 3-4 мм, толщина 2-3 мм, общая их масса около 0,9г.
Клетки, составляющие железы, группируются в виде фолликулов, в просвете которых находится коллоидное вещество, в отличие от щитовидной железы бедное йодом. Эти железы вырабатывают Паратгормон, являющейся важнейшим фактором регуляции содержания кальция и фосфора в организме. После удаления паращитовидных желез через 2-5 дней развиваются характерные судороги и животное погибает. Паратгормон (или паратиреокрин) способствует поддержанию уровня Ca в крови, который необходим для нормальной деятельности нервной и отложения Ca в костях.
При гипофункции железы – (гипопаратиреоз) – ТЕТАНИЯ синдром – приступы судорог. В крови понижается содержание Ca и повышается количество Калия – ведет к резкому повышению возбудимости. При недостатке в крови Ca – идет освобождение Ca из костей – их размягчение. При избытке Ca в крови – гиперфункция железы – Ca откладывается в необходимых для него местах – в сосудах, аорте, почках.
4) Вилочковая железа – thymus. Орган детского и юношеского возраста, состоит из правой и левой долей, соединенных рыхлой клетчаткой. Располагается в передней части верхнего средостения (в грудной полости). С деятельностью железы связан период наиболее интенсивного роста организма. Железа отличается обилием лимфоидных клеток и особых образований – это тельца вилочковой железы (тельца ГАСАЛЯ) – они состоят из уплотненных эпителиальных клеток. ТИМУС – это центральный орган иммунитета. Она продуцирует Т – лимфоциты (ответственные за реакции клеточного иммунитета), антиген распознающие клетки, регули-рующие выработку антител.
Гормоны железы еще не выделены в чистом виде. Полученные из вытяжек железы, активные вещества влияют на нейромышечную передачу, углеводный обмен, обмен Ca. Удаление тимуса у новорожденных животных нарушает нормальное развитие, тормозится рост, животное теряет массу, худеет и погибает. При введении экстрактов железы развитие идет нормально.
4) Поджелудочная железа – Pancreas гормонопродуцирующей (частью) тканью являются панкреатические островки (островки ЛАРГЕНГАНСА) – это эндокринная часть железы. Их больше всего в области хвоста железы. Размеры островков 0,1 – 0,3 мм, а общая их масса 1/100 массы поджелудочной железы. А – клетки вырабатывают гормон глюкагон – способствует превращению гликогена печени в глюкозу крови, в результате чего увеличивается количество сахара в крови.
В - клетки – вырабатывают инсулин – увеличивают проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что способствует отложению гликогена и понижает количество сахара в крови.
При гипофункции – в результате заболевания или частичного удаления (экстирпации) – тяжелое заболевание САХАРНЫЙ ДИАБЕТ – понижается способность тканей усваивать углеводы, в результате чего сахар в крови может повыситься до 0,1 – 0,4% . Избыток сахара выводится почками, концентрация сахара в моче может доходить до 5% и более. У человека повышается жажда, в печени понижается содержание гликогена. В связи с выведением большого количества сахара в организме происходит превращение белков и углеводов в сахар.
В результате неполного окисления жиров в крови появляются промежуточные продукты распада жира – кетоновые тела, что приводит к повышению кислотности в крови. В результате этого – расстройства функций организма: изменяется дыхание, может произойти диабетическая кома.
5) Надпочечник (glandula suprarenalis).
Над верхним полюсом каждой почки расположено по одной небольшой железе полулунной формы – это надпочечники. Масса обеих желез около 15 (12 – 13г), длина 40 – 60 мм , ширина 2 -8мм.
Надпочечник состоит из 2х совершенно самостоятельных частей: темного мозгового вещества и бледного наружного слоя – коры.
В корковом веществе вырабатываются – кортикостероиды, которые делятся на:
1 – минералокортикоды (альдостерон) – регулирует обмен Na и Калия.
2 – Глюкокортикоиды – регулируют углеводный обмен, стимулирует превращение белков в углеводы, ускоряют синтез гликогена в мышцах – повышают работоспособность. Особенно большую роль играют глюкокортикоиды при больших мышечных напряжениях, при действии сверхсильных раздражителей, недостаточно О2 – в результате чего вырабатывается большое количество глюкокортикоидов - они обеспечивают приспособление организма к этим чрезвычайным условиям.
Мозговое вещество вырабатывает 2 гормона – норадреналин и адреналин. Адреналин – оказывает влияние на сердечно – сосудистую систему: повышает силу и частоту сердца. Сокращений и вызывает сужение артерий (исключая сосуды сердца и легких), тормозит движение пищеварительного тракта, вызывают расширение зрачка, восстанавливает работоспособность утомленных мышц, оказывает влияние на углеводный обмен, ускоряя распад гликогена и усиливая окислительные процессы в клетках.
Выход адреналина в кровь стимулируется симпатической нервной системой. При различных эмоциональных реакциях (боль, гнев, страх ) увеличивается содержание адреналина в крови.
Норадреналин – способствует поддержанию тонуса кровеносных сосудов.
Норадреналин вырабатывается в синапсах и участвует в передаче возбуждения с нервных волокон на иннервируемые органы.
При гипофункции – заболевание «болезнь Аддисона» (или бронзовая) – исхудание, быстрая утомляемость, мышечная слабость, человек не может производить мышечную работу, появляется бронзовая окраска кожи.
Изменение концентрации глюкокортикоидов:
При повышенной секреции кортизола – ожирение, усиленный распад белков, задержка воды, гипертензия и т. д. При понижении кортикостероидов – болезнь Аддисона.
При избытке минеролокортикоидов – повышается концентрация Na и понижается содержания K в крови – возрастает осматическое давление крови, задерживается вода в организме,
повышается АД.
При дефиците миниралокортикоидов - понижение уровня Na в крови и тканях и повышается К. Потеря Na – сопровождается потерей воды в организме.
6) Половые железы – яичко (семенник) у мужчин и яичники у женщин.
Выполняют две функции: вырабатывают половые клетки и гормоны, под влиянием которых происходит формирование вторичных половых признаков.
Специальные интеротециальные клетки вырабатывают половой гормон – тестостерон у мужчин.
У женщин в фолликуле развивается яйцеклетка и выделяется гормон – фолликулин (или эстра-диол). На месте лопнувшего фолликула развивается желтое тело, которое вырабатывает второй гормон – прогестерон. Этот гормон иначе называют гормоном беременности. Если происходит оплодотворение яйцеклетки, желтое тело разрастается и выделяет прогестерон, который способствует прикреплению яйцеклетки к слизистой оболочке матки, прекращает сокращение матки и способствует росту молочных желез. Если оплодотворение не произошло, желтое тело увядает и развивается снова очередной фолликул. В этом периоде у женщин появляется менструация.
Мужской половой гормон – тестостерон стимулирует развитие вторичных половых признаков (рост бороды, характерное распределение волос на теле, развитие мускулатуры и др.) и всего облика, свойственного мужчине. После удаления семенников (кастрация) у мужчин прекращается рост бороды, голос становится более высоким, появляется отложение жира в местах, женскому организму.
7) Гипофиз – hypophysts – небольшая железа овальной формы, расположена в ямке турецкого седла. Масса его у мужчин – 0,5 г. У женщин – 0.6г., а у беременных может увеличиваться до 1г.
Снаружи гипофиз покрыт капсулой. Гипофиз состоит из трех частей: передней, промежуточной и задней долей. Передняя доля составляет 70 – 80% массы всей железы.
Передняя доля гипофиза (аденогипофиз) вырабатывает и выделяет тропные гормоны, являющиеся регуляторами активности эндокринных желез.
1. Адренокортикотропный гормон (АКТГ) - регулирует секрецию коры надпочечников.
2. Гонадотропные гормоны - а) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), б) лютеинизирующий гормон ( ЛГ), в) пролактин ( ПРЛ)- влияют на половое созревание организма, регулируют и стимулируют развитие фолликулов в яичниках, овуляцию, рост молочных желез, выработку молока, процесс сперматогенеза у мужчин. Стимулируют выделение этих гормонов релизинг – факторы гипоталамуса.
3. Тиреотропные гормоны (ТГ) - регулируется тиреопнинрилизинг гормоном гипоталамуса, стимулирует рост и развитие щитовидной железы, выработку и выделение Т4 и Т3 .
4. Соматропный гормон (СТГ) роста – секреция гормона роста регулируется гипоталамическим гормонами: рилизин – гормонам и ингибирующим гормоном сомастотином.
СТГ принимает активное участие регуляции роста и развитие молодого организма. После полового созревания происходит окостенение эпифизиарных хрящей и СТГ у взрослых – акромегалия в длину. При гиперфункции СТГ в молодом возрасте - ГИГАНТИЗМ.
При гипофункции СТГ - карликовость (нанизм). Для этой болезни характерно отставание в росте ( в возрасте 20 лет – менее 120 см у женщин и 130 см у мужчин), пропорциональное уменьшение всех частей тела и внутренних органов. Имеется половое недоразвитие.
Промежуточная доля гипофиза – меланоцитостимулирующий (МСГ) – стимулирующий биосинтез меланина, увеличивает количество и размеры меланоцитов.
Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз) - выделяет 2 гормона:
- окситоцин - стимулирует сокращение мускулатуры матки , усиливает выделение молока, изменяет тонус гладких мышц ЖКТ, тормозит функции желтого тела.
-Вазопрессин – или антидиуретический гормон (АДГ) – оказывает сосудосживающее и антидиуретическое действие. При гипофункции АДГ – несахарный диабет – выделяется до 10 литров и более мочи в сутки и появляется неутолимая жажда.
8) Эпифиз или шишковидное тело (corpus pineal). Овальное, небольшое, железистое образование. Относящееся к промежуточному мозгу. Эпифиз расположен над таламусом и между холмиками среднего мозга. Масса около 0,2г., длина 8-15 мм, ширина 6-10 мм. Снаружи эпифиз покрыт мягкой соединительной оболочкой мозга. Эпифиз – его паренхима состоит из специализированных железистых клеток – пинеоциты и глиольные клетки – глиоциты. Его клетки выделяют вещества (серотонин, мелатонин) и другие гормоны, а также полипептиды.
Мелатонин – это антагонист меланоцитостимулирующего гормона, антигонадотропным действием
и тормозит развитие гонад. Эпифиз участвует в регуляции обмена электролитов, влияет в раннем возрасте на комплекс эндокринных органов, участвующих в процессах роста и полового развития организма.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Изложение лекционного материала
- 1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
- 2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
- 3. Методы, используемые для изучения анатомии:
- 4. Этапы развития анатомии.
- 5. Древние ученые анатомы:
- 6. Анатомическая номенклатура:
- 7. Оси, плоскости, условные линии тела.
- 3 Вида плоскостей:
- В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально м положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед!
- V.Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- Латинская терминология
- Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- Полости тела.
- 2. Системы органов.
- IV. Изложение лекционного материала
- 2. Ткани – определение, строение, функции, классификация.
- 3. Эпителиальная ткань – определение, строение, функции, классификация.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III.Контроль знаний студентов
- IV.Изложение лекционного материала
- 1. Топография, строение, классификация и функции соединительной ткани.
- 2. Плотная волокнистая соединительная ткань.
- 1. Соединительная ткань с особыми свойствами:
- 2. Скелетные твердые:
- 2. Топография, строение, классификация и функции мышечной ткани.
- 2. Поперечнополосатая мышечная ткань.
- V.Внеаудиторная работа.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Нервная ткань.
- V. Внеадиторная работа (задания на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Анатомия и физиология аппарата движения.
- 2. Виды костей.
- 4. Соединение костей.
- 5. Виды движения в суставах.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Морфофункциональная характеристика туловища.
- 2. Строение, соединение позвонков.
- 3. Строение грудной клетки.
- 4. Соединение костей торакса.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Скелет плечевого пояса. Соединение костей плечевого пояса.
- 2. Скелет свободной верхней конечности.
- 3. Соединение костей верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижней конечности».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости таза. Соединение косей таза.
- 2. Скелет свободной нижней конечности состоит из:
- 3. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 4. Стопа как целое.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Череп – определение.
- 2. Мозговой череп
- 3. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тема занятия: «Лицевой череп».
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Кости лицевого черепа.
- 2. Череп как целое.
- 3. Половые различия черепа.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Тип занятия: комбинированное занятие Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение лекционного материала
- 1. Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы.
- 2. Мышца как орган.
- 3. Классификация мышц.
- 5. Квадратная, треугольная, круглая, дельтовидная, зубчатая.
- 4. Фасции мышц.
- 5. Свойства мышц.
- 6. Работа мышц.
- 7. Механизм мышечного сокращения.
- Механизм мышечного сокращения.
- IV. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- 4. Медиальная крыловидная мышца(m.Ptherygoideus medialis).
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Поверхностные мышцы шеи.
- 2. Срединная группа мышц шеи (надподъязычные и подподъязычные).
- 4. Подбородочно-подъязычная мышца.
- 3. Глубокий слой мышц шеи.
- 1. Лестничные мышцы (передняя, средняя и задняя).
- 5. Топографические образования шеи.
- Образования шеи:
- Топография шеи
- Передний треугольник делится на 3:
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы спины. Фасции спины.
- 3. Ромбовидные мышцы (большая и малая)(mm.Rhomboidei major et minor).
- 2. Ременная мышца шеи (m.Splenius cervicia).
- 3. Мышца, выпрямляющая позвоночник (m.Erector spinae).
- 2. Мышцы груди. Фасции груди.
- 3. Диафрагма.
- 4. Мышцы живота. Фасции живота.
- 2. Пирамидальная мышца.
- 1. Квадратная мышца поясницы.
- 5. Топографические образования живота.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы плечевого пояса.
- 4. Круглые мышцы (малая и большая) (m.Teres minor et major).
- 2. Мышцы плеча.
- 4. Мышцы кисти.
- 5. Фасции верхней конечности.
- 6. Топография верхней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Мышцы тазобедренной области.
- 2. Грушевидная мышца (m.Piriformis).
- 3. Внутренняя запирательная мышца (m.Obduratorius internus).
- 1. Двуглавая мышца (m.Biceps femoris).
- 2. Полусухожильная и полуперепоночатая мышцы (mm. Semitendinosus et semimembranosus).
- 3. Мышцы голени.
- 3. Подколенная мышца (m.Popliteus).
- 4. Мышцы стопы.
- 5. Фасции нижней конечности.
- 6. Топография нижней конечности.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Нервная система – общее понятие.
- 2. Рефлек, классификация, значение.
- 3. Синапс, понятие, виды.
- 4. Виды нервной деятельности.
- 4. Условный тормоз.
- 5. Значение, функции нервной системы.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- 1. Общее строение спинного мозга.
- 2. Функции спинного мозга.
- 3. Внутреннее строение спинного мозга.
- 5. Оболочки спинного мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия: Оснащение: таблицы, учебник, атлас.
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика смн.
- 2. Шейное сплетение (plexus cervicalis).
- 3. Плечевое сплетение(plexus brachialis).
- 4. Поясничное сплетение (plexus lumbalis).
- 5. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
- 6. Копчиковое сплетение.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общее строение головного мозга.
- 2. Продолговатый мозг, строение.
- 3. Функции продолговатого мозга.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Задний мозг.
- 2. Средний мозг – строение, функции.
- 3. Промежуточный мозг – строение, функции.
- V. Внеаудиторная работа (задание на дом).
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Общая характеристика конечного мозга.
- 2. Борозды, извилины, доли конечного мозга.
- 3. Внутреннее строение конечного мозга.
- 4. Полость головного мозга.
- 5. Оболочки головного мозга.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Функциональные виды черепных нервов.
- 2. Черепные нервы I-VI пары.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Черепные нервы VII-XII.
- 2. Проведение возбуждения по нервному волокну (опережающее задание на дом).
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия:
- Литература:
- Ход занятия:
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 1. Единая нервная система условно подразделяется на 2 части:
- 2. Особенности строения вегетативной нервной системы и различия с соматической нервной системой:
- 3. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом).
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала
- 1. Понятие – сенсорная система.
- 2. Определение и характеристика рецепторов.
- Определение органов чувств. Звенья анализатора.
- 4. Общая характеристика кожи.
- 5) В коже выделяют 2 слоя:
- 5 Основных слоев эпидермиса:
- 9) Орган вкуса
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Функции сетчатки Фоторецепция
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Оптическая система глаза
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Невесомость
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- 9) Регуляция образования и выделения гормонов.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Артерии верхней конечности
- Артерии нижней конечности
- V.Внеаудиторная самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная работа студентов.
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала. Функциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка. Иммунитет
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Процесс дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 180 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- Поджелудочная железа
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружные женские половые органы
- Внутренние женские половые органы
- Физиология женских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изучение нового материала
- Наружние мужские половые органы
- Внутренние мужские половые органы
- Физиология мужских половых органов
- V. Подведение итогов
- VI. Внеаудиторная работа (задание на дом)
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов
- IV. Изложение нового материала.
- V. Внеаудитораня самостоятельная работа
- Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
- Студент должен:
- Обеспечение занятия
- Литература:
- Ход занятия:
- I.Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
- III. Контроль знаний студентов а. Тест-эталонные задания с применением компьютера (30 минут)
- IV. Изучение нового материала
- I. Общая схема иммуннитета
- II. Неспецифические факторы иммунной защиты
- Специфические факторы иммунной защиты
- Органы иммунной системы
- VI. Подведение итогов
- Эталоны ответов для тестовых заданий по анатомии и физиологии человека